Найти в Дзене

ПОРТ БАЙКАЛ: В ДЕРЕВНЮ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ

Оглавление

Этот маленький поселок – тезка великого Байкала. Именно здесь, в тихой деревне берет свое начало Кругобайкальская железная дорога. Когда-то в порту стояли огромные ледоколы и пароходы, а сейчас лишь курсирует «машина времени» – паром из Листвянки

Транспортный хаб XX века

Сам поселок носит имя Байкал – как и озеро, на берегах которого он находится. Но местные жители и туристы давно называют деревню портом – из-за расположенного здесь грузо-пассажирского транспортного узла. Вокруг него и разрастался населенный пункт.

Расположен порт Байкал на левой стороне Ангары у самого истока реки. Дома выстроились вдоль берега озера и в четырех распадках. Самый большой и разветвленный из них называется Баранчик, самый длинный и узкий – Щелка.

Порт Байкал находится в живописном месте: на берегу озера, напротив хребта Хамар-Дабан. © Фото: Евгений Михайлов
Порт Байкал находится в живописном месте: на берегу озера, напротив хребта Хамар-Дабан. © Фото: Евгений Михайлов

Поселок основали в 1897 году, когда начиналось строительство западного участка Кругобайкальской железной дороги. По воспоминаниям старожилов, в 1897 году на территорию нынешнего поселка для строительства железной дороги прибыли «ссыльные Баранчук, Молчанов, Чайкин, Демин, четыре брата Головановы и другие, чьи имена нам неизвестны». Тогда на месте будущего поселка шумела тайга. Уже два года спустя в поселке открыли первый – временный – вокзал. Он стоял фасадом к озеру. Позднее, в 1904 году на берегу выросло большое капитальное здание, обращенное «лицом» к железной дороге.

Здание вокзала отреставрировали в 2005 году, к столетию КБЖД. © Фото: Евгений Михайлов
Здание вокзала отреставрировали в 2005 году, к столетию КБЖД. © Фото: Евгений Михайлов
Как оно выглядело раньше, можно увидеть в музее КБЖД, который находится в здании вокзала. © Фото: Евгений Михайлов
Как оно выглядело раньше, можно увидеть в музее КБЖД, который находится в здании вокзала. © Фото: Евгений Михайлов

Пока Кругобайкалку строили всем миром, решено было соединить берега озера временной железнодорожной паромной переправой. Водный отрезок пути преодолевали на пароме-ледоколе «Байкал». Свой первый рейс пароход совершил 24 апреля 1900 года. На борту находились 500 человек, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пудов груза. Спустя три месяца на помощь «Байкалу» пришла «Ангара». Да, именно так началась история легендарного ледокола, дожившего до наших дней.

Модель легендарного парома-ледокола «Байкал» в музее КБЖД. © Фото: Евгений Михайлов
Модель легендарного парома-ледокола «Байкал» в музее КБЖД. © Фото: Евгений Михайлов

Порт Байкал стал настоящим судоходным центром со сложнейшей инженерной инфраструктурой: отсюда можно было переправиться на восточную сторону Байкала – до станций Мишиха, Танхой, Мысовая (время в пути по воде составляло примерно 2,5 часа). В январе навигация по Байкалу завершалась и железную дорогу прокладывали прямо по льду Байкала. Вагоны перегоняли поштучно на гужевой тяге.

Такая схема передвижения действовала вплоть до открытия КБЖД в 1905 году. Затем необходимость в Байкальской паромной переправе отпала – по Кругобайкалке побежали поезда.

Трудно поверить, но когда-то паровозы ходили напрямую из порта в Байкал в Иркутск – вдоль реки Ангары (см. карту). Но в 1956 году этот участок попал в зону затопления Иркутской ГЭС. К этому времени основной ход Транссиба уже был переведен на новую ветку, проложенную по Олхинскому плато. Так порт Байкал превратился из ключевого транспортного узла в железнодорожный тупик.

Оранжевый участок – тупиковая ветвь КБЖД, фиолетовый пунктир – затопленная часть железной дороги, синяя и зеленая линии – действующие участки Транссиба
Оранжевый участок – тупиковая ветвь КБЖД, фиолетовый пунктир – затопленная часть железной дороги, синяя и зеленая линии – действующие участки Транссиба

Сегодня поселок практически отрезан от цивилизации: подобраться к нему по суше можно только поездом из Слюдянки, а по воде – на пароме из Листвянки.

