Найти тему

Автомобиль с паровым двигателем- паровой трактор. Архаический период

Продолжаем серию статей о транспортных средствах с паросиловыми установками.

Самыми насущными и реально потребными на сегодняшний день наверняка могут стать трактора с паровыми двигателями и прочие технологические тяговые машины. Ибо вряд ли кто- то в столичных городах или миллионных мегаполисах всерьез начнет эксплуатировать легковой автомобиль на дровах.
Но вот на далеком лесоповале или на большой лесопилке – другое дело. Тут непременно используются всякие трактора и технологические машины типа погрузчиков, которые без конца ездят по ограниченной территории предприятия, и не удаляются далеко от «топливной базы». А вокруг горы опила- щепы, бесконечные курганы горбыля и прочих обрезков. И все это куда то надо девать, складировать и вывозить на свалку…

На десятках тысяч лесопилок в России беспрерывно сжигают горбыль и обрезки. Хотя это  и незаконно и наказуемо...
На десятках тысяч лесопилок в России беспрерывно сжигают горбыль и обрезки. Хотя это и незаконно и наказуемо...

На такие мероприятия по утилизации подобные предприятия лесохозяйственного комплекса и деревообрабатывающей отрасли тратят очень серьезные средства и силы. А вот сжечь с большой пользой все такие отходы в топках транспортных машин- очень заманчивое дело. И не тратиться на хлопотную утилизацию отходов, а потом еще и не тратить значительные средства на покупку жидкого моторного топлива для движения тракторов, погрузчиков и прочих технологических машин.

Давайте посмотрим- что же было в прошлые времена по части тракторов с паровой тягой. Наше исследование будет состоять из 3-х статей.

В первой сегодняшней статье мы рассмотрим наиболее известные широкой публике (и наиболее массовые по тиражу выпуска) паровые трактора «паровозного типа».
Эти трактора чаще всего представлены в экспозициях технических музеев и наиболее широко представлены в рядах техники прошлых лет на различных фестивалях провой техники (такие часто проходят в разных странах Европы и США).

Классический  паровой трактор
Классический паровой трактор

Это крайне архаичная, и менее всего технически совершенная техника из всех возможных вариантов. Но 120 или 100 лет назад такие параметры всех устраивали. Ибо дизельных тракторов тогда почти не производили (дизель моторы были тогда еще крайне несовершенными) , и конкуренции с другими типами техники совсем не было. Вот и такие трактора «паровозного типа» с выпуском отработавшего пара в небо и с КПД в 5% выглядело вполне нормальными. Тем более что трактора питались дровами, соломой, дешевым углем- в общем практически бесплатным или очень дешевым топливом. Давление в котле было так же паровозным - от 10 до 12 атмосфер, больше не позволяла конструкция паровозного – локомобильного котла. Паровая машина была тихоходной- развивала от 200 до 400 оборотов в минуту.

Паровой котел тракторов и  локомобилей
Паровой котел тракторов и локомобилей

Такие трактора впускались и в США и в странах Европы. Конструкция была близка к паровозу (самой распространенной тогда транспортной машины). Котел был паровозного типа, паровая машина устанавливалась сверху, отработавший пар из машины выпускался в небо, привод от вала паровой машины к огромным задним стальным колесам шел через цепную передачу, в более совершенных типах тракторов передача была через несколько зубчатых колес. Управление передними колесами на поворотах шло через натяжение цепями. Т.е. передняя поворотная тележка поворачивалась через натяжение двух цепей- левой и правой.
Скорость движения таких тракторов была крайне мала- это скорость пешехода, от 4 до 8 км/ час. Но мощность они развивали заметную- за счет высокого значения крутящего момента паровой машины.

Линейка выпуска паровых тракторов немецкой фирмы "Кемн"
Линейка выпуска паровых тракторов немецкой фирмы "Кемн"

И выпускались паровые трактора – тягачи такой конструкции почти 50 лет, с 70-х годов 19 века (тогда назывались рутьерами), до 20-х годов 20-го века. Очень близкими конструкциями были локомобили- это установки для привода в действие различных сельхоз машин и механизмов на фермах, на токах. в поле в период полевых работ и проч. Привод осуществлялся через длинные плоские ремни, которые крутило главное рабочее колесо локомобиля. Локомобиль- это не трактор. Это именно стационарная установка, которая стояла на колесах, и которую тягач мог перевозить с места на место. Кстати, на практически всех тракторах сбоку так же располагалось большое колеса, для привода в действие посторонних исполнительных машин и механизмов через длинные плоские ременные передачи. Это колесо одновременно служило и маховиком. Однако локомобиль был специализированной машиной, предназначенной для привода иных систем в стационарном положении.

Классический локомобиль
Классический локомобиль

Но уже в конце 20-х годов прошлого столетия, по мере развития техники, начали появляться более совершенные конструкции паровых тракторов - тягачей и паровых автомобилей. Вот о них мы и поговорим в следующей статье.