Весьма известное каждому человеку ругательное слово. Под ним, как правило, понимается медицинское понятие - человек, страдающий слабоумием. Но изначально это слово несло в себе совсем другое значение и даже совсем не оскорбительное. Если мы попытаемся сейчас заглянуть в прошлое, чтобы отыскать изначальный смысл, то многие процессы в современном мире предстанут для нас в совсем другом свете, обнажая главную проблему... Но какую, раскроем позже.
Во-первых, следует раскрыть, как слово идиот оказалось связано с политикой, а не с медициной.
Сегодня, под термином «политика» подразумевается широкий спектр человеческой деятельности: это и государственная деятельность, и плетение интриг, заговоров ради власти в обществе и государстве; выборы и различные формы, законного или не очень, достижения власти и т.п.
В демократических обществах, где идеологически гражданам усваивается их причастность политическим процессам (например, управлении государством), политика становится формой манипуляцией обществом. Таким образом, одним и тем же словом «политика» мы называем различные процессы: функционирование государства, политиканство, манипуляция, воздействия на других людей и т.д.
Первоначально, слово «политика» происходит от др. гр. слова πόλις – город-государство. Управление этим городом собственно и называлось политикой – управление государством, под которым понималось все полисное общество. Очень важно понимать, что для античного человека существование вне полиса (вне государства) было равносильно смерти, если не хуже.
Наглядные примеры этому тезису представляют два выдающихся литературных памятника Античности: «Одиссея» Гомера и «Энеида» Вергилия, в которых на протяжении всего повествования показывается ужас пребывания человека вне своего полиса, оторванность от него. В определенной степени эти путешествия воспринимаются как преодоление адских мук, преодоление смерти. Они заканчиваются лишь тогда, когда герои снова обретают свой дом. В связи с этим становится понятно, почему Аристотель дал определение человеку, как существу политическому (Аристотель, Политика. I, 9.).
Таким образом становится ясно, что политик - это гражданин, который участвует и принимает деятельное участие в жизни своего общества, своего государства. Политик - это человек, который выполняет свои обязанности перед другими гражданами. В этом плане, даже служба в армии - это тоже политика.
Во-вторых, стоит понимать, что в любом обществе всегда найдутся те, кто по тем или иным причинам не хотят и не горят желанием погружаться в деятельность и творчество, которое лишь косвенно их касается. Кому-то в Древней Греции было приятнее и понятнее лепить глиняные горшки, кому-то под оливковой кроной приятнее сочинять басни и стихи, а не вот эти все гражданские повинности нести.
Понятное дело, если отсутствие гражданина в делах полиса не несло угрозы стабильности и безопасности города-государства, на это можно было закрыть глаза и не изгонять из социума, не лишать гражданства. Будет война или бедствие какое - тогда и призовем к обязанностям, а так, пусть занимается человек чем хочет, лишь бы налоги платили.
Знакомо, правда?
Так вот, в греческом обществе таких граждан звали ἰδιώτης - идиот, т.е. частный человек, не принимающий участия в общественной жизни своего полиса. В Древней Греции было множество выборных должностей со своими обязанностями и эти должности постоянно менялись от выборов к выборам. Поэтому так или иначе, почти все граждане участвовали в общественной жизни, т.е. занимались политикой и были политиками.
Примечательно, что в христианской среде слово идиот приобрело оттенок противопоставления мира светского и духовного. Например, в романе Ф.М. Достоевского "Идиот", как всем известно, автор на примере доброго и сострадательного князя Мышкина противопоставляет его характер обществу, обнажая его нежелание жить по жестоким, почти звериным законам человеческого социума, его нежелание интегрироваться в это общество с его "лицемерными правилами".
Схожая проблема, кстати, нашла свое отражение и в произведении Мигеля де Сервантеса "Дон Кихот". При всей комичности главного персонажа, внимательный читатель не может не заметить, что этот последний рыцарь своего времени - идиот, который не может принять несправедливость и жестокость современного ему общества. Опять же, мы видим противопоставление христианского закона обществу.
Но это все более поздние интерпретации греческого слова, по своему важные, окутанные новыми смыслами. Но ключевой основой для нас является его первое значение: идиот - это частный человек, который не принимает участие в жизни своего государства.
Поэтому стоит ли удивляться, что в современном мире, в буквальном смысле, имеется множество государств, наполненных идиотами, людей, которые максимально сторонились и сторонятся политики? В этом нет никакого оскорбления, но в этом кроется удивительная ирония история: многие сегодня не хотят заниматься политикой, но хотят жить хорошо, а разве это возможно в государстве, где подавляющее население живет жизнью древнегреческого идиота?!
Как говорится, первый путь к решению проблемы - признать существование самой проблемы: ведь невозможно жить в сильном, богатом и справедливом государстве, если граждане не хотят прикладывать сил для общего блага, предпочитая оставаться частным, маленьким и незаметным человеком, далеким от всего, что происходит в обществе.
Ведь не зря, мудрые эллины делили людей на политиков и идиотов! Последние будут подстраиваться под правила, которые устанавливают первые. Это нормальный политический процесс, функционирующий уже несколько тысяч лет.
P.S.:
Спасибо за внимание, будет интересно узнать Ваше мнение, дорогие читатели!