Найти в Дзене
Газета.Ru

«Я была двоечницей и победительницей олимпиад одновременно»: колонка о школьной травле

Оглавление

Может ли один и тот же человек пройти в финал олимпиады с конкуренцией более 45 человек на место и при этом иметь в школе двойку по математике — предмету, без знаний по которому невозможно было бы одержать победу в интеллектуальных соревнованиях? Студентка бюджетного отделения РЭУ им Г.В. Плеханова Инна Гвоздикова рассказала «Газете.Ru», как в 11 классе с ней произошли события, которые, казалось бы, никак между собой не сочетаются.

Личный архив Инны Гвоздиковой
Личный архив Инны Гвоздиковой

Разносторонние интересы

Я родилась и выросла в Ставрополе. С детства была разносторонним и увлеченным ребенком. Поэтому к 16 годам у меня был второй взрослый разряд по легкой атлетике, дипломы с отличием об окончании художественной и музыкальной школ. Я успела поучиться программированию в лицее Академии «Яндекса», занималась в нашем городском Кванториуме на направлениях «Робототехника» и «IT». Разрабатывала проекты, участвовала в грантовых конкурсах, хакатонах, олимпиадах, конференциях, форумах.

Все время, что я занималась дополнительным образованием, я училась в обычной школе. И очень мечтала о такой школе или гимназии, которая будет поддерживать мои интересы и помогать в проектной и конкурсной деятельности.

С седьмого класса ходила в «Кванториум» — технопарк, который развивает научно-технический потенциал у детей и подростков — и, по сути, именно этот центр поддерживал во мне интерес к инженерии. Тем не менее мечты о школе я не оставляла. И вот, когда я была в десятом классе, при просмотре списков призеров одной из олимпиад я обратила внимание, что большинство ребят учились в одной школе. Это заинтересовало меня. При более подробном изучении выяснилось, что эта школа работает при одном из Ставропольских университетов. Учителя из нее целенаправленно готовят ребят к олимпиадам. Я загорелась идеей перевестись в эту школу, пусть и за два года до выпуска. Учиться там надо было на порядок больше — но разве это могло остановить человека, который хотел заниматься вместе с единомышленниками?!

К сожалению, на момент, когда я узнала о школе, набор в десятый класс уже закончился. Но я все равно перевелась уже в 11 класс.

Несбывшиеся мечты

Поступив в новую школу, я радовалась. Каково же было мое недоумение, когда учитель стала давать мне задания на уровень выше, чем остальным, и откровенно «валить» меня на них. Никакой поддержки не было и в помине.

Мне без объяснений ставили по математике двойки в ряд, обнуляли пробники ЕГЭ. Каждый урок математики заканчивался слезами. В ноябре 2021 года я отсутствовала на занятиях, так как болела коронавирусом. При этом я не прекращала учиться. Во время болезни я узнала, что прошла на смену в Образовательный Центр «Сириус». Вернувшись в школу, я первым делом поделилась радостной (как оказалось, только для меня) новостью о том, что я прошла в «Сириус», с учительницей математики. После этого она отвела меня к директору и называла «ленивой», плохо отзывалась о моих умственных способностях.

Надо отметить, что все претензии учитель высказывала мне лично.

В конце первого полугодия мы сдавали аттестацию по математике (сессию). В первый раз я получила за работу «неудовлетворительно». Просьбы показать работу и пояснить такую оценку остались без ответа. Второй раз экзамен я сдавала в присутствии комиссии, собранной из преподавателей школы. Тянула билет, готовилась по нему, а затем отвечала. Во время ответа преподаватели обсуждали между собой мои умственные способности. Мне было сложно слушать оскорбления, поэтому я начала плакать. На билет, кстати, я ответила, но опять получила неуд.

Сразу после неаттестации я поехала на Национальную технологическую олимпиаду с конкурсом 45 человек на место, где без знаний по математике и информатике мне не удалось бы даже подступиться к задачам. В итоге я стала победительницей в направлении «Цифровые технологии в архитектуре».

Личный архив Инны Гвоздиковой
Личный архив Инны Гвоздиковой

Возвращение в старую школу

Когда я пыталась рассказать о ситуации и своих чувствах директору, пожаловаться, мне не поверили. Вместо этого я услышала: «Либо ты сейчас переводишься в другую школу, либо мы тебя не допустим к ЕГЭ».

Я забрала документы и вернулась туда, где училась до этого. В статусе двоечницы по математике, участника смены в «Сириусе», а также победительницы олимпиады.

