Найти тему
Просто фото

Ратислово

Село Ратислово

Ратислово — село в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Красносельского сельского поселения.

Село расположено в 24 км на юг от райцентра города Юрьев-Польский. «Ратислово находится от уездного города в 25-ти верстах и от губернского города, в 50-ти верстах, при пруде». [1]

По народной легенде название села произошло от имени князя Растислава, который перед одним из сражений обратился к своей рати со словами, в которых звучал призыв к подвигу, то есть предание связывает название населенного пункта с терминами «рать « и «слово».

В 1817 г. впервые упоминается о таких занятиях, как садоводство и огородничество. Причиной этой новой формы земледелия стало появление экзотической огородной культуры – цикория. Садоводством юрьевпольчане занимались не повсеместно, а преимущественно в сёлах: Сима, Петровское, Турабьево и Ратислово. В них находились лучшие сады и оранжереи. В садах росли яблони, вишни, терновник, малина и крыжовник, а в оранжереях выращивали даже ананасы.

В Юрьевском уезде находились 4 конных завода: … «3) графини Апраксиной при с. Ратислове: в нем находится 2 жеребца и 10 кобыл рысистой Орловской породы; приплоду в 1849 г. было 10 жеребят и 14 кобыл…».

9 августа 1879 г. в селе Ратиславе прошла выставка сельских произведений и промышленности – по случаю празднования 25-ти-летия деятельности Юрьевского общества сельского хозяйства.

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Семьинской волости Юрьевского уезда.

Калининская волость, центр — с. Ратислово, образована в 1918 году под названием Ново-Бусинской волости из части ликвидированной Спасской волости, в 1922 году переименована в Калининскую. В этом году к ней присоединена Ново-Новосельская волость. В 1924 году сюда были переданы селения Авдотьино и Карандышево Владимирского уезда, В 1925 году при перечислении волости в Иваново-Вознесенскую губернию из нее в Черкутинскую волость Владимирского уезда отошли селения: Бараши, Венки, Крутово, Наумиха, Негодяиха и Прокашиха.

В составе волости был 21 сельсовет: Авдотьинский, Бусинский, Вескинский, Вошинский, Захаровский, Карандышевский, Лазаревский, Межниковский, Новобусинский, Ногосековский, Озерецкий, Осиповский, Пискутинский, Ратисловский, Семьинский, Симизинский, Снегиревский, Спасский, Терешковский, Тюрюкинский, Щадринский.

В 1929 году волость была ликвидирована, вошла в Юрьев-Польский район Александровского округа.

С 1929 года село входило в состав Спасского сельсовета Юрьев-Польского района, с 1935 года — Небыловского района.

1945 г. «Артель имени Калинина, Калининского сельсовета, председатель тов. А.И. Муратов,— сев проведен в течение 12 рабочих дней. Сверх плана засеяно 9 гектаров».

1945 г. «Артель «Безбожник», Калининского сельсовета, председатель тов. Красавин Д.В. — засеяно 26 гектаров при плане 25 га.»

1945 г. «Артель «Новый путь», Калининского сельсовета, председатель тов. Филиппов П.А. — план посева ранних зерновых выполнен».

«ТРУДОВОЙ САЛЮТ ПОБЕДИТЕЛЯМ

Успехи Красной Армии вдохновляют колхозников на беззаветный труд на полях. Колхозники артели имени Калинина с. Ратислово, Калининского сельсовета, в этом году добились ликвидации отставания своего колхоза в важнейшем мероприятии — в проведении сева. До сих пор весенний сев обычно проводился с большим запозданием. Нынешней весной на поля выехали пахари Р.И. Полякова, А.А. Тарасов и другие; они ежедневно перевыполняют нормы выработки. И.Т. Турунова выходила безнадежно больную лошадь и работает на ней с перевыполнением нормы. Бороновальщица Жукова и севцы К.Я. Тарасова и А.Ф. Турунова вырабатывают каждый день по гектару сверх норм.

Большую помощь оказывает колхозу тракторная бригада т. Ляпина. Трактористка М. Полякова целыми днями не сходит с машины. Умело руководят колхозниками председатель артели т. Муратов и молодой бригадир полеводческой бригады Е. Полякова.

