Найти тему

Всего парочку лишних штрихов

"И пускай жизнь твоя будет такой, какой ты ее нарисуешь".

Изобразительная стезя искусства призвана отражать действующую реальность в приемлемых для автора красках, но не отзеркаливать, ибо публика не желает наслаждаться или оплачивать то, что видно глазу из окна. Глаза и окна зачастую обходятся бесплатно, но все до поры, до времени.

Если проводить достаточно подробную раскадровку всех понятий, то кто-то скажет, что технический прогресс лишь снова упростил все привычное: щелчок фотокамеры заменяет многочасовой сеанс позирования перед художником, а кто сейчас может похвастаться особой усидчивостью; ретушь автоматически прилагается; цифровые художники все дальше смотрят в техническое будущее. Да даже и не стоит упоминать что и сама фотосъемка стала частью такой эстетики, пройдя прогресс от ценности каждого кадра на фотопленке до набора случайных снимков экрана, так заботливо сделанных сочетанием кнопок телефона, болтающемся в кармане. Особняком, конечно, идет явление симбиоза, где машина прогресса на топливе красок дает различные вариации кибер-панк культуры, практопий и антиутопий.

Однако же стоит вернуться к приверженцам холста и кисти, так сказать. Один известный рыцарь воевал с мельницами, начинающие повара воюют с мельницами специй, а эти с инвентарем идут грудью на мольберты. Художник должен быть голодным, что крылато как фразочки советского кинопроката, да в то же время требует достаточно много условий для комфортной работы. Подайте свет, состояние, настрой, идею. Такой своеобразный неприхотливый кактус на подоконнике, но все же нуждающийся в уходе. Те, у кого умирали даже такие цветы, точно поймут. А как же вдохновение и талант? Муза, скорее, удачное стечение обстоятельств, а талант есть 99% труда.

А кого, в принципе, можно считать художником? Ответ стериотипненько напрашивается гордым обладателем любых анатомических признаков вместе со своим пейзажем из набора на выбор. Будто ребенок принес с уроков ИЗО что-то напоминающее дуб осенью, однако же исполнен на зависть многим. Эдакая такая ограниченность, не правда ли? На обывательский вкус еще могут наподдать специй портретисты и маринисты. Да вот только дебри всех художников по призванию или принуждению представляют собой довольно-таки привлекательный айсберг, где уже у кромки воды можно выдать филигранное "фи" и усомниться в принадлежности к картинам.

Точно же, клиент формирует спрос и, посему, засилье однотипных набросков. Вы когда-нибудь заходили в сообщества вашего города, где каждый день появляются почти идентичные фотографии мест или достопримечательностей, а комментарии пестрят хвальбой? Зрелище страшное. Отталкиваясь от этого, от привычки видеть художественное искусство привычным и обыденным, наполненным лишь одной цветовой и эмоциональной гаммами, оно болеет и заражает прикасающихся. Человек редко дает шанс уловить что-то в темных красках и материях художника, ибо мрачняка нам и так хватает, а что это за ужасти, это неправильно/неверно/оскорбительно. Если я чего-то не понимаю, то его следует уничтожить - девиз примитивных еще слышен из закоулков улиц. Под эту гребенку стоит точно отнести произведения абстракционизма, дадаистов, нео- всех мастей, коллажистов и долгое перечисление пресловутой Википедии. И да не взбредет тебе в голову сказать табуированное "современное искусство", которое порицаемо и непонято, потому что изначальный подход ошибочен, да и подмена понятий никуда не исчезала. Сколько людей, столько и мнений: банан на скотче на стене - чтобычто?, картина из обрезков газет и гуаши - спорно, но интригующе.

Из этих методов создания полотен снова возникает вопрос о применении имени художника. Это некий человек, что может слегка подпортить любую изначальную поверхность? Безусловно в очереди к Моне Лизе можно пропасть как в Ходынской давке, а наскальные рисунки больше напоминают отчет о работе, но уравнять их с какой-то точки зрения можно. А исписанные ребенком альбомы, а так же стены с мебелью за неимением таковых? Карандаш и кисть брал в руки каждый, однако сколько шансов давал им и себе. Может художник все же коммерчески успешный или признанный классик? Один мировой мэтр за всю жизнь не продал ни одной картины, деля свою участь с подобными менее громкими авторами. А имя классика подвержено ошибке выжившего - кто знает, сколько гениальных творцов кануло в небытие.

Столько стращающий вопрос из всех мелочей возникает - а художник это лишь тот, кто владеет академическим рисунком? Можете сомневаться, потом наткнуться в ленте на шедевры отличные по задумке, но неидеальные по исполнению и перестать сомневаться. Это и делает искусство не для всех. Пережитки прошлого, где оное было уделом буржуа, так и не смогли забрать свои пожитки и дать человеку хоть чуть больше свободы в восприятии мира, ибо клубок цепей настоящей свободы не распутывается до конца, но потрепать можно.

Хочется взглянуть в детские глаза и попросить дать клятву никогда не терять воображения и попыток реализовать себя. Крась, сублимируй, арт-терапия, полет фантазии. Пусть они не гаснут. Последний фонарик устал и толпа резко стала серой. Пожалуйста, не сдавайтесь, чертите хотя бы каракули на салфетках во время скучного разговора.

Раскрась будни чем-то отчетливо ярким, взболтать, но не смешивать.