В первый период войны Сталин склонялся к мысли, что необходимо физически уничтожить Гитлера. Это подтверждает тот факт, что советские спецслужбы взялись разработать операцию, направленную на уничтожение фюрера. Но до конкретного воплощения этих планов дело не дошло. Сталин приказал прекратить эти события.
Ликвидация Адольфа Гитлера не остановила бы войну между Германией и Советским Союзом. Каждый из его окружения, не сменивший убитого фюрера, не выводит свои войска с оккупированных территорий и не предлагает возмещения причиненного ущерба.
Но закулисный сговор с США и Великобританией и сепаратный мир с ними в этом случае становились вполне вероятными. Может быть даже не мира, а объединения - под антикоммунистическими лозунгами. Советскому Союзу при таком повороте событий наверняка будет только хуже.
«Ликвидация Гитлера нецелесообразна»
Черчилль и Рузвельт неоднократно громко и ясно заявляли: «Переговоров с Гитлером никогда не будет и быть не может!» Но с его преемником они не были бы такими категоричными и несовместимыми.
Странным образом окупилось сохранение Гитлеру жизни — чтобы Германия, растянутая на два фронта войны, не вступила в союз с грядущим атлантическим блоком на выгодных для англо-американцев условиях.
По этой причине Сталин планировал не смерть Гитлера, а его пленение с последующим громким судом над нацистскими лидерами. Главное место на скамье подсудимых занимали приготовления для фюрера. И ему нетрудно было предсказать приговор: смертная казнь.
«Гитлер и его сообщники должны быть наказаны совместным решением союзных правительств»
Вообще, президент США Франклин Рузвельт был первым, кто инициировал международный суд для нацистских преступников. В речи 12 октября 1942 года он заявил, что «нацистские лидеры, которые несут особую ответственность за бесчисленные злодеяния», должны быть наказаны. По словам президента, их заговор «должен быть назван, арестован и привлечен к уголовной ответственности».
Конкретные имена были названы через два дня в заявлении наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, распространенном ТАСС. Советское правительство поддержало инициативу американского президента и определило главных преступников, которым предстояло предстать перед международным судом: Гитлера, Геринга, Гесса, Геббельса, Гиммлера, Риббентропа и Розенберга.
Положение о суде над гитлеровскими военными преступниками содержалось в «Декларации об ответственности гитлеровцев за совершенные преступления», принятой 1 ноября 1943 г. на Московской конференции министров иностранных дел трех держав и одобренной главами их правительства.
В частности, он подчеркнул, что требование о выдаче военных преступников правительствам стран, где были совершены те или иные злодеяния, «не затрагивает вопрос о крупных преступниках, преступления которых не связаны географически». Они должны быть наказаны совместным решением союзных правительств.
Черчилль выступал за немедленную и бесцеремонную казнь руководителей Третьего рейха:
«Главных преступников лучше всего расстрелять на месте, как только они будут пойманы».
Сталин не сомневался в законности смертного приговора Гитлеру, но решительно выступал за формальное исполнение всех судебных разбирательств.
На Ялтинской конференции 1945 года руководители СССР, Англии и США согласовали окончательное решение о привлечении к ответственности и суровом наказании нацистских преступников.
Почему Гитлер вместо победы над Британией решил напасть на Советский Союз — почему он совершил роковую ошибку?
Нюрнбергский процесс стал логическим продолжением этого решения после победы. Только Гитлер не позволил себя осудить с окончательным решением покончить жизнь самоубийством.
"Готово, злодеи!" Сталин сказал после известия о самоубийстве Гитлера. Об этом говорит Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях». Но - вождь тут же усомнился в правдивости новости и приказал принять меры по опознанию тела фюрера-самоубийцы.