Если человека попросить представить себе как выглядит колода таро Райдера Уэйта, то что он увидит? Может быть, карту Мага в своих роскошных красных одеждах, с высоко поднятой правой рукой. Или всадник-скелет на Смерти. Или, может быть, Отшельника в сером одеянии и с фонарем? Посмотрим, что говорит нам история карт таро Уэйта
Забавно то, что эти изображения взяты не из какого-то древнего текста, а из одной конкретной колоды карт: Таро Райдера-Уэйта.
То, что человек вообще может визуализировать карту Таро, скорее всего заслуга одного человека, американского бизнесмена по имени Стюарт Каплан, основателя и председателя фирмы U.S. Games Systems. Эта компания производит и продает колоду Райдера-Уэйта с 1970 года.
Он и художница Памела Колман Смит, ответственны за 78 оригинальных рисунков, составляющих колоду.
Таро само по себе довольно простая игра. Инструкции, в которых каждая карта помещена на свое место с определенной целью, поразительно просты и понятны даже новичку.
Со временем и практикой карты могут начать передавать смысл, прося нас глубже взглянуть на себя и свои мотивы и подталкивая нас в правильном направлении.
Самая известная и популярная колода Таро в мире, впервые напечатана была на английском языке.
Таро Райдера Уэйта является результатом деятельность этих трех человек:
- 1. Мыслительной деятельности ученого-оккультиста американского происхождения Артура Эдварда Уэйта, жившего в Лондоне в конце 19 века
- 2. Творческой энергии гения-художника британского происхождения Памелы Смит, которая изучала искусство в Нью-Йорке и жила на Ямайке
- 3. Бизнесмена Стюарта Каплана, чья первая книга была о методах добычи угля и который случайно наткнулся на набор карт Таро на ярмарке игрушек в конце 1960-х годов
Колода таро Райдера Уэйта имеет длинную историю и короткую. Длинная начинается в Европе 15 века, где колода из 78 карт — четыре масти (Жезлы, Кубки, Мечи, Пентакли) из 10 карт от туза до десятки, каждая с дополнительными четырьмя “лицевыми” картами (Король, Дама, Конь и Валет) плюс 21 «козырные» карты, известные как старшие арканы, плюс карта Дурак — вот и колода Таро.
Без старших арканов карты Таро примерно соответствуют стандартной колоде игральных карт, которая берет свое начало во Франции несколькими сотнями лет ранее. 🎡
К 15 веку карты Таро широко использовались для популярных игр, таких как французское Таро (в которое до сих пор играют) и итальянская игра Тарокки.
Короткую историю колода таро Райдера Уэйта берет с времен, когда Таро стало использоваться в гадании. В 1781 году, когда Антуан Корт де Гебелен, французский масон и протестантский пастор, опубликовал книгу под названием «Примитивный мир», в которой исследуется мистицизм древнего мира и его сохранившиеся следы в современном.
Он рассказал о знаменитой французской колоде игральных карт «Марсельское таро«, которую он связал с египетскими божествами Исидой и Тотом.🌞
Связь Таро с мистическим миром берет начало отсюда. Несколько других, в основном французских, писателей и оккультистов последовали его примеру, написав трактаты и книги об оккультных свойствах карт и возможностях, предлагаемых ими.
В Англии 19 века бушевал граничащий с манией интерес ко всему оккультному. Внезапно открылись таинственные миры запретных знаний в сочетании с современными представлениями о психологии человеческого разума.
Люди всех слоев общества увлеклись контактом с этим миром духов, чтобы узнать будущее или пообщаться с умершими. Христиане начали читать Каббалу. Интерес к фотографированию призраков возрос.
Герметический орден Золотой Зари был одной из первых организаций оккультного типа, полностью признавшей женщин равных мужчинам. Он был основан в Лондоне в 1888 году.
Названный храмом Исиды-Урании, он был основан тремя масонами, которые также были членами Общества розенкрейцеров Англии (эзотерического христианского ордена). Членами «Золотой зари» были Уильям Батлер Йейтс, Алистер Кроули и Артур Эдвард Уэйт.
Несколько отколовшихся храмов образовались из-за внутренних конфликтов. Конфликты эти связаны с знаменитым оккультистом Алистером Кроули, который при жизни был печально известен своими экспериментами с наркотиками, распутным образом жизни.
В один из реформированных орденов входили те, кто впоследствии стали основателями современного англоязычного таро: Артур Эдвард Уэйт и Памела Колман Смит.
Артур Эдвард Уэйт
Артур Эдвард Уэйт родился в Бруклине, штат Нью-Йорк, в 1857 году в семье отца-американца и матери-британки. Отец Артура умер, когда ему не было и двух лет, оставив его мать вдовой. Она вернулась со своей семьей в Англию, где Артур провел остаток своей жизни.
