Денди в массовом сознании - это такие расфуфыренные бездельники и пижоны.
Но между тем, дендизм - это совокупность нескольких аспектов жизни мужчины (кстати, среди денди было и немало женщин). Так вот помимо одежды и использования ее в своих интересах, денди мощно заморачивались насчёт своего поведения. Там были целые телесные каноны, которые менялись со временем. По счастью, большинство денди считали себя, да и были джентльменами, поэтому мне очень всегда интересно читать, как же они чисто внешне добивались эффекта джентльменского облика. Помимо одежды, повторю. Наиболее ярко это проявлялось в 19 веке. Для денди-джентльменов того времени главным было «привычное самообладание». Тело, а особенно лицо должны находиться под абсолютным контролем. Про тело и контроль над ним отложу на попозже, а сегодня хотел бы поделиться методами контроля за лицом.
Есть такое описание лица благородного человека: чуть приподнятый подбородок, прямой взгляд, полуулыбка, при которой зубы остаются закрытыми. А вообще лицо настоящего джентльмена должно быть непроницаемым. Но так как лицо не может физически быть неподвижным, это неподконтрольно человеку, то целью джентльмена было достижение состояния постоянной смены противоречивых эмоций на лице. Это эффект таинственности мерцающего взгляда и постоянно следящего зрачка, который отмечали искусствоведы на портретах 18-19 века.
Именно так и возникало непроницаемое лицо - динамичное, но полностью закрытое от интерпретации. Джентльмен должен смотреть так, чтобы никто не понял, что он реально чувствует. Это позиция загадочной власти. Защита от психологического воздействия. Весьма интересная штука. Сейчас мало кто этим заморачивается, а вот в 19 веке - практически все.
Заморачивались все, а вот реально могли далеко не все. И, как водится, появлялись лайфхаки. Во-первых, для достижения этого денди брали за правило «ничему не удивляться» и «медленно двигаться». Крайне эффективно, кстати. Все думают, что этот чувак реально что-то знает и большой начальник.
Взгляд же должен постоянно меняться от острого до рассеянно-блуждающего. Получалось не у всех, поэтому народ просто по-тупому пытался скрывать мимику. Преуспевали в большей степени женщины с их пудрой и румянами. Поначалу мужчины тоже не жалели декоративной косметики, но на наше счастье именно в 19 веке мужчины начали предпочитать избегать обвинений в женственности в погоне за самообладанием джентльмена. В ходу у мужиков остались лишь крема от морщин. К тому же появилась буржуазия и средний класс со своими ценностями, среди которых не было места напомаженным и нарумяненным мужчинам. Помада и румяна остались у геев. У обычных мужчин остались лишь все бритвенные причиндалы, краска от седины, бриолин, одеколон и тальк от пота. То есть все как и сейчас с учетом разве что технологического развития .
А как же с непроницаемым лицом?
Хитромудрые денди придумали всякую оптику. Очки, пенсне, лорнеты и монокли, складные бинокли - все это стало крайне модным. Их использовали массово, несмотря на наличие или отсутствие проблем со зрением. Во-первых, взгляд через эту оптику становился рассеяно-плавающим, а значит непроницаемым. Во-вторых, эти приборы скрывали часть лица, позволяя при этом наблюдать за всеми - контроль ситуации. В-третьих, ношение, например, монокля требовало определенной мимики лица и напряжения некоторых мышц, что легко позволяло скрывать свою естественную мимику. Помните, как у удивленных господ выпадал монокль из глаза? Это значит, что они реально потеряли самообладание.
Пенсне надо было удерживать на носу с помощью придания голове определённого наклона и «держать лицо», чтобы оно (пенсне, а не лицо) не упало.
В лорнет же приходилось все время щуриться и поднимать брови, фокусируя взгляд - тоже своего рода маскировка собственных эмоций.
Со временем подобная мимика вошла некоторым в привычку и стала характерной для светских персонажей. Мало того, описано изобретение некоторым человеком лицевого тика, который рекомендовалось использовать даже в отсутствие лорнета. Вот как его описывали: «Чтобы получился тик, надо закрыть глаз, одновременно опуская уголки губ и поправляя сюртук. Лицо элегантного человека всегда должно быть несколько раздражённым и конвульсивным. Эти мимические движения можно объяснять демонической природой, игрой страстей или чем угодно». Чем угодно, да. Не пытайтесь повторить это дома, трюк выполнен профессионалом. Я предупредил. К тому же, у вас нету сюртука.
Но вообще-то этот самый лицевой тик создавал непроницаемую маску. Но динамическую, подвижную, которая позволяет скрывать подлинные эмоции так же, как дендистское «неподвижное лицо» невозмутимого стоика. Это две крайности, между которыми денди-джентльмены и находили свои образы всевластной индивидуальной воли, которую мы до сих пор ощущаем при взгляде на их старинные портреты.
20 век унаследовал эти оптические ухищрения, но в гораздо меньшем объеме. По сути остались лишь темные очки, которые успешно создают эффект непроницаемости. И создают зловещий шпионский загадочный облик и элегантность денди. Пример - Карл Лагерфельд.
Извините, если кому совсем скучно было.
Как по мне - великолепный опыт и знание, которые могут здорово помочь при желании и умении.