Найти тему
Путь в образование

Новые сказки чиновников о будущем образования

Министр просвещения С.Кравцов выступил на I Всероссийской конференции «Образовательная инициатива: школа будущего» и рассказал увлекательную историю о том, как в стране создается суверенная национальная система образования. Слышали про такую?

Складно у министра сказка сказывается...
Складно у министра сказка сказывается...

По мнению министра, система образования улучшается с каждым днем.

Разрабатываются единые программы и учебники. Ничего, что недавно приняли новые ФГОСы, а учебников по ним так и нет. Наверное, они уже не нужны, раз со следующего учебного года будут новые учебники. Их бы успеть разработать, утвердить и напечатать на всю страну. В министерствах кипит бурная деятельность. К системе образования нужен комплексный подход, отметил С.Кравцов.

В школу вернулось воспитание. Каждую неделю поют гимн России и поднимают государственный флаг. Темы, которые волнуют школьников — о семье, любви, отношениях со сверстниками, родителями — обсуждают на «Разговорах о важном». Совсем скоро в каждой школе будет свой советник директора по воспитанию:

— Кто такой советник? Это фактически организатор дополнительного образования. Отвлечь ребенка, отвлечь школьника от соцсетей, от того негативного воздействия, которое есть в социальных сетях… Мы не говорим, что информационные технологии не нужны… С 1 января мы создаем единую систему, где будет и возможность социальных сетей и общения, но полностью исключающую деструктивную информацию, влияющую на школьника извне.

Важный вопрос — качество образования:

— Качество образования – это учитель. Если учитель вовлекает школьника, ему интересно на уроке, то это залог успеха. И наша ключевая задача – поддержка учителя, повышение престижа учительской профессии. Следующий год объявлен Президентом Годом педагога и наставника. На федеральных каналах прошли интересные мероприятия. В ближайшее время выйдет проект «Классная тема»... И мы будем делать все, чтобы максимально поддерживать учителей.

В общем, по мнению министра просвещения, счастье учителя не за горами…

И в педагогические вузы с каждым годом поступает все больше выпускников — об этом недавно говорила Татьяна Голикова:

— Сегодня педагогические вузы внедряют новые форматы взаимодействия, создают уникальную среду, предназначенную для ускоренной подготовки новых высококвалифицированных кадров… На их базе создаются технопарки «Кванториум»... В каждом технопарке создаются современные фунциональные пространства: кабинеты для проведения занятий естественно-научной и технологической направленности, студии для записи вебинаров и презентационного контента. В кабинетах и студиях установлено новейшее оборудование. Это позволяет учителям прийти в школы уже владеющими инновационными технологиями и компетенциями — именно тем, что необходимо для подготовки специалистов в современной школе.

Это вИдения чиновников. А что в реальности?

— Каждый день читаю в учительском сообществе посты молодых учителей, которые, не успев проработать и полугода, либо уже подали заявление об увольнении, либо собираются увольняться.

— Не только молодые бегут. Есть поговорка — в школе работать мешают дети. Вместо уроков нормальных куча бумаг и отчетов. Это у чиновников приказ о 5 документах, а внутри школ на эти 5 еще 25. Отчетность не исчезла, ее только завуалировали.

— Надоели — зарегистрируйся там, пройди тут, заполни здесь. В понедельник — зарегистрируйся сама и проследи, чтобы все ученики зарегистрировались в ЦОК. Во вторник регистрация — в Сферум. В среду до ночи объясняла, как там детям зарегистрироваться. В четверг ругают, что нет стопроцентной регистрации в Навигаторе. Еще оказывается, все родители в Сферуме привязали детей к своим аккаунтам в ВК, и теперь им надо создавать аккаунты детям и перерегистрироваться… И это все за четыре дня работы. Уроки вести некогда. Достали!

— А ещё вебинары посмотри, начало в 12.00, в 14.00, в 16.00 и срочно пройди курсы по новым ФГОС с 14.00 до 19.00 объемом 36 часов…

— Молодежь уходит из школ, потому что не готова к школьной реальности. В педвузе до сих пор в иллюзиях, что учитель в школе чему-то там учит детей. Нужен другой подход к обучению учительских кадров. Вот у врачей есть интернатура. Выпускники год работают не самостоятельно, а под присмотром руководителей, набираются опыта. Что-то подобное надо бы и для учителей ввести. Но самое главное, изменить статус учителя. В том числе, сравнять з/п учителей по всей стране с московской.

— Основная причина увольнений — это маленькая зарплата за все «радости» педагогической деятельности.

— В мое время Учитель был Авторитетом для ученика и его родителей. Я боялся родителям сказать плохо об учителе. Нынче все не то и все не так.

— Педвузы к работе в школе не готовят. Корочки дают, да. Уничтожены вполовину. Где пединститут в Вологде? В Республике Коми? В других регионах? Слили с другими, у которых нет задачи готовить кадры для школы.

— К чему готовить? К тому, что будут унижать и оскорблять, начальство будет требовать сделать «еще вчера», а в 10 вечера звонить истеричный родитель? Кстати, может и жалобу подать, если трубку не возьмешь!

— После последнего разговора с одним из родителей ученика, я четко ощутила на всех уровнях своего организма, что хочется уволиться и сию минуту. Всю жизнь посвятила школе и, обернувшись назад, поняла, что мои собственные дети выросли без матери. Мать все время была на работе, после работы писала планы, проверяла тетради, готовилась к воспитательным мероприятиям. Собственные дети выросли, а я по сей день учу и воспитываю детей. Но перевоспитать некоторых родителей уже не получится. Вот такого одного родителя достаточно, чтобы напрочь отбить охоту работать дальше.

— Еще только ноябрь, а у дочери во 2-м классе уже сменилось два учителя.

— Недавно детям давали сочинение «Если бы я был учителем». Одно из сочинений — строчка: «Если бы я был учителем, я бы всех поубивал».

— Сейчас 90% поступивших в педвузы точно знают, что в школе работать не будут. Где-то видела статистику, что в школы идут работать не более 10%, а остаются 1-2%.

Как изменить такую удручающую ситуацию? Поможет ли в этом Год педагога и наставника, о котором в последнее время много говорят? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Поддержите наш канал подпиской, чтобы не пропустить новые публикации, быть в курсе последних трендов в сфере образования и понимать реакцию на них педагогов и родителей.

Вам будут интересны публикации:

Новая инициатива Госдумы в образовании. Министр просвещения «за»

«Эстафета сказок» в образовании продолжается...

Сколько стОит учитель?