Шло лето 1967-го года. The Beatles выпустили альбом «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», Советский Союз запустил межпланетную станцию «Венера-4», а в рабочем дневнике братьев Стругацких появляется запись: «Надобно сочинить заявку на оптимистическую повесть о контакте». Читатели узнали оптимистическую повесть, в виде романа «Обитаемый остров».
Как вы догадались, разговор пойдет о книгах. И сегодня в рубрике «Читальня кота Шрёдингера» поразмышляем над романом «Обитаемый остров» или проще «ОО». Поговорим, как обычно, о странностях сюжета, обсудим смыслы, заложенные в произведение волей автора или проникших неосознанно. А в завершение проследим, как со всем этим связано крушение Советского Союза.
Сразу оговорюсь, это не опус в стиле «на самом деле роман о том-то и том-то». Не поиск скрытого, но единственно возможного смысла. Это размышление о способности художника отражать окружающую реальность. Или конъюнктурно эксплуатировать элементы реальности. Итак...
В общих чертах
Действие «ОО» разворачивается в далекой-далекой галактике, на далекой-далекой планете. В черновике Стругацкие дают такую характеристику обитаемого острова:
Капитализм. Олигархия. Управление через психоволны. Науки только утилитарные...
Коротко говоря, картина неприглядная.
И на эту планету прибывает Максим Камеррер. Он пришелец из светлого мира Полудня. Из мира победившего коммунизма. К слову, даже слишком идеализированного коммунизма.
Это очень интересный момент.
Наверняка вы слышали вопрос «Кто при коммунизме будет чистить туалеты?». Так вот, в мире Полудня Стругацких, о туалетах не сказано, зато имеется Группа Свободного Поиска. Задача группы - найти внеземную цивилизацию и установить контакт. И идут туда самые никчемные, бесталанные неудачники, ничего не добившиеся в жизни. А поиск иных миров становится скучнейшим занятием. Обнаружение внеземной цивилизации буднично. Классификация - моторная функция. Установление контакта - рутина. А вы говорите, туалеты.
Соло для героя в пубертате.
Максим Камеррер – член группы свободного поиска. Его и пуля не берет и избивать преступный элемент он умеет мастерски. При этом, бравый поисковик внеземных цивилизаций имеет очень слабое представление о формах организации общества. О пресловутых общественно-экономических формациях.
Казалось бы, задача Максима устанавливать контакт с представителями обнаруженной планеты. Следовательно, специалист должен обладать мощным теоретическим, философским и практическим аппаратом на тему общественного строя и взаимоотношений масс. Но нет. Максим очень смутно помнит историю. Туманно представляет буржуазную демократию. Да что там, ему не знакомо такое явление, как деньги. Он наивен до безобразия.
Авторы намеренно, на зло издателям отринувшим ряд их произведений, рисуют портрет этакого «комсомольца XXII-го века». И, как мы увидим далее, эта «месть» в чем то окажется пророческой. Теперь рассмотрим планету.
"Совок" и в космосе - "Совок".
Из-за мощных оптических искажений, у жителей возникает ощущение, будто живут они на внутренней стороне полой планеты. То есть в некотором замкнутом, ограниченном, непроницаемом пространстве.
Закрытая территория, недоступное пространство - повторяющийся мотив у Стругацких. В «Пикнике на обочине» это Зона. В «Граде обреченном», собственно, город. В «Обитаемом острове» - целая планета. Не нужно мудрствовать лукаво, чтобы в этих труднодоступных, закрытых территориях угадать аллюзии на закрытость, изолированность Советского Союза.
Художник в своем творчестве отражает реальность, в которой он пребывает. Поэтому неудивительно, что Стругацкие отражали именно советские реалии. Концентрировались они правда на негативных моментах. Что делать - такова суть интеллигенции. Борис Стругацкий пишет
И башни-излучатели, и выродки, и Боевая Гвардия – всё вставало на свои места, как патроны в обойму, всё находило своего прототипа в нашей обожаемой реальности, всё оказывалось носителем подтекста – причём даже как бы помимо нашей воли
В связи с этим, забавно читать жалобы авторов на цензуру. Где это видано, чтобы «прототипы» позволяли более того, выделяли деньги на печать всяких «подтекстов»!
Забавно читать «Комментарий к пройденному», где поливание грязью соседствует с фразами «мы начали работу над романом в доме творчества такого-то города». Или «работали на писательской даче». То есть существование домов творчества и прочих ништяков, возникших благодаря «совку» - это как бы само-собой разумеется и, более того, причитается.
БНС часто жалуется на цензоров, находивших в текстах братьев антисоветчину. Или иронизирует, мол, «слона» то цензура не обнаружила. И опять таки, учитывая наличие «антисоветского подтекста» эти жалобы странны.
Признаться, антисоветчину я не уважаю, но в данном случае выступлю в защиту братьев.
Как и было сказано, автор отражает реальность, в которой существует. А если в реальности партийные элиты отошли от социалистического курса и закапсулировавшись, превратились в «Отцов». Если научный метод организации общества скатился к перечню догматов. Если номенклатура заботится о личной выгоде, а в газетах врут, что «Малая земля» Брежнева является настольной книгой каждого советского человека - проблема не в авторе, который такую реальность отражает. Художник лишь поднёс зеркало.
Закономерно, что в таких условиях новый альбом Beatles кажется явлением гораздо большим, нежели пуск «Венеры-4». И именно Beatles будут ассоциироваться со свободой и прогрессом, а не советский космос. Прости, Юра, мы еще тогда все прое… проели. Променяли на сорок сортов колбасы и шмотки помоднее.
Но советская цензура - это отдельная тема и требует особого осмысления. Вернемся к роману.
Сейчас будет краткое описание сюжета, которое закончится⬇️
Итак, комсомолец XXII века попадает в тоталитарное общество. Подверженное излучателям население бьется в восторженном патриотизме. Но вот беда, на часть электората, психоволны не действуют. Официальная пропаганда называет таких людей «выродками». Правительственная Боевая Гвардия ведет войну с «выродками». Те объединяются для «решительного» отпора - точечного уничтожения одной башни. И то, если повезет.
Волею сюжета Максим сначала попадает в Боевую Гвардию. В качестве проверки его назначают в караул на время допроса. На допросе, одновременно суде, Максим видит «выродков». Только это не звери, а обычные, заслуживающие симпатии люди. По законам жанра, Максим перейдет на сторону "выродков" и кааак начнет наносить добро и причинять пользу.
Здесь⬆️.
Помните, Максим наивен до безобразия? Авторы используют интересный художественный прием. После сцен допроса, в беседе с другом Гаем Гаалом Максим заявляет, что «все не так однозначно» и арестованные - нормальные, честные люди. Основана эта убежденность на железном аргументе - «я так чувствую». Согласитесь - звучит как бред! Судить о степени вины и способности к преступлениям, основываясь на чувствах - это даже не наивность, это инфантилизм. Но хитрые авторы противопоставляют этой наивности большую. Гай Гаал убежден в виновности арестованных, потому что так сказали Отцы. Они точно не будут врать. И они не могут ошибаться. После такго, Максим на фоне Гаала выглядит уже не столь расслабленным в уме.
Суть да дело, наш герой переходит на сторону «выродков» и начинает бороться против диктатуры. Потому что раз «Отцы» врут про выродков, значит во всем остальном тоже врут. Например, врут о внешних врагах. А на самом деле «Нет никакой внешней угрозы. Никто нам не угрожает!»
Несомненно, это жирная отсылка к советским реалиям. Только в действительности, к разочарованию интеллигенции, внешняя угроза Союзу была далеко не иллюзорная. Это в прекрасном мире интеллигенции и авторов никто не придумывал план "Тоталити". Ни разу не разрабатывалась операция «Немыслимое». Никто не лелеял план «Дропшот». Что характерно, активно не строились планы применить ядерное оружие в вышеуказанных не планируемых операциях. Ничего этого по мнению Стругацких не было. А по мнению доступной Вики:
План «Тоталити» возглавил череду разрабатываемых в дальнейшем руководством США военных планов по военным действиям с СССР с применением атомного оружия, таких как: «Пинчер» (март-июнь 1946 г., «Бройлер» (1947 г.), «Бушвэкер» (1948 г.), «Кранкшафт» (1948 г.), «Хафмун» (1948 г.), «Флитвуд» (англ. Fleetwood, 1948 г.), «Когвилл» (1948 г.), «Оффтэк» (1948 г.), «Чариотир» (англ. Charioteer — «Колесничий», 1948 г.), «Дропшот» (англ. Dropshot, 1949 г.), «Троян» (англ. Trojan, 1949 г.)
(цитата из Википедии. Статья о плане "Тоталити")
Но мы отвлеклись.
Итак, у нас имеется наивный комсомолец XXII века, в условиях тоталитарного капиталистического государства. Но противостояния идеологий не будет. Нас ждёт сплошное торжество наивности.
Нечто подобное, зеркальный перевертыш мы увидим позже, в повести «Парень из преисподней». Там наоборот, специально обученный солдатик (боевой кот), ничего не знающий кроме войны, попадает в мир Полудня. И в этом светлом мире никто не занимается его образованием. Парню предоставлена полная свобода. Наивные прогрессоры, «вынули» его прямо с поля боя и сунули в мир, где нет войн, болезней, нищеты и сплошная благодать.
Разумеется, парень в скором времени стал превращать новую территорию в казарму и обучать вверенного ему робота строевой подготовке. Потому что другой жизни он не знает, ничего другого не умеет. Но прогрессоры даже не пытаются его образовывать. Видимо они наивно полагают, что просто переменив среду парень изменится. Бытие определяет сознание, так сказать. Только вот сознание парня из преисподней уже определено другим бытиЁм. А переучить гораздо сложнее, чем научить с нуля.
В «ОО» Максим начинает бороться с тоталитаризмом. Бороться он намерен, при помощи террористической атаки на центр облучения, разумно рассудив, что уничтожать башни по одной - бороться со следствием, а нужно идти к источнику.
По мысли Максима, после того, как он уничтожит главный излучатель, люди каким-то образом объединятся, произведут революцию и совместно начнут строить светлое будущее. На чем основано это убеждение - не спрашивайте! Судя по всему, на наивности Максима.
И тут в сюжет книги влезает Бог из Машины. Загадочный персонаж, фигурировавший в романе под псевдонимом Странник оказывается прогрессором с Земли. И он давно работает на этой планете, чтобы ррраз - и дернуть ее к светлому будущему. Как - не спрашивайте. Тут применяется Стругацкое "счастье ничего не объяснять".
Но прогрессор очень толково расписывает Максиму всю глупость последнего, что прекрасно. Ты, говорит не имеешь представления, что надвигается голод, что грядет война. Что помимо психоволн есть и другие системы управления и методы воздействия на граждан. И чего ты, «дЭбИл наивный» собирался добиться, путем уничтожения отдельно взятого центра пропаганды, когда имеются еще и мобильные пункты с излучателями? Короче, ничего ты не знаешь, Максим Камеррер.
Этот диалог Странника с нашим героем - самое интересное место романа, если честно!
Прогрессор хочет отправить Максима на Землю. Но тот решительно оказывается. Он намерен остаться на «Острове» и помогать налаживать жизнь и приближать светлое будущее.
Угадайте - как? Даже Странник поинтересовался у Максима - как, мол, ты будешь это делать, ты же «дЭбИл пубертатный» и ничего не знаешь. Следует феерический ответ - я буду слушать тех, кто знает.
Как по мне - это прекрасно! А откуда уверенность, что те, кого ты собрался слушать сами знают? Откуда уверенность, что они не окажутся новыми Отцами. Откуда ты знаешь, что эти «знающие» не стремятся просто занять верхушку пирамиды? Может стоит хорошенько выучиться, а уж опосля слушать тех, кто «знает» и их знания тоже проверять надежным материалистическим методом?!
И вот тут мы переходим к крушению Советского Союза. Так уж получилось, что многие, подобно Максиму Камерреру наивно прислушивались к тем, кто «знает». А знающие предлагали простые решения. Нужно ввести свободные цены на товары - тогда наступит благодать. Надо развалить Союз - и тогда заживем. Нужно посносить памятники - и все само собой устроится. Это ведь так просто и результат гарантирован. Ну, потому что «Толя» сказал. А «Толя» умный, он знает.
Наивность Максима Камеррера, как выяснилось, стала характерной чертой многих советских граждан. Она и послужила причиной его крушения.
Сами того не зная братья предсказали торжество наивности.
Только вот с крахом Союза наивность не исчезла. И сегодня люди видят простые решения сложных проблем. И предлагают наивные решения. Поменять «плохого» политика на «хорошего». Перезахоронить Ленина. Запретить компьютерные игры. Законодательно запретить плохое поведение. Понастроить храмов. Эх, заживем!!!
Только так это не работает. Лечение симптомов дает лишь временное облегчение.
Такие вот мысли возникли у меня по прочтении «Обитаемого острова». Получилось сумбурно, и многословно. Но исходный роман такой же.(осторожно - субъектившина) А что думаете вы? Делитесь соображениями в комментариях, и помните, кот жив, пока вы читаете его путеводитель. Всех бла-бла-благ!!!