Было горько и грустно получить такой опыт. Не понимаю, почему школа, которая гордится своими олимпиадниками, не была рада победительнице 13-ти и финалистке 7 престижных интеллектуальных и творческих конкурсов. Единственное, что мне приходит на ум, это то, что я просто не нравилась педагогам. С моей стороны не было хамства или пропусков без уважительной причины.

После возвращения в старую школу я продолжила готовиться к экзаменам: иногда на занятия уходило по 10-15 часов. В итоге ЕГЭ по профильной математике я сдала на 72 балла (средний балл по профильной математике в 2022 году составил 56,86 баллов. — «Газета.Ru»). Хотя в той школе меня заверяли, что я не справлюсь даже с базовой математикой.

Моя школьная история уже закончена, но я решила поделиться ей, чтобы ребята, оказавшиеся в аналогичной ситуации, не переставали верить в себя.

Сейчас я понимаю, что только своими силами ученик не сможет сделать вообще ничего. Подросток, которого в школе никто не поддерживает, не может противостоять учителю или учителям, обладающим властью.

Меня морально очень поддерживали родители — но в моем случае и у них не получилось защитить меня от учителя. Но сам факт поддержки позволил мне не опустить руки. Еще я продолжала посещать Кванториум — надо было поступить в ту школу, чтобы понять, насколько ценными были контакты и связи, которые я завела в технопарке.

Только представьте: меня не аттестовали в школе, мне пришлось в конце года вернуться в школу, из которой я ушла. Но это не помешало мне победить на олимпиаде, поступить в РЭУ им. Г.В. Плеханова на бюджетное отделение и переехать в Москву. И все благодаря поддержке близких и уверенности, что это испытание было нужно мне, чтобы стать сильнее.

(Руководство проектного офиса Национальной технологической олимпиады отправило два запроса с просьбой прокомментировать решение председателя комиссии, не аттестовавшего Инну Гвоздикову. Ни на один запрос СУНЦ СКФУ не ответил. — «Газета.Ru»).

Мнение психолога

Анна Горовая, психолог-методист фонда «Полдень», специализирующегося на работе с детьми и подростками, находящимися в кризисной ситуации:

Травля, а это была именно она, конечно, могла иметь разные причины. Иногда это желание подтвердить власть за счет того, кто точно не даст отпор. Иногда зависть. Иногда просто неприятие к конкретному человеку. В любом из этих случаев для агрессора не имеет значения, какие последствия для дела будет иметь то, что его жертва уйдет и не принесет пользу, которую бы могла принести. То есть, личное тут важнее общего. Инна с ее богатым списком достижений могла бы украсить репутацию школы, висеть на условной доске почета, но это не интересовало тех, кто хотел, чтобы она ушла.

Личный архив Инны Гвоздиковой
Личный архив Инны Гвоздиковой

В любой подобной ситуации ребенок или подросток не должен оставаться один. Ситуация может иметь принципиально разный финал, если с директором или учителем общается подросток и если с ними общаются родители. Инна не стала просить родителей о таком разговоре, так поступают большинство ребят в похожих обстоятельствах, и это большая ошибка. К сожалению, уход Инны не решит проблему травли. Скорее всего, подобные истории в этой школе будут повторяться.

Если говорить о том, что, наоборот, помогает, то это в первую очередь публичность и огласка. Письма в Министерство просвещения или сообщение о том, что эти письма будут написаны. Сообщения на форумах и в социальных сетях.

Травля процветает в закрытых учреждениях, ей гораздо труднее сохраниться в открытом пространстве. Кстати, это один из возможных принципов выбора школы — оценка ее открытости к ученикам и родителям. Выбирая школу, хорошо узнать, что о ней говорят ее выпускники или те, кто в ней учится.

Травлю редко предают огласке, потому что во многих живет комплекс, из-за которого человек ассоциирует себя со стукачом. Для того, чтобы избавиться от такого комплекса, дайте этому «стукачу» высказаться. Напишите от его лица все, в чем себя упрекаете. А потом прочитайте текст глазами своего самого близкого друга. Что ваш друг сказал бы тому, кто призывает скрывать что-то очень плохое? Кто в этой истории прав? Ваш внутренний цензор или ваш друг?

Еще один очень важный момент, который помог Инне, связан с тем, что ее мир не был ограничен стенами школы. Она знала, что у нее есть реальные достижения, есть круг, где ее ценят иначе, чем в школе. Очень важно никогда не привязываться к одному месту, тем более, если тебе там не слишком рады. Важно подтверждать свои заслуги и успехи в разных местах — это то, что поможет посмотреть на себя объективно, если кто-то захочет в этом усомниться.