Найти тему

КАК СОЗДАТЬ РЕЛИГИЮ? (методическое пособие для профессионалов)

В предыдущей работе, посвященной осознанным муравьям (ЗАЧЕМ НУЖНА ВЕРА?), мы показали, что все ныне существующие религии и эзотерические концепции созданы людьми. А раз так, то далее целесообразно рассмотреть базовые принципы, по которым религия создается. Мы не будем здесь разделять религии и эзотерические концепции. Они отличаются лишь временем своего существования - хорошо построенная эзотерическая концепция способна функционировать сама по себе, и может просуществовать гораздо дольше времени жизни ее основателя. Тогда она получает право именоваться религией. Халтурно сработанная эзотерическая концепция будет работать (если вообще заработает) лишь до тех пор, пока автор способен ее поддерживать - разрешать противоречия, вербовать адептов. Такого рода концепции не особо интересны.

Итак, предположим, МЫ РЕШИЛИ СОЗДАТЬ РЕЛИГИЮ.

Мотивы для такого шага могут быть разные - своеобразная тяга к творчеству, интерес к наблюдению за работой человеческой психики, амбиции, мизантропия, удовлетворение базовых потребностей без особых затрат, еще какие-нибудь мотивы или их комбинации. Останавливаться на них подробно мы не будем, но отметим, что создать достойный рассмотрения продукт можно только в случае, если в мотивации ключевыми элементами являются амбиции и тяга к творчеству, а удовлетворение базовых потребностей имеет глубоко второстепенное значение или вовсе отсутствует. Достойный продукт в данном случае - это религия, способная собрать миллионы адептов и пережить своего создателя на тысячелетия. Данное методическое пособие ориентировано именно на продукт такого уровня. Если амбиций для постановки такой цели недостаточно - на наш взгляд, не стоит и начинать.

И, для начала, разберем подробно функциональные особенности нашего продукта, то есть ответим на вопрос...

КАК ФУНКЦИОНИРУЕТ РЕЛИГИЯ?

Сразу уточним термины:

АДЕПТ - человек, заложивший наше учение в основу своего мировоззрения, согласившись с тем, что его основные постулаты максимально близки к истине или являются истиной. Проще говоря - тот, кто поверил в наше учение.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ АДЕПТ - это человек, который адептом пока не является, но может им стать в перспективе.

Каким образом потенциальные адепты вообще узнают о существовании нашего учения - задача чисто маркетинговая. О донесении информации о продукте до потенциального потребителя немало написано гораздо более компетентными в данном вопросе авторами, поэтому останавливаться на этой задаче мы не будем, отметим лишь, что ее решение существенно важно, и им стоит озаботиться на начальном этапе, ибо что толку в продукте, если потребитель о нем не знает?

Итак, потенциальный адепт знакомится с основами нашего учения. Здесь наиболее важны следующие моменты:

- Учение должно быть достаточно простым в целом, чтобы быть понятным широкому кругу потребителей с низким уровнем способностей к мышлению, которые в дальнейшем составят основную массу адептов, и, в то же время, содержать красивые, сложные, интересные конструкции, способные привлечь интеллектуальную элиту, наличие которой среди адептов тоже крайне важно - чуть ниже мы покажем, почему.

- Уже при первом знакомстве необходимо обозначить СИСТЕМУ БОНУСОВ и СТРАХОВ. Именно она является основной движущей силой, формирующей у потенциального адепта неосознанное желание поверить в наше учение, независимо от уровня мыслительных способностей.

Если у потенциального адепта появился интерес к учению и желание поверить - первый этап можно считать успешно пройденным. Далее идет этап более углубленного знакомства и собственно формирования веры. И тут важно соблюсти принцип выбора - наша религия должна предлагать потенциальному адепту выбор:

- Упрощенный вариант, содержащий просто и понятно изложенные основы и простые правила, следование которым дает адепту шанс на получение бонуса без особых заморочек.