Паром в прошлое

Среди туристов порт Байкал известен, в первую очередь, как место, где начинается Кругобайкальская железная дорога. Из центра поселка до первого тоннеля примерно час пешего пути по рельсам и шпалам. Но не только Кругобайкалка привлекает путешественников: сам поселок – место притяжения для тех, кто ищет тишины и спокойствия.

ТРУДНО ПОВЕРИТЬ, ЧТО ШУМНУЮ, СУЕТЛИВУЮ, ЗАБИТУЮ МАШИНАМИ ЛИСТВЯНКУ И АБСОЛЮТНО РАЗМЕРЕННЫЙ, УЮТНЫЙ ПОРТ БАЙКАЛ РАЗДЕЛЯЮТ ВСЕГО 10 МИНУТ НА ПАРОМЕ.

В порт Байкал можно добраться на пароме, который отходит от причала «Рогатка» в Листвянке. © Фото: Евгений Михайлов
В порт Байкал можно добраться на пароме, который отходит от причала «Рогатка» в Листвянке. © Фото: Евгений Михайлов
Паром вмещает 20 человек и 4 легковых автомобиля. © Фото: Евгений Михайлов
Паром вмещает 20 человек и 4 легковых автомобиля. © Фото: Евгений Михайлов
Расписание зависит от сезона. Летом паром выполняет до 16 рейсов в сутки, зимой – шесть. © Фото: Евгений Михайлов
Расписание зависит от сезона. Летом паром выполняет до 16 рейсов в сутки, зимой – шесть. © Фото: Евгений Михайлов
Путь от Листвянки до порта Байкал занимает всего 10-15 минут. © Фото: Евгений Михайлов
Путь от Листвянки до порта Байкал занимает всего 10-15 минут. © Фото: Евгений Михайлов

Паром «Байкальские воды» – настоящая машина времени. С причала вы сразу попадаете на старинный перрон железнодорожного вокзала. Кажется, что вот-вот станцию накроют клубы пара, а из вагонов выйдут дамы в изысканных нарядах и мужчины в цилиндрах и с тросточками.

В здании вокзала, отреставрированном в 2005 году к столетию КБЖД, работает музей истории Кругобайкалки (просмотр экспозиции бесплатный). Там же расположены гостиница и вокзальный буфет.

В здании вокзал расположен музей, буфет и гостиница. © Фото: Евгений Михайлов
В здании вокзал расположен музей, буфет и гостиница. © Фото: Евгений Михайлов

Рядом с вокзалом, на тупиковой ветке стоит визитная карточка поселка – легендарный паровоз Л-4657, или «лебедянка». Так его прозвали в честь выдающегося конструктора Лебедянского, который разработал локомотив в конце Великой Отечественной войны. Паровоз выпускали с 1945 по 1955 годы. Он получил официальное название «Победа», хоть и не участвовал в военных перевозках.

Паровоз «лебедянка» – визитная карточка поселка – находится слева от здания вокзала. © Фото: Евгений Михайлов
Паровоз «лебедянка» – визитная карточка поселка – находится слева от здания вокзала. © Фото: Евгений Михайлов

Чем живет поселок

В поселке 514 жителей (по официальным данным), но почти половина из них давно обосновалась в городах. В порт они приезжают на лето или по выходным.

– Покидают родную деревню в основном молодые люди: едут учиться в город, да там и остаются, – говорит библиотекарь Оксана Хлебалова. Сама она, наоборот, городская, но уже 20 лет живет в поселке: вышла замуж за уроженца Байкала. – Обратно в город не тянет, я люблю поселок за спокойствие. Бывает, конечно, что за все лето и на берег не выйдешь – работы много. Но мы с мужем стараемся каждые выходные гулять до первого тоннеля, это для здоровья полезно, да и красиво у нас очень.

Оксана Хлебалова вот уже 20 лет руководит библиотекой в порту Байкал. © Фото: Евгений Михайлов
Оксана Хлебалова вот уже 20 лет руководит библиотекой в порту Байкал. © Фото: Евгений Михайлов

Оксана с гордостью показывает библиотеку и Дом культуры. В нем есть тренажерный зал, детская игровая комната, холл для танцев, где каждую субботу устраивают дискотеки, и концертная площадка для проведения праздников. А вот День села отмечают на улице, в предпоследнюю субботу августа. Взрослые и дети готовят театральные постановки и концертные номера.

Первая библиотека возникла в поселке Байкал еще в 1956-1957 гг. © Фото: Евгений Михайлов
Первая библиотека возникла в поселке Байкал еще в 1956-1957 гг. © Фото: Евгений Михайлов
Еще одна гордость поселка – Дом культуры. © Фото: Евгений Михайлов
Еще одна гордость поселка – Дом культуры. © Фото: Евгений Михайлов
Вы удивитесь, но в Доме культуры даже есть игровая комната. © Фото: Евгений Михайлов
Вы удивитесь, но в Доме культуры даже есть игровая комната. © Фото: Евгений Михайлов
А еще тренажерный зал и теннисный стол. © Фото: Евгений Михайлов
А еще тренажерный зал и теннисный стол. © Фото: Евгений Михайлов
В танцевальном холле проводятся дискотеки. © Фото: Евгений Михайлов
В танцевальном холле проводятся дискотеки. © Фото: Евгений Михайлов

Работают жители поселка в местной школе, детском саду, фельдшерско-акушерском пункте, пожарной части. Многие трудятся на заводе по розливу байкальской воды, открытом здесь в 1996 году. И, конечно, в Восточно-Сибирском речном пароходстве и на железной дороге.

Передвигаются по поселку люди в основном на советских мотоциклах. Каждые две минуты по дороге проезжает раритетный «Урал», «Иж» или «Восход». Асфальтированных проездов в деревне нет.

Асфальтированных дорог в поселке нет. © Фото: Евгений Михайлов
Асфальтированных дорог в поселке нет. © Фото: Евгений Михайлов
Поэтому почти в каждой семье есть мотоцикл. © Фото: Евгений Михайлов
Поэтому почти в каждой семье есть мотоцикл. © Фото: Евгений Михайлов

«Мотоцикл здесь и беда, и выручка», – говорят местные. Под «бедой», вероятно, подразумевая частые поломки старого транспорта.

На улицах порта Байкал можно увидеть целый парад ретро-техники. © Фото: Евгений Михайлов
На улицах порта Байкал можно увидеть целый парад ретро-техники. © Фото: Евгений Михайлов

Жители порта охотно останавливаются поговорить с туристами о родном поселке.  Улыбаясь, признаются: не готовы променять спокойствие и свежий воздух Байкала на комфортную, но суетливую городскую жизнь. Есть даже такие, кто, наоборот, перебрался из большого города в поселок.

Это по любви

У входа в здание вокзала гостей встречает Алёна Грабуздова. Девушка работает в службе охраны гостиницы «Байкал». В деревне живет уже полгода: в июне переехала сюда из Москвы.

Многие сельчане стараются перебраться из деревни в город, а Алёна Грабуздова, наоборот, переехала из Москвы в порт Байкал. © Фото: Евгений Михайлов
Многие сельчане стараются перебраться из деревни в город, а Алёна Грабуздова, наоборот, переехала из Москвы в порт Байкал. © Фото: Евгений Михайлов

– Я всегда любила Байкал, относилась к этим местам с особенным трепетом. В Иркутске живут мои бабушка и дедушка. А мама еще в молодости переехала в столицу, там встретила папу, потом на свет появилась я, – делится москвичка. – Но меня всегда тянуло сюда. Это неудивительно: кто побывал на Байкале хоть раз, тот всегда мечтает вернуться.

Алена каждый отпуск приезжала в порт Байкал к подруге. В 2020 году повстречала здесь свою судьбу и спустя год решила переехать к возлюбленному. Так в поселке Байкал стало на одного жителя больше.

– Может, потому что каждый раз я поднималась туда, на Камень любви, – указывает Алена на вершину горы, которую видно из вокзального окна. – Не зря говорят, что желания, загаданные на вершине, сбываются.

Три обзорные точки

К Камню любви, или, как его еще называют, Камню желаний (небольшому утесу на вершине горы) ведет узкая, но комфортная тропа. Для прогулки лучше выбрать удобную нескользящую обувь. Кто и когда решил, что камень исполняет желания, – неизвестно. Но недавно местные жители узнали о достопримечательности любопытную байкальскую легенду.

