Найти тему
Raut Route

Под лаской плюшевого пледа

Вторую ночь совсем не могла спать. Включила любимый канал, и Некто почти сразу навёл мою руку на эту пленительную кино-элегию.

Вот просто всё в ней, до кадра, до ноты и блика, — именно то, что мне сейчас нужно было услышать, увидеть и почувствовать.

От названия — «Ничего личного» (Nothing Personal)…

От невероятной, потрясающей ирландской природы. С её звенящей тишиной и космической пустотой. Когда кажется, что ты один на всей планете…

От восхитительных актёров — Лотте Вербик и Стивена Ри, фантастически точно сыгравших двух странных, одиноких, надломленных, но изумительно красивых людей…

До главного — самого повествования, рассказа о молодой женщине и пожилом отшельнике-мудреце, которые, как весьма точно обозначено в синопсисе, «бросают вызов друг другу и переживают историю о личной свободе и привязанности».

-2

Ирландское (а в данном случае, голландско-ирландское) кино — это удивительный феномен. При всей своей меланхоличности и даже депрессивности оно словно укутывает тебя мягким пушистым одеялом. Согревает, утешает и оставляет в душе нежный, светлый след.

Не знаю, намеренно это получилось у режиссёра Урсулы Антоняк или случайно, но её картина будто оживляет, продолжает (или, наоборот, предваряет?) то, о чём написала в своё время Марина Цветаева:

«Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? — Чья победа? —

Кто побеждён?

Всё передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том, для чего не знаю слова,

Была ль любовь?..»

-3

«...И всё-таки — что ж это было?

Чего так хочется и жаль?

Так и не знаю: победила ль?

Побеждена ль?»

Марина Цветаева не нашла ответа. Урсула Антоняк предложила свой. И, на мой взгляд, очень убедительно его аргументировала.

Не понимаю, как этот фильм, вышедший ещё в 2009 году, до сих пор оставался вне моего внимания. Ведь я всегда очень любила ирландское кино. А эта картина к тому же весьма известна. На Международном кинофестивале в Локарно она получила «Золотого леопарда» за лучший дебют и за лучшую женскую роль. На Нидерландском стала обладательницей четырёх «Золотых телят», в том числе за лучший фильм.

В который раз убеждаюсь: случайностей не существует. Видимо (и это, действительно, так), лично мне следовало увидеть его именно сейчас.

Вероника Милославская

На фото кадры из фильма