Отмечая историческую победу Красной Армии, добившейся полной победы над врагом, колхозники артели имени Калинина подписались на Заём на 19.000 рублей.

План сева зерно-бобовых культур перевыполнен. Производится посадка раннего картофеля.

П. Балахнин» («Сталинский путь», 12 мая 1945).

С 1965 года — в составе Авдотьинского сельсовета Юрьев-Польского района.

Численность населения: в 1859 г. – 284 чел., в 1905 г. – 249 чел., в 2002 г. – 158 чел., в 2010 г. – 82 чел.

В селе Ратислово родился участник Великой Отечественной войны БОБКОВ НИКОЛАЙ ЕФИМОВИЧ (1915). 1 февраля 1945 года Николай Ефимович погиб в бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.03.1945 г. Бобкову Н.Е. присвоено звание Героя Советского Союза.

В селе расположены:

- Ратисловская Основная Общеобразовательная Школа действует с 18 ноября 1994 г. Директор - Борисов Роман Владимирович. Организация ликвидирована 10 мая 2011 г. Правопреемник - МБОУ "Семьинская ООШ".

- ГКСОУ ВО "Ратисловская Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа-Интернат" действует с 17 сентября 1996 г. Директор - Тюшева Галина Геннадьевна. Село Ратислово, д. 87.

Ратиславский приход

В течение ХVIII столетия в селе существовала деревянная церковь.

В 1802 г. усилиями помещика с. Ратислово Юрьевского уезда Андрея Алексеевича Кузьмина-Короваева в его усадьбе была построена каменная двухэтажная церковь с престолами: в верхнем этаже — в честь Покрова Пресвятыя Богородицы и в нижнем этаже — в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь именовалась Казанской. Строитель храма - Андрей Алексеевич Кузьмин-Караваев.

Первая половина XIX в. «с. Ратислово. Казанская церковь. Приход: c. Ратислово (помещиков Апраксиных), д. Новосеково (тех же помещиков), д. Башкирдово (тех же помещиков, д. Кривцово (тех же помещиков), д. Нефедовка (тех же помещиков), д. Климатино (тех же помещиков)».

Настоятель Покровской церкви гор. Юрьева-Польского священник Иаков Альбицкий 6 сентября 1884 г. умер и на его место 13 сентября перемещен настоятель-священник села Ратислова, того же уезда, Иоанн Доброхотов.

Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедные росписи с 1820 года. Опись церковного имущества составлена в 1841 году и хранилась в церкви. [1]

Земли при церкви: усадебной 1 десятина, сенокосной 4 десятины, пахотной 26 десятин и под мелким лесом 2 десятины. [1]

Причта положено: священник и псаломщик. На содержание свое причт получал: 126 руб. от земли, 54 руб. от сбора хлебом и за требоисправления до 230 руб., а всего в год до 410 рублей. Дома у причта собственные, на церковной земле. [1]

Приход составляли: село Ратислово и деревни: Кмематино, Новосеково, Нефедовка, Кривцово и Михаляево; Расстоянием от церкви деревни от 3 до 4 верст. [1]

Дворов в приходе 166; душ мужского пола 466 и женского пола 486 душ. [1]

Ратисловская церковно-приходская школа, Семьинской волости, в с. Ратислове. Основано священником И. Доброхотовым в 1883 г. Ближайшее училище - Спасское в 6 вер.

В 1884 г. «Помещение каменное, свящ. Доброхотова; по свету и теплоте весьма удобное; классных комнат одна — длиной 8, шириной 7, вышиной 4 арш. Учебных пособий достаточно — на 12 руб. Библиотеки и земли нет. Законоучитель и учитель священник Иоанн Доброхотов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1869 г., а в настоящем училище с 1883 г. Попечителя нет. Поступило при открытии 9 м. и 5 д., которые и состояли к 1-му января 1884 г. Учатся все вместе. Возраст учащихся от 9 до 14 л. Учащиеся все из с. Ратислова. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 д., крест. 9 м. и 4 д. Посещали классы неисправно 4 уч. Прием в декабре. Пению не обучаются. Учатся в день 6 час.; на дома уроков не дается. Отделений 2. Уроков в день: по Закону Божию 1, по Русскому языку 2, по арифметике 1. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).