О ней мы расскажем в подробном гиде по поселку 30 ноября.

Вид с природной смотровой площадки открывается великолепный: бескрайняя гладь Байкала с солнечными бликами, заснеженные горы, старинный поселок, теряющийся в распадках, и порт с десятками кораблей, многие из которых уже никогда не отправятся в плавание.

Камень желаний и панорама, которая открывается с него. © Фото: Евгений Михайлов
Камень желаний и панорама, которая открывается с него. © Фото: Евгений Михайлов

От Камня желаний тропа уходит в лес. Еще 15 минут пути – и вы у старого маяка, привезенного в порт в начале XX века из Франции. Дальше дорога ведет к Храму Преображения Господня. Это самая высокая точка поселка. Вниз от церкви спускается лестница, с которой тоже связано местное поверье об исполнении желаний (подробности читайте в нашем путеводителе по порту Байкалу через неделю).

От Камня желаний можно по указателям дойти до старинного маяка. © Фото: Евгений Михайлов
От Камня желаний можно по указателям дойти до старинного маяка. © Фото: Евгений Михайлов
Его привезли в порт Байкал в начале XX века из Франции. © Фото: Евгений Михайлов
Его привезли в порт Байкал в начале XX века из Франции. © Фото: Евгений Михайлов
Самая высокая точка поселка – Храм Преображения Господня. © Фото: Евгений Михайлов
Самая высокая точка поселка – Храм Преображения Господня. © Фото: Евгений Михайлов

Чтобы ощутить атмосферу этого уникального поселка на берегу Байкала, лучше исследовать его неспешно: пройтись по железной дороге, подняться на вершину, после затеряться в атмосферных улочках, здороваясь с местными жителями и угощая ласковых деревенских псов взятыми в дорогу бутербродами.

ДРУГИЕ РАССКАЗЫ О ДЕРЕВНЯХ БАЙКАЛА ЧИТАЙТЕ НА «ПЕРВОМ БАЙКАЛЬСКОМ».

В поселке Байкал можно остаться с ночевой: есть несколько магазинов, турбазы и гостевые дома.

Как добраться

  • Из Иркутска нужно доехать до поселка Листвянка (60 км). От причала «Рогатка» в порт Байкал ежедневно ходит паром. Стоимость проезда – 74 рубля. Расписание рейсов можно посмотреть здесь.
  • Зимой, когда на Байкале встает лед, до поселка можно дойти пешком прямо по озеру. 
  • Также до порта Байкал ходят поезда и электрички из Слюдянки. Этот маршрут позволит увидеть Кругобайкальскую железную дорогу из окна поезда. Время в пути – около 5 часов. Расписание электричек можно посмотреть на сайте Байкальской пригородной пассажирской компании (направление Слюдянка-1 – Байкал).
  • Самые отважные путешественники могут преодолеть этот путь вдоль Байкала пешком, отправившись на несколько дней в поход по Кругобайкальской железной дороге. Расстояние – 89 км, часть пути можно проехать на электричке.
Вид на Хамар-Дабан с порта Байкал. © Фото: Евгений Михайлов
Вид на Хамар-Дабан с порта Байкал. © Фото: Евгений Михайлов
Кладбище старинных кораблей. © Фото: Евгений Михайлов
Кладбище старинных кораблей. © Фото: Евгений Михайлов
Станция Малый Баранчик тоже находится в порту Байкал, это 74-й км КБЖД. © Фото: Евгений Михайлов
Станция Малый Баранчик тоже находится в порту Байкал, это 74-й км КБЖД. © Фото: Евгений Михайлов
Поселок Байкал. © Фото: Евгений Михайлов
Поселок Байкал. © Фото: Евгений Михайлов
Мохнатые жители порта Байкал. © Фото: Евгений Михайлов
Мохнатые жители порта Байкал. © Фото: Евгений Михайлов
В поселке есть продуктовые магазины и гостиницы, летом работают кафе. © Фото: Евгений Михайлов
В поселке есть продуктовые магазины и гостиницы, летом работают кафе. © Фото: Евгений Михайлов
© Фото: Евгений Михайлов
© Фото: Евгений Михайлов
© Фото: Евгений Михайлов
© Фото: Евгений Михайлов
© Фото: Евгений Михайлов
© Фото: Евгений Михайлов