На всех советских мотоциклах устанавливалось контактное кулачковое зажигание вплоть до 1976 года, когда впервые стали устанавливать бесконтактную электронную систему зажигания (БЭСЗ) на мотоциклы "Восход" и "Минск". На более тяжелые ИЖи, Уралы и Днепры по прежнему продолжали устанавливать кулачковую контактную систему зажигания вплоть до 1990-х годов. В настоящее время кулачковая система зажигания окончательно устарела и от нее отказываются даже владельцы старых советских мотоциклов, устанавливая либо различные комплекты БЭСЗ, либо конструируют свои на основе готовых комплектующих от автомобилей или более современных мотоциклов. Но тем не менее, в интернете не прекращаются споры на тему какое же зажигание для мотоциклов более предпочтительно и почему.
Главное преимущество контактной системы зажигания, как ни странно - это отсутствие электронной системы управления зажиганием. До определенного момента промышленность просто не выпускала достаточно надежных электронных компонентов и механический привод кулачкового зажигания был более надежен. С появлением надежной электроники контактное зажигание стало стремительно сдавать свои позиции из-за большего количества движущихся деталей подверженных износу, загрязнению и требующих более частого и квалифицированного обслуживания и регулировки. БЭСЗ практически не имеет подвижных частей, подверженных трению, а соответственно и механическому износу, при использовании достаточно качественных электронных компонентов она способна работать годами без вмешательства извне.
Есть и еще одно немаловажное преимущество БЭСЗ. Дело в том, что для качественного и полного сгорания топливо-воздушной смеси в камере сгорания двигателя требуется определенное время, не зависящее от оборотов двигателя. Таким образом, угол опережения зажигания (УОЗ) на малых оборотах должен быть меньше для более уверенного запуска двигателя, а на больших оборотах соответственно больше, чтобы вся топливно-воздушная смесь успела сгореть для достижения максимального КПД двигателя. На некоторых советских мотоциклах для изменения угла опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя использовали либо ручную коррекцию УОЗ рычажком на руле с тросиковым приводом, поворачивающем кулачковый механизм прерывания на определенный угол, либо центробежный регулятор УОЗ. Так, центробежный регулятор устанавливался на мотоцикл ИЖ-49 и на мотоциклы Днепр и Урал. Впоследствии, на ижевских мотоциклах центробежный регулятор упразднили и угол опережения зажигания стал постоянным. Владельцы мотоциклов ИЖ-Планета этому упразднению были особенно "рады" - при пуске двигателя из-за слишком раннего зажигания двигатель часто отдавал кикстартером в ногу заводящему, а если же зажигание поставить излишне поздним - двигатель не развивал мощность и повышался расход топлива. К примеру, на ИЖ-49 благодаря центробежному регулятору УОЗ в момент запуска двигателя опережение зажигания снижалось на 1,5 мм до ВМТ.
На спортивных мотоциклах с очень высокими максимальными оборотами для полного сгорания топлива и достижения максимально возможной мощности, более раннее зажигание становилось уже "жизненно" необходимым, но оно усложняло запуск двигателя и работу на малых оборотах. При этом центробежные регуляторы существенно усложняли конструкцию и соответственно снижали общую надежность мотоцикла.
С появлением БЭСЗ с различными системами электронного управления УОЗ, система зажигания мотоциклов избавилась от многих недостатков: упростился холодный запуск двигателя, повысился КПД, соответственно снизился расход топлива и выброс не полностью сгоревших газов, а также позволила двигателю эффективно работать и на очень высоких оборотах.
В настоящее время выпускается множество наборов для переоборудования старых советских мотоциклов на БЭСЗ, например микропроцессорные бесконтактные системы зажигания "СовеК", электронное зажигание "Саруман", система зажигания «Старый Оскол» и микропроцессорное зажигание УКТУС-2, электронное бесконтактное зажигание CDI (DC-CDI). Для корректировки угла опережения зажигания в зависимости от оборотов с некоторыми БЭСЗ применяется дополнительный блок - ФУОЗ (формирователь угла опережения зажигания), в некоторые коммутаторы ФУОЗ встроен изначально. Иногда умельцы устанавливают БЭСЗ собственного изготовления на основе коммутатора от ВАЗ-2108, датчика Холла, катушки зажигания от автомобиля Ока, а также самодельного модулятора магнитного поля, форма которого зависит от количества цилиндров.
И хотя многие владельцы старых советских мотоциклов по старинке все еще предпочитают контактную систему, никаких преимуществ у нее нет, разве что в целях сохранения аутентичности раритетных коллекционных экземпляров. А что думаете по этой теме вы, уважаемые читатели?