Сегодня мы рассмотрим библейские источники, на которых основана история о происхождении и участи врага рода человеческого — сатаны.
Из книг Ветхого Завета о сатане известно, что:
1) он убеждал Бога испытать праведность Иова:
6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?
(Иов, глава 1)
2) он побудил царя Давида исчислить народ Израиля, чем ввел его в грех:
1 И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян.
2 И сказал Давид Иоаву и начальствующим в народе: пойдите исчислите Израильтян, от Вирсавии до Дана, и представьте мне, чтоб я знал число их.
3 И сказал Иоав: да умножит Господь народ Свой во сто раз против того, сколько есть его. Не все ли они, господин мой царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю?
4 Но царское слово превозмогло Иоава; и пошел Иоав, и обошел всего Израиля, и пришел в Иерусалим.
(Первая книга Паралипоменон, глава 21)
3) он противостоял великому иерею Иисусу (вероятно, сыну Иоседека):
1 И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.
2 И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?
(Захария, глава 3)
Согласно книгам Нового Завета:
1) сатана искушал Иисуса Христа в пустыне:
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
(Евангелие от Матфея, глава 4)
2) он связывал людей болезнями, в то время как Иисус исцелял их:
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
(Евангелие от Луки, глава 13)
3) он руководил Иудой Искариотом, побуждая его к предательству:
3 Вошел же сатана в Иуду прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками как Его предать им.
(Евангелие от Луки, глава 22)
4) он был свергнут с небес:
17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
(Евангелие от Луки, глава 10)
9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
(Откровение, глава 12)
Есть и другие отрывки с упоминанием сатаны или его агентов; ради краткости я их не привожу.
Но это обрывочные сведения, не дающие полноценной картины.
Остаются нерешенными другие вопросы: например, что этот шкет делал на небесах и как его зовут.
И вот тут гениальные богословы из христианской среды прибегают к маленькой хитрости.
Имя
Если не хватает сведений о враге человечества, то их нужно где-то взять.
Например, из пророчества о вавилонском царе видно, что он возгордился и был низвергнут:
3 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был,
4 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!
5 Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык,
6 поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием.
…
11 В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой.
(Исаия, глава 14)
Как это похоже на нашего шкета!
А теперь смотрите, как Бог называет этого царя:
12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
16 Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства,
17 вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?»
(там же)
Господь называет царя «денни́цей» и «сыном зари».
Это образ утренней звезды.
По-немецки ее называют «моргенште́рн». Это название носит шипованный наконечник для холодного оружия вроде булавы или палицы. А еще это псевдоним одного небезызвестного российского артиста.
На латыни аналогичное слово звучит как «люцифе́р».
Вот отрывок из Исаии 14:12 про денницу в латинском переводе Библии, известном как Вульгата:
Такое наименование Бог применил к некоему вавилонскому царю — смертному человеку, возгордившемуся своим величием.
А его взяли в качестве имени для сатаны.
Почему? По кочану.
Происхождение
Или вот пророчество о царе Тира — другом человеке, который также страдал манией величия:
1 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим, —
3 вот, ты премудрее Даниила, нет тайны, сокрытой от тебя;
4 твоею мудростью и твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра;
5 большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим, —
6 за то так говорит Господь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим,
7 вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой;
8 низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых.
9 Скажешь ли тогда перед твоим убийцею: «я бог», тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог?
10 Ты умрешь от руки иноземцев смертью необрезанных; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог.
(Иезекииль, глава 28)
Каким боком слова о земном царе-человеке могут быть отнесены к существу нечеловеческой природы?
Оказывается, пророк Иезекииль дает нам такой повод:
11 И было ко мне слово Господне:
12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
19 Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки.
(там же)
Тирский царь называется в пророчестве помазанным херувимом, находившимся в Эдемском саду.
Образно это могло бы означать великую Божью любовь и доверие к человеку, которому адресовано пророческое слово.
А вот буквальное восприятие этого пророчества рисует картину эдакого Божьего ангела, который был с Богом, но возгордился и отпал.
При этом есть сведения, которые не вписываются в эту картину, — вроде неправедной торговли, чем обычно занимаются смертные.
Такие сведения просто игнорируются.
То про царя, а это про сатану. Смотри, не перепутай! (сарказм)
Таким образом, можно заметить, что две ключевые подробности о сатане происходят из источников, которые повествуют вовсе не про него, а про смертных людей, царей прошлого.
Заключение
Знать что-то — это прекрасно. Однако нет ничего постыдного в том, чтобы признавать свое неведение в том или ином вопросе.
Гораздо хуже, когда пробелы в познаниях мы заполняем данными, надерганными из произвольных источников, которые изначально говорят вообще не о том.
Когда мы признаём, что от нас что-то сокрыто, тем самым мы страхуем себя от возможных иллюзий знания, которые способны ввести нас в заблуждение.
Конечно, в нашей жизни непременно найдутся оппоненты, которые попытаются пристыдить нас за незнание и противопоставить ему свою исчерпывающую информацию «с потолка». Но это не значит, что следует им подражать.
Вы можете постыдиться за них, а не за себя.
Бонус: еще одна утренняя звезда
Если вы внимательно читали Откровение Иоанна Богослова, то могли заметить другого персонажа:
16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
(Откровение, глава 22)
Иисус Христос называет себя светлой утренней звездой.
Выходит, что Иисус — это Люцифер? Серьезно?
На самом деле проблемы с этим нет, если считать «утреннюю звезду» нарицательным именем. А не собственным, как принято среди христианских толкователей.
Тем не менее, самое глупое, что вы можете сделать, — это публично называть Иисуса люцифером без подробного обоснования. Ведь, как ни крути, в массовой культуре это слово намертво закрепилось за сатаной. Любые слова вразрез с этой ассоциацией лишь навлекут на вас людской гнев и запятнают вашу репутацию. Ведь у Иисуса с сатаной нет ничего общего.
Наиболее разумно, на мой взгляд, вообще не употреблять слово «люцифер». Надежнее называть Иисуса Иисусом, а сатану — сатаной.
И никакой путаницы.