Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.
Вдруг вспомнилось: в 2016 году в Москве, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи была выставка Roma Aeterna ("Вечный Рим") из Музеев Ватикана. Больше всего народу толпилось у самых старинных картин - мадонны и ангелы 13-15 веков. А меньше всего спускалось в нижний зальчик, где в полумраке выставлялись удивительные картины Донато Крети на астрономические темы.
На них-то я и "залипла". Фотографировать там было нельзя, да и невозможно по причине скудости освещения. Но все картины вывешены на сайте Музеев Ватикана, и хотя разрешение не самое высокое, рассмотреть их можно.
Донато Крети родился в Кремоне в 1671 году и умер в Болонье в 1749.
В 1711 граф Луиджи Марсили, увлекавшийся астрономией, заказал Крети серию картин, изображающих все известные тогда планеты. Серию предполагалось подарить папе Римскому Клементу XI (правил в 1700-1721) с целью убедить его поддержать идею строительства обсерватории в Болонье. Идея отлично сработала. Папе картины понравились, "добро" на обсерваторию было дано, наука двинулась вперед.
Картины и вправду удивительные. На них есть подробности, которыми не интересовались другие художники. Очевидно, Крети получил подробные инструкции и книжные материалы для максимально точного изображения как планет, так и астрономических инструментов того времени.
Считается, что именно этими инструментами граф Марсили пользовался в своей домашней обсерватории.
Как говорит астроном Владимир Сурдин, на Солнце можно посмотреть ровно два раза. Сначала одним глазом, а потом другим. И больше глазок у вас не будет.
На недавнее неполное затмение Солнца в Москве я смотрела сквозь фольгу. Снять ничего, конечно, не удалось. С предыдущими затмениями везло больше - на небе наблюдались облака, и сквозь них смотреть на Солнце и снимать его было можно.
Луна у Донато Крети очень хороша!
Обратим снимание, как подробно прописан лунный ландшафт.
Можно, конечно, сравнить с современными фотографиями, сделанными с помощью хороших телескопов, но я сравню со своим фото, сделанным обычным фотоаппаратом.
С Венерой художник немного схитрил. В то время ее нельзя было рассмотреть так же подробно, как Луну. Лишь в 1761 году Ломоносов открыл существование на Венере атмосферы. Крети в 1711 году таких сведений иметь не мог. И Венеру нарисовал в виде красивого серпа.
Марс и Меркурий у него тоже получились слегка ущербными.
Зато Сатурн - красавец! Кольца на месте.
И Юпитер в полной красе и в полном блеске.
Астрономы обращают внимание, что на Юпитере изображено знаменитое Большое пятно (открыто в 1665 году). А рядом - спутники!
В цикле нет планеты Уран, открытой Уильямом Гершелем лишь в 1781 году.
Ну, и вишенка на торте: комета.
Картины хороши и сами по себе, они очень изысканны по колориту - мглистая гамма, богатая разными оттенками серого, голубого, сизого, зеленоватого, всех тонов коричневого, с яркими пятнами золотистого, серебристого, белого и красного.
Интересно, воображал ли себе художник каких-то обитателей этих планет?.. Придумывал ли какие-то сюжеты или диалоги между изображенными наблюдателями космических тел?..
Когда видишь эти картины наяву, они притягивают необычайным ощущением подлинности.
Крети - фантаст в живописи?..
Ну, тогда понятно, почему он так мне понравился. Научный подход и толика воображения - то, что нужно для создания художественной реальности.
Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!
Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.