- Сложный и интересный вариант, содержащий, кроме непосредственно основ и правил, еще и хитро закрученную систему закономерностей, по которым эти правила построены. Этот вариант предполагает более длительное и углубленное постижение основ, и рассчитан на небольшой процент интеллектуальной элиты.

Основы же учения должны представлять собой ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ и НЕОПРОВЕРГАЕМЫЕ ПОСТУЛАТЫ, в которые можно поверить при желании (которое сформировалось на предыдущем этапе). Однако, постулаты должны подтверждаться фактами - иначе вера может не сформироваться.

Уточним - именно ПОДТВЕРЖДАТЬСЯ, а НЕ ПРОВЕРЯТЬСЯ. Проверка постулата предполагает постановку серии экспериментов, результаты которой однозначно и с хорошей вероятностью свидетельствуют в пользу верности постулата. В то время как для подтверждения достаточно просто объяснения. То есть, должны существовать явления, которые плохо объяснимы в рамках обычных житейских знаний, но хорошо объясняются нашей религией.

Однако, веру необходимо не только сформировать, но и укрепить - это третий этап. Для этого религия должна содержать рекомендуемые адептам РАБОЧИЕ ПРАКТИКИ, дающие при регулярном применении реальный результат, и объяснение этого результата в рамках религии.

Еще один важный функционал религии - на протяжении всех трех этапов формирования и укрепления веры должно формироваться также сообщество адептов. То есть в религии важно предусмотреть инструмент, благодаря которому каждый адепт будет чувствовать свою принадлежность к некоему сообществу, по тем или иным причинам выделяющемуся из массы остального человечества, адептами нашей религии не являющейся.

Таким образом, мы получаем армию адептов, основная масса которой - простые верующие с низким уровнем мыслительных способностей, и небольшой процент интеллектуальной элиты, на которую стоит обратить особое внимание.

Интеллектуальная элита - это те адепты, которые выбрали второй, более углубленный путь постижения нашей религии. И, в силу наличия у этой категории интеллекта, как минимум, сравнимого с нашим, а может и больше, при глубоком изучении религии, они неизбежно обнаружат косяки, несоответствия и противоречия, которые мы там оставили. А мы всякие такие несовершенства оставим непременно, ибо, при всех амбициях, не стоит забывать тот факт, что мы - всего лишь люди, а наша религия - всего лишь концепция, прикидывающаяся истиной, но не истина.

И вот на этом этапе часть адептов, обладающих достаточным уровнем критического мышления, просто отходит от религии - это неизбежные потери, с которыми необходимо смириться. Но другая часть интеллектуальной элиты - наиболее ценные кадры - должны увидеть не только несовершенства нашей религии, но и возможности, которые она предоставляет в части управления массами адептов - собственную выгоду от этого управления и, главное - пути управления. И эти возможности также необходимо заложить изначально. В этом случае интеллектуальная элита становится ИДЕОЛОГАМИ нашей религии.

ИДЕОЛОГ - бывший адепт (или даже потенциальный адепт), который досконально знает всю структуру нашей религии, включая все ее противоречия, владеет навыками их разрешения и лично заинтересован в продвижении нашей религии. Идеолог редко является адептом, хотя и такой вариант не исключен.

Именно автономное, без нашего участия, формирование категории идеологов обеспечит нашей религии будущее и позволит ей существовать и развиваться долгие годы, уже после отхода в вечность ее создателя. Но сформироваться категория идеологов может только из интеллектуальной элиты, поэтому для качественной религии ее наличие существенно важно.

Таким образом, наше участие, кроме создания самой религии, требуется еще для формирования первой волны адептов и идеологов, возможного внесения корректировок, а дальше процесс будет развиваться автономно. При условии, естественно, что мы все сделали правильно и учли максимум нюансов. Вот эти нюансы мы и разберем далее.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕЛИГИИ

Первоначальная идея данной работы предполагала использование в этой части большого количества примеров для иллюстрации написанного, однако, мы вовремя вспомