Ранним погожим утром 3 октября 1955 года судно "Джоита" вышло из порта Апиа в Западном Самоа и должно было пройти 270 миль до острова Токелау. Через 37 дней корабль обнаружили покинутым почти в 1000 километрах от курса.
Яхта "Джоита" была построена ещё в начале 30-х гг. XX века. Это было роскошное судно, которое строили именно для проведения шикарных вечеринок и отдыха. Оно курсировало вдоль берегов Калифорнии и на нём часто появлялись голливудские звёзды того времени. Но с началом Второй мировой войны судно перешло под юрисдикцию ВМС США и его переделали под небольшой патрульный корабль, который курсировал вдоль берегов Большого острова Гавайи. После войны его списали и судно в последующие годы сменило не мало владельцев.
В 1952 году яхту выкупила доктор Кэтрин Луомала, которая была профессором Гавайского университета. Она зафрахтовала судно своему другу авантюристу Томасу Миллеру. Родом он был из Уэльса, но жизнь на туманном Альбионе с вечным серым небом и дождём его совсем не прельщала. Он был моряком поэтому его всегда тянуло в море, он хотел приключений, эмоций, стать героем, как его любимые персонажи из приключенческих романов. Но жена Томаса была категорически против его мечтаний и из-за этого их семейная жизнь была далеко не идеальной. Они постоянно ругались, она его называла чудаком, а он её серой мышью. После очередного скандала Миллер сбежал со всеми скопленными деньгами и отправился жить ту жизнь о которой он так мечтал. Судьба привела его в начале 50-х гг. на остров Уполу. Там он и получил судно от Кэтрин Луомалы. Сначала он попытался промышлять рыболовством, но денег это почти не приносило. Тогда он начал перевозить на судне грузы и в начале октября 1955 года ему попался выгодный фрахт: доставить пассажиров и груз, состоявший из медикаментов, древесины, 80-ти пустых бочек по 200 литров из под масла и различных продуктов питания до острова Токелау.
Томас воспрял духом. Он подумал, что жизнь даёт ему новый шанс и теперь то он его не упустит. Он грезил мечтами о том, что он на своём судне теперь будет постоянно выполнять рейсы между Уполу и Токелау. На деньги от задатка он нанял помощника, по некоторым данным с фамилией Симпсон, механика и матроса. В итоге общая численность экипажа судна стала 16 человек. И вот ранним утром 3 октября судно вышло из Апиа с грузом и 9-тью пассажирами. Рейс должен был начаться ещё 2 октября в полдень во время прилива, но отказало сцепление левого двигателя. И в итоге 3 октября в пять утра "Джоита" вышла в океан с одним рабочим двигателем.
Предполагалось, что рейс займёт порядка 48 часов и затем судно вернётся на Уполу с грузом копры. "Джоита" должна была 5 октября быть в порту Факаофо, но оно не прибыло в назначенное время. 6 октября сообщили о том, что судно просрочило сроки прибытия. При этом ни один из диспетчеров не принимал сигналов бедствия. С 6 по 12 октября была организована активная фаза поисковых и спасательных работ. За эти дни королевские ВВС Новой Зеландии покрыли предположительную область бедствия в 260 000 квадратных километров. Но всё было безрезультатно. Никаких следов судна, ни спасательных плотов, ни членов экипажа, ни пассажиров. Оно просто испарилось.
10 ноября 1955 года капитан торгового судна "Тувалу", которое следовало из Сувы в Фунафути заметил "Джоиту", которая дрейфовала в океане почти в 1000 километрах от запланированного маршрута. Судно было частично затоплено и сильно накренено. Но никаких признаков жизни на нём не было. Ни экипажа, ни пассажиров, ни капитана. Так же отсутствовал и груз, который перевозило судно. При осмотре корабля было установлено, что радио было настроено на частоту 2182 кГц. Это международный морской канал бедствия.
В ходе дальнейшего осмотра корабля были обнаружены медицинская сумка, со скальпелем, стереоскопом и окровавленными бинтами. Как было установлено позже, одним из пассажиров судна был хирург, который наплавлялся на Токелау что бы провести операцию по ампутированию. Кроме того бортовой журнал, механический хронометр и секстант отсутствовали, а время на электрических часах на борту остановилось на отметке 22:25. Так же при детальном осмотре кабеля, который соединял антенну с радиоприёмником, было установлено, что он имел разрыв, но был аккуратно закрашен, что бы его не было заметно. Это ограничило радиус сигнала до смешных трёх километров. А что такое три километра в открытом океане?
В ходе анализа оставшегося топлива на судне было установлено, что "Джоита" прошла около 391 километра прежде чем остановилось. До Токелау оставалось около 80 километров. А когда судно оттащили в порт Сувы, то следователи услышали шум воды, которая поступала в трюм. Было установлено, что в ходе гальванической коррозии, это когда разные металлы с разным электропотенциалом ускоряют коррозию, вышла из строя труба системы охлаждения двигателя в результате чего вода начала попадать в трюмы. Но такую проблему должны были решить насосы, которые были на судне. Но и здесь было не всё в порядке. Насосы должны оснащаться сетками, которые предотвращают их загрязнение, но такие сетки отсутствовали, что привело к забиванию насосов. Т.е. они по сути не работали, зато через лопнувшую трубу вода поступала исправно.
Полиция начало расследование, которое в итоге показало, что судно сильно подтопило из-за его плохого технического состояния, т.е. ему необходим был капитальный ремонт прежде чем выходить в океан на такое большое расстояние. Но судно было пробковым и в трюмах находилось 80 пустых бочек, что делало его фактически непотопляемым. К тому же на "Джоите" отсутствовали спасательная лодка и плоты. Так куда же делись люди? Куда пропали 25 человек? Они попытались спастись, но тогда где они?
Самой распространённой версией случившегося является то, что скорее всего капитан Томас Миллер был или сильно ранен, или вовсе убит, что объясняет кровавые бинты на палубе. Якобы между Миллером и его новым помощником американцем Симпсоном было недопонимание, которое могло в конце-концов привести к серьёзному конфликту между ними. Во время потасовки Симпсон мог ранить или убить капитана. А в это время могло начаться подтопление судна. И люди запаниковали. Может быть если бы они знали, что знал капитан, они бы не поспешили покинуть судно. Но было принято решение эвакуироваться. А до берега было всё ещё слишком далеко и плоты отнесло вглубь океана. Никто не смог выжить. Но тогда возникает вопрос, где груз? Есть предположение, что люди поддавшись панике и боясь потопления корабля, начали спешно избавляться от груза в трюме и просто выбросили его в воду.
Так же существует версия о японских пиратах, которые в те годы промышляли в водах Океании. Говорили, что осталось ещё много тех японцев, которые не признали капитуляции и продолжали свою, ставшую чуть ли не священной, войну.
Некоторые в те годы говорили, что во всём виновата советская подводная лодка, которую якобы случайно заметили с корабля "Джоита" и Советам пришлось похитить всех свидетелей. Но это скорее всего на основе обострившихся отношений США и СССР и ускорявшегося маховика Холодной войны.
Есть мнение, что Миллер специально подстроил крушение, что бы получить страховые выплаты, так как накопил большие долги. Но эта теория не имеет смысла если бы его судно начало совершать постоянные рейсы между Токелау и Уполу.
Официальное расследование было закрыто с формулировкой "судьба пассажиров и всех членов экипажа необъяснима на основании материалов, представленных в ходе проведённого расследования".
Но что же всё-таки случилось с 25-ю людьми, которые ранним утром поднялись на борт "Джоиты"? Узнаем ли мы когда-нибудь ответ на этот вопрос? Будет ли когда-нибудь разгадана эта тайна? Покажет лишь время.
На этом всё. Спасибо, что читаете. Надеюсь вам было интересно. Если понравилось, то поддержите меня лайком, а так же не забывайте подписаться, если до сих пор этого не сделали.