Если вы хоть раз смотрели что-то из Тима Бёртона, то, снова столкнувшись с его фильмами, наверняка распознаете руку автора. Стиль режиссёра настолько характерный, что даже получил своё название – Burtonesque. Или, проще говоря, бёртоновский. Всё, к чему прикасается Тим, пропитывается особенной узнаваемой эстетикой, которая распространяется на каждую деталь: музыка, освещение, цвета, персонажи, диалоги… Но что же делает их бёртоновскими? Давайте разбираться.
Натуральное и театральное
В своих работах Бёртон строит новые миры, в которых ясно виден раскол на две контрастирующие части: «натуральную» и «театральную». Они противоположны друг другу, как «инь» и «янь», но вместе формируют целую картинку.
По сути своей «натуральный» мир представляет собой преувеличенное видение режиссёром типичного американского пригорода. Здесь он воссоздаёт образы из детства, которое прошло в Бёрбанке, Калифорния.
«Я вырос в Бёрбанке, и там не было времён года. Это всё равно что расти на пустом холсте. Ты просто вынужден создавать свой собственный мир»
Простота, упорядоченность, незамысловатость, яркие цвета. Стереотип нормы, с которым Тим совершенно не согласен. Он намеренно преувеличивает черты, моментами доводя до абсурда, чтобы контраст с «театральной» частью его фильмов был максимально выражен.
И вот мы оказываемся по ту сторону приторно милого городка. Темнота, мрак, чёрно-белые краски, ломаные линии, причудливые механизмы. Чистый порыв воображения, в котором нет места законам физики и той самой осточертелой нормальности. Именно здесь творится бёртоновская магия. Нормальный мир – просто подсветка, усиливающая её.
«Когда люди клеймят тебя странным, чудаком, это позволяет вести себя чудаковато, и при этом никто не будет вмешиваться в твои дела».
Если показать ребёнку кадры из «Эдварда руки-ножницы» с изображением красочного города и мрачного холма, то он без труда скажет, где живут хорошие персонажи, а где плохие. Образ прекрасной принцессы в величественном замке и старой страшной ведьмы в покорёженной избушке ещё в детстве закрепляется как синоним добра и зла. Но Бёртон стирает это представление. Как говорится, не суди о книге по обложке. Открой, почитай, оцени, что внутри, а уж тогда выводы делай.
Персонажи
Смотря на героев Бёртона, складывается впечатление, что они страдают бессонницей, практически не едят и едва ли когда-то держали в руках расчёску.
Краткое описание моего внешнего вида во время сессии. Бёртоновским духом так и несёт.
Они странные, неуклюжие, причудливые и не такие, как большинство. Их не понимают, считают изгоями и противопоставляют обществу. В каждого из них Бёртон вкладывает черты от себя, ведь в детстве и сам проходил через это. Через свои фильмы Тим старается достучаться до таких же детей и взрослых, как он. Сказать, что с ними всё в порядке, а вот с общепринятыми нормами – нет. Если кто-то считает, что с тобой что-то не так, то проблему нужно искать не в себе, а в них.
Бёртон снова играет на контрасте. Во-первых, между персонажем и «нормальным» миром, в который они обязательно попадают, стягивая на себя всё внимание своей вычурностью. А во-вторых, между внешним видом и человеческой сутью героев, которая за ними стоит.
Сказочная реальность и декорации
В работах Тима Бёртона реальность и сказка постоянно переплетаются друг с другом. На фоне декораций с леденцовыми деревьями, загробным миром, огромным полем нарциссов или страной чудес всегда развиваются истории о самых обычных человеческих ценностях.
Режиссёр очень внимателен к декорациям, большая часть из которых создаётся вручную. Отказываясь от компьютерной графики, картинка становится ещё более реальной. Например, в «Чарли и шоколадная фабрика» сыграли 40 дрессированных белок, да и шоколадная река была настоящая. Правда, к сожалению, не из шоколада. Всё продумывается до мельчайших деталей, поэтому, даже пересматривая фильмы не впервые, каждый раз можно находить что-то новенькое.
Команда
Одним из качеств Тима можно назвать стабильность. Иначе как объяснить многолетнюю работу с одними и теми же актёрами, художницей по костюмам, композитором и даже гримёром и стилистом? Бёртон собрал вокруг себя лучших людей, которые из раза в раз попадают «в яблочко». Каждый из них вносит вклад в создание той неповторимой атмосферы, без которой сложно представить бёртоновский фильм.
- Дэнни Эльфман. Работает с режиссёром уже больше тридцати лет! От причудливых синтезаторных мелодий в «Битлджусе» до звучания оркестра в «Бэтмене» – всё принадлежит ему.
- Колин Этвуд. Воплотила в жизнь самые изощрённые наряды для 12 картин Бёртона.
- Ви Нил. Гримировала героев Тима и даже получила два «Оскара» за работу с ним.
- И конечно же, неподражаемые Джонни Депп, Хелена Бонем Картер, Ева Грин, Кристофер Ли, Вайнона Райдер, Дэнни де Вито и другие актёры, которые кочуют из одного фильма в другой. О них мы ещё поговорим отдельно в других статьях 😉
Вот так кирпичик за кирпичиком складывается тот самый бёртоновский стиль. Готический, причудливый, мрачный, но при этом такой тёплый и любимый. Его невозможно не узнать, ведь в каждой своей работе Бёртон оставляет частичку себя на радость своим таким же чудаковатым фанатам.
Месяц Тима Бёртона объявляется открытым! Делитесь в комментариях, на какие темы хотели бы почитать статьи 😺