Он, по-видимому, заинтересовался оккультизмом после смерти сестры в 1874 году. В конце концов Артур вступил в Орден Золотой Зари, позже также став масоном, а затем розенкрейцером. Что касается оккультных тем, то интересы Уэйта были разнообразными и далеко идущими.
С конца 1880-х годов он писал книги на такие темы как каббала, мистицизм, церемониальная магия и Святой Грааль. Его работа была хорошо принята в мистических и академических кругах, и вскоре он стал одним из самых известных знатоков этих вопросов.
Одна из его книг, «Книга черной магии и договоров» (1898), побудила очень молодого Алистера Кроули написать Уэйту за советом. В конце концов, из-за их связей с конкурирующими обществами и братствами, эти двое поссорились и стали «врагами», причем Кроули годами нападал на Уэйта в своих работах.
Во всем этом есть намек на театральность, и созерцательный Уэйт не клюнул на приманку. В 1908 году Британский музей приобрел черно-белые фотографии полной колоды карт Таро, ныне известной как колода Сола-Буска. Колода, датируемая примерно 1490 годом, была удивительной.
Артур Эдвард Уэйт, естественно, пошел посмотреть выставленные в музее фотографии.
Это, прежде всего, самая ранняя из дошедших до нас полная колода таро Райдера Уэйта. Примечательно, что это также первая колода, иллюстрирующая все карты младших арканов.
Все карты были проиллюстрированы в одинаковой стилистике, с полностью реализованными иллюстрациями, отличающими масти от обычных старых игральных карт.
Это придавало экспонату таинственности и маскировало связь и генеалогическое родство обычных карт и Таро. Сола-Буска вдохновила Памелу Колман Смит, художницу, которую Уэйт выбрал для рисования своей колоды, и на самом деле некоторые карты в обеих колодах почти идентичны по дизайну.
Памела Смит
История Памелы Смит начинается в Лондоне. Она родилась в семье отца-американца и матери-ямайки. Ребенком она путешествовала между Ямайкой, Лондоном и Нью-Йорком. Изучала искусство в Институте Пратта в Нью-Йорке под руководством Артура Уэсли Доуэлла, хотя и не получила ученой степени.
Открыла магазин в качестве коммерческого иллюстратора в Лондоне и проиллюстрировала том стихов Уильяма Батлера Йейтса, несколько журналов и проиллюстрировала последнюю опубликованную работу Брэма Стокера «Логово белого червя» в 1911 году.
Творческий подчерк Смит был красочным и уникальным, и в 1907 году Альфред Стиглиц, фотограф (и будущий муж известной художницы Джорджии О’Киф), устроил для Смит ее собственную выставку в галерее Photo-Secession. Как и у Артура, интересы Памелы были разнообразными.
К примеру, она издавала свои собственные книги по ямайскому фольклору, а также свой собственный журнал “Зеленый сноп” (The Green Sheaf), каждый номер которого имел надпись: «Мой сноп маленький, но он зеленый».
В свое время Смит была известна тем, что обладала необыкновенным воображением и писала картины, основанные на причудливых видениях. Йейтс ввел ее в Герметический орден Золотой Зари в 1901 году.
Именно тогда Уэйт поручил Смиту создать 78 оригинальных рисунков для новой колоды таро. Первой на английском языке. В отличие от большинства предыдущих колод, Таро Уэйта предназначалось в первую очередь для гадания, поэтому изображения были намеренно наполнены смыслом.
За шесть месяцев Смит завершила работу по письменным инструкциям Уэйта для Старших арканов, позволив своему воображению полностью воплотить остальную колоду. Колода Райдера-Уэйта была опубликована в 1909 году компанией Rider в Англии.
В следующем году Уэйт опубликовал небольшое руководство по чтению карт для компании Райдер, а в 1911 году он опубликовал свою полную книгу на эту под названием «Графический ключ к Таро».
Рисунки Смит оказались яркие и интуитивно понятные. Хотя целью Уэйта было создать красивую колоду, ориентированную на художественную ценность, произошло нечто намного более важное. Эти двое создали колоду, способную проникнуть в массовое сознание.
Каждый из рисунков Смит вызывает в воображении достаточное количество ключевых смыслов Уэйта (гадательных значений карт). Обыватель, вероятно, угадает их, бегло взглянув на само изображение.
Возьмем, к примеру, Девятку мечей. Изображение на абсолютно черном фоне, девять мечей параллельно за фигурой, сидящей с одеяла в постели, обхватившей голову руками.
Образ недобрый: что-то будит его или ее глубокой ночью. Это тревога или страх? Или всё это вместе?
Смотришь на карту и сочувствуешь: у всех нас были такие бессонные ночи размышлений то о прошлом, которое нельзя изменить, то о настоящем, которое сбивает с толку. Вы можете видеть это на карточке, даже не заглядывая в сопроводительный текст Уэйта.
