Найти тему

Душераздирающая заметка о самоубийстве юной, но уже разочаровавшейся в жизни артистки Пушкинского театра

Здравствуй дорогой читатель. Сегодня расскажу о короткой заметке в «Псковских губернских ведомостях» от 31 декабря 1906 года, в которой сообщалось о самоубийстве юной артистки Псковского Пушкинского театра.

Изучая газетные публикации, могу отметить, что они не дают понять, почему прозвучал роковой револьверный выстрел и причина для нас навсегда останется загадкой. Может быть несчастная любовь? коварная соперница? театральные интриги? бедность? или вообще мода на декаданс?

-2

Но предположим, что причины самоубийства актрисы не только личные или сердечные. И поищем причины в обстановке вокруг актрисы.

Кое-что об атмосфере театра того времени нам известно (а о современной могу вообще три вечера подряд у камина рассказывать). 1906 год можно считать для него неудачным. Буквально в апреле 1906 года открылось новое нарядное здание Народного дома имени. А.С. Пушкина, но вот творческая часть и финансы находились в упадке.

Тогда в Пскове управлением всеми театральными делами занималось Общество любителей искусства, состоящее из любителей-энтузиастов. Оно же контролировало наем в труппу на актерской бирже, используя прием, о котором уже шептались актеры. Жалование предлагалось приличное, но был в договоре коварный пункт: «В случае, если приглашенный артист после трех дебютов окажется не на высоте своего положения, дирекция имеет право его уволить без всякой оплаты неустойки». Что происходило достаточно часто, потому что «не на высоте» - весьма размытое понятие, а исполнитель роли зависит от постановщика, костюмера и много другого.

Заканчивался 1906 год, публика искала развлечений, но театральные постановки того периода не удовлетворяли псковского зрителя.

30 декабря госпожа Николаева была занята во второстепенной роли в драме «Мариани» (читай Мориарти), поскольку это была вторая часть пьесы «Шерлок Холмс», которая прошла ранее и успеха не имела.

Корреспондент газеты «Псковитянин» с псевдонимом Несносный разгромил постановку в весьма ехидном тоне. Он пишет:

«Приходится называть их пьесами, т.к. это имя присвоено им афишами, да еще с эпитетом «сенсационный». В действительности, с произведениями драматическими есть только то, что действующие лица появляются на сцене и разговаривают между собой. Пьеса «Мариани» еще слабее и менее остроумна, чем «Шерлок». Нужно поблагодарить автора за то, что остановился на 5 актах, а не написал 10 или 15. И еще за то, что у него хватило мужества взорвать Мариани и тем прекратить его дальнейшие похождения. Хотя есть серьезная опасность, как бы не появилось воскресшего Мариани. Об игре артистов в данном случае говорить не приходится. Некоторые из них не преминули приложить свои старания к провалу пьесы, особенно дамские роли, игравшиеся чрезмерно небрежно. Совершенно неэффектно прошла сцена взрыва, который должен был разрушить весь дом, но даже не поколебал двери. Нужно было или раньше дать занавес, или не пожалеть мешка мусора и известки».

Провал постановки, да еще отмеченная небрежная игра актрис, вполне могла стать тем самым «не на высоте» и на следующий год актриса ангажемента не получила.

-3

Гласным (депутатам) Псковской Городской Думы в начале 1907 года пришлось рассматривать обращение антрепренера дома Пушкина. Из нее видно, что расчеты на самофинансирование не оправдались. Он прямо пишет, что публика не хочет смотреть недорогих, а потому посредственных артистов. Кроме того, губернская власть не позволила народному дому иметь буфет с крепкими напитками, что приманивала бы публику сильнее иных талантов. Пришлось Думе снизить арендную плату и выразить намерение поставить театр на «профессиональные пути».