Ратисловская школа грамоты открыта в 1898 году. В 1897 – 1898 году насчитывалось 25 учащихся. В 1901 году окончена постройка нового здания для церковно-приходской школы.

Церковь была закрыта.

« Стали сбрасывать колокола и кресты. Нашу Спасскую церковь несколько раз объявляли закрытой, но богомольным старушкам удалось отстоять. А в Авдотьине и в Ратислове закрыли. Нас, пионеров Карандышевской школы, водили в Ратислово поглядеть, как будут сбрасывать колокола и кресты. Безбожники имели в виду дать нам урок бесстрашия. Вот, мол, какие мы, ничуть не боимся бога. Значит, его нет. А если бы он был, то непременно заступился бы за верующих и наказал нас. А он и пальцем не пошевелил.

Но бог их наказал. В ту минуту, когда сбрасывали многопудовый колокол, никто не упал с колокольни, ни с купола, и когда сбрасывали да так и не смогли сбросить крест: очень прочно был закреплен. Наказанием им стали молчаливые плачущие старушки и другой деревенский люд, окруживший церковь. Старушки всхлипывали, утирали слезы и шептали молитвы. К ним подходил долговязый активист из бедняков Антошка, называвший себя ярым коммунистом. Мне показалось, что он дрогнул. Обычно горластый, в этот раз говорил тихо:

— Поймите, старухи, леригия — пиум для народа.

В переводе с Антошкиного «научного» это означало: «религия — опиум для народа».

Старушки отмахивались от него, как от сатаны, и пуще ревели. Активисток-заступниц переписали. Потом двух увезли в Юрьев. Одну, немощную совсем, отпустили, а другой предъявили обвинение па 58-й статье: пропаганда религиозных взглядов. Больше в селе не видели. А отпущенная бабуля в дальней дороге простудилась и умерла от воспаления легких. Отпевала ее попадья, так как священник был арестован.

Обезглавленную церковь, лишенную колокола, выделявшегося среди других густотой звука, превратили поначалу в КПЗ (камеру предварительного заключения), куда сажали самогонщиков, конокрадов и местных хулиганов. Потом она стала складом горюче-смазочных материалов. Как ни глумились, окончательно сокрушить не смогли. Разрушение завершило время и дождь. Вода проникала через проломы в крыше, образовавшиеся при снятии креста. Их никто не заделал. Над куполом зазеленели березки и ивы.

Бесовский спектакль, показанный детям, имел результат, противоположный задуманному. Столько лет прошло, а я вижу жалких старушек у церкви, сравниваю их с упитанными, хорошо одетыми, в меховых шапках, стоящими под красными флагами у музея Ленина.

Что защищали те далекие старушки? Веру свою. Ведь каждую из них крестили в той церкви, которую жестокие люди пришли порушить. Они в этом храме венчались. Крестили своих детей. Здесь отпевали их близких. И теперь они с ужасом думали о своем конце. Где их отпевать будут? Кто попросит бога сотворить им вечную память, если всех священников трясут, многих арестовали? Тогда еще не ввели обычай хоронить с музыкой. Да тем старушкам страшно было и подумать об этом. Вот они и шли к церкви и защищали ее от поругания тихими слезами. Это их единственное оружие. Сердце сжимается, как вспомню эту картину.

Ленина в ту пору уже не было в живых. Но верные ленинцы исполняли его кровавый завет: побольше расстрелять реакционного духовенства.

А ведь мы полагали, что это Сталин учинил погром православных храмов, истребление священников — Ленин, мол, не допустил бы такого надругательства» (Рачков П.А. Я много помню... Записки ровесника Страны Советов. — Владимир: Золотые Ворота, 1995. — 72 с.).

В здании открыт молокозавод, а когда его закрыли в начале 1960-х годов, то здание бывшей церкви во имя Казанской иконы Божией Матери разрушили. Часть кирпича пошла на клуб в соседнем селе, часть - на укрепление дороги. Захоронения владельцев усадьбы при ней утрачены в 1960-е гг