Найти в Дзене

«Танк-мощь, из такой пушки грех мазать! Но и критичные недостатки тоже есть!»- что писали советские танкисты о трофейных "Тиграх"?

Все бывает на войне. Бывает, танки перехватываются противником в идеальном состоянии, с боезапасом. Выглядит так - бери и побеждай врага своим же оружием. Но такие машины хоть и использовались, но очень ограниченно и неохотно. Опасно: Никому не хотелось оказаться под «дружественным огнем» своих же танкистов, пехоты, летчиков и артиллеристов.

.
.

Судя по дневникам ветеранов, трофейные немецкие танки обычно не шли в атаку, а несли вспомогательную службу. Например, трофейный автомобиль был приписан к штабу охраны. Он просто стоял в штабе "на всякий случай" и вместе с ним переезжал на новое место, когда его переводили.

Таким образом, Т-34, ранее выполнявший эту роль «охранника», был выпущен для использования в более серьезных боевых случаях.

По мнению советских танкистов, пересаживавшихся со средних Т-34 на тяжелые «Тигры», у этого танка есть свои достоинства и недостатки. Я резюмировал эти обзоры в этой статье.

Танк Т-VI "Тигр".
Танк Т-VI "Тигр".

№ 3 «Очень удобный, легкий в управлении. А вот обзор с водительского места не очень"

В эксплуатации этот самолет был намного тяжелее нашего Т-34, но, конечно, гораздо удобнее для экипажа. Водительское место впечатлило не только удобным сиденьем, в котором спинка не утомляет, но и очень легкой маневренностью (гидрированное).

«Тигр» управлялся штурвалом, напоминавшим перевернутый штурвал самолета. Но им можно было управлять и вооружать, как и Т-34. В холодное время года, пока машина достаточно не прогрелась, руль был «тугим», но потом становилось легче и водитель совсем не уставал по сравнению с «тридцатьчетверкой». Ходовая часть - очень мягкая, с системой чередующихся катков.

Обзор с места водителя был не очень и очень ограничен. Наблюдение во время движения могло осуществляться только с помощью наблюдательных приборов. Пока мы ехали, водитель попросил радиста сесть рядом с ним и, высунувшись из водительской двери (которая была отодвинута в сторону), следил за дорогой и подсказывал, что и как.

Советские на «Тигре».
Советские на «Тигре».

№2 «Оптика, вооружение, бронезащита отличные. И башня медленная, и пропускная способность низкая».

Здесь в первую очередь хвалили оптику «Тигра» — крепкую, «острого зрения», с четкими и прозрачными стеклами. У этого танка было и отличное орудие: мощное и точное.

«Использование такого очернительного инструмента является уголовным преступлением. Дисперсия небольшая, а оптика идеальна».

Но компенсатор носового тормоза сильно оголил машину во время выстрела. Башня вращалась очень медленно! Это раздражало советских стрелков.

Бронезащита была просто изумительной. Немцы, увидев «Тигр» со звездами вместо крестов, тут же сосредоточили на нем весь свой огонь.

Тигр был очень тяжелым танком, а Т-34 куда лучше проходил по бездорожью. Маршрут на «Тигре» всегда приходилось выбирать тщательно, чтобы случайно не засадить танк в болотистую местность на каком-нибудь безобидном с виду лугу или ручье. Это очень опасный недостаток, так как неподвижный танк — отличная цель для вражеской артиллерии, танков или авиации!

.Красноармейцы у трофейных «тигров»
.Красноармейцы у трофейных «тигров»

№1 «Мощность уникальна, но надежность и долговечность не на высоте»

"Тигр" был очень "хрупок"! То один провалился, то другой. «Один из наших внутренних роликоподшипников упал с рельсов, поэтому наши механики устали, когда добрались туда».

Если «Тигр» не только охранял штаб, но и интенсивно использовался, то быстро вставал неразрешимый вопрос о запчастях. И машину пришлось оставить. Но до этого момента наши танкисты смогли поразить из него несколько целей — танки, САУ, автомобили и вооружение противника.