Найти в Дзене
ЛАПОТь

Ремесло - зеркало эпохи, мастер отражает детали времени, в котором живет

Шамиль Абдулаевич: "То, чем я занимаюсь называется «Унцукульская орнаментальная насечка»
Шамиль Абдулаевич: "То, чем я занимаюсь называется «Унцукульская орнаментальная насечка»

#ремеСЛОВО

Со временем мастеров заменяют машинами и ремесло теряет свою суть, однако, в России все еще остались умельцы, которые вплетают свой труд в свои изделия.

Нам довелось пообщаться с мастером Унцукульской орнаментальной насечки по дереву, который рассказал нам о том, когда зародилось его ремесло, в чем его суть, а также, на сколько трудоёмок процесс.

ЛАПОТь: На сколько давно Ваша семья этим занимается? Явно из поколения в поколение передается ваш навык.

Шамиль Абдулаевич: То, чем я занимаюсь называется «Унцукульская орнаментальная насечка» - один из самых ярких видов декоративно-прикладного искусства Дагестана и единственный в мире. Этим занимаются в селе Унцукуль, от куда я родом. Наши предки вывели такое искусство и передали нашему поколению, мы его тоже сохраняем и передаем. Искусство зародилось где-то 200-250 лет назад, но конкретных записей нет.

ЛАПОТь: Как выглядит технологический процесс создания?

Шамиль Абдулаевич: За основу берется дикая груша, грецких орех или кизил - это как раз то, из чего мы делаем трости - самый трудный наш элемент, который также является визитной карточкой мастеров. Чтобы произвести изделие требуется около 16 операций. Мастер делает форму на станке, для этого сначала делает эскиз (показывает дипломные работы), далее эскиз переносится на изделие самодельными инструментами, которые каждый мастер под себя изготавливает самостоятельно (показывает инструменты).

ЛАПОТь: То есть такие инструменты не производятся нигде, их мастера сами делают?

Шамиль Абдулаевич: Да, делаем сами под свою руку, чтобы все было точно и ровно. Все в этом ремесле придуманно и обдуманно предками, любая форма и грань. Я сам мастер в 6-м поколении, иногда что-то вношу новое в процесс.

После набивания насечек изделие идет обратно на станок и при 2500 оборотов шлифуется, потом полируется и красится в традиционные цвета. В процессе может быть наложено до 8 цветов лака, лакировка может занять 2 недели, а чтобы изделие высушить приходится ждать до нескольких месяцев. Сушится изделие в собственных опилках, потом убирается в специальную в коробку она помещается в место, где нет сырости и влаги. Но не все изделия доходят до процесса насечки, около 60% отправляются в костер на шашлыки, когда трескаются или ломаются. То есть все наше ремесло - очень тонкий и сложный процесс.

В процессе диалога мастер знакомил нас со своими изделиями и заходя все дальше и дальше мы понимали, что такое ремесло будет жить вечно. Столько времени человек проводит со своим изделием, такую часть души вкладывает в процессе, за счет этого в готовой работе остаётся не только отпечаток эпохи, но и отпечаток души мастера.

Было интересно? Подпишись на канал "ЛАПОТь", чтобы не пропустить новые сюжеты👋🏻