Вот текст Артура:
«Смерть, неудача, выкидыш, задержка, обман, разочарование, отчаяние. Перевернутый: тюремное заключение, подозрение, сомнение, обоснованный страх, стыд.»
Несведущий человек, если его попросят описать эмоции, которые вызывает карта, может и не подобрать точных слов, но смысл будет очевиден.
И так происходит с каждой картой, даже с теми, которые описывают более абстрактные мысли и чувства. Именно это слияние мыслей Уэйта и Смит привело к созданию колоды карт, которую большинство из нас теперь знает как «Таро».
Когда Артур Уэйт умер в 1942 году, в его некрологе, опубликованном в газете «Бруклин Дейли», он был назван автором многих книг по оккультным явлениям. Не было никакого упоминания о его колоде Таро.
Когда Памела Колман Смит умерла 16 лет спустя, карты Таро, которые никогда не были особенно популярным хобби, не исчезли, но и ни в коем случае не были широко известны широким массам.
Стюарт Каплан
И тут на сцену выходит Стюарт Каплан, выпускник Уортонской школы бизнеса 1955 года. Каплан работал в Нью-Йорке в конце 1960-х годов, управляя шахтами в Западной Вирджинии и Пенсильвании. В 1968 году отправился в Германию в командировку, где случайно попал на Нюрнбергскую ярмарку игрушек.
Он не был новичком в мире игр, поскольку ранее создал свою собственную настольную игру для студентов в США. И игра эта имела умеренный успех. Но когда он наткнулся на выставочный стенд швейцарской компании AG Mller & Cie и обнаружил странную колоду карт, то был заинтригован.
На тот момент Каплан почти ничего не знал о Таро. Это не помешало ему заключить сделку по импорту нескольких тысяч колод, известных как швейцарское таро, для продажи в Соединенных Штатах.
Каплан нацелился на крупные книжные магазины, такие как Brentano’s, и был достаточно успешен в своих начинаниях.
Тем временем он написал первую из своих книг: «Карты Таро для развлечения и гадания». В 1971 году он начал продавать колоду Таро в марсельском стиле и написал вторую книгу под названием «Классика Таро». Эта книга углубилась в историю карт, и впервые Каплан написал об Артуре Эдварде Уэйте.
Вскоре после этого он провел переговоры с британской компанией, которая владела правами на колоду Райдера-Уэйта, которая на тот момент не продавала колоды. Каплан не стал бы импортировать карты.
Работая с фирмой Райдер и с благословения единственной оставшейся в живых наследницы Уэйта, его дочери Сибил, Каплан будет владеть правами на их публикацию в Соединенных Штатах.
Колода таро Райдера Уэйта никогда не была широко распространена.
Но Каплан уже несколько лет спокойно продавал сотни тысяч колод Таро под маркой своей новой компании U.S. Games Systems в Стэмфорде, штат Коннектикут. И когда он начал продавать колоду Уэйта, произошел медленный, но уверенный взрыв.
“Я думаю, что полные иллюстрации всех карт, включая младшие арканы, являются ключом к долговечности и популярности колоды”, — говорит Каплан.
C тех пор колоды Райдера-Уэйта никогда не выходили из печати, и спрос на них, по словам Каплана, всегда остается неизменным.
К середине 1970-х Таро было на пути к тому, чтобы стать популярным в общественном сознании, и почти все карты Таро поступали из U.S. Games Systems.
“Мы одержали победу, потому что посвятили все наше внимание картам Таро”, — говорит Каплан. “Компании приходят и уходят: они напечатают одну колоду, а потом уйдут.
Мы никогда не сдавались”, — продолжает он, и благодаря Каплану и его компании карты Таро широко доступны и дешевы. “Если я вижу колоду в продаже на eBay, — говорит Каплан, также страстный коллекционер игр, редких карт Таро и книг, — и она стоит 100 долларов или около того, это меня расстраивает.
Если есть спрос на старую колоду, которая вышла из печати, мы просто вернем ее обратно. Колоды не должны быть такими дорогими.”
Каплан продал части своей личной коллекции редких артефактов Таро на аукционе Christie’s в 2006 году, причем некоторые отдельные карты были проданы за тысячи долларов. U.S. Games продает новые колоды за 20 долларов.
“Я думаю, что Таро популярно, потому что каждая колода — нераспечатанная книга”, — говорит Каплан. “Перетасуйте их, и вы каждый раз будете получать новую историю”.
Вот такая история карт таро Уэйта
Таро Люцифера. Темные колоды таро
#таро #тароуэйта #тарорасклад #таролог #раскладтаро #тарологонлайн
Всего Вам доброго!
📌МОИ КОНТАКТЫ:
🌹 Сайт: https://myesoteric.ru/
🔮Вконтакте: https://vk.com/club_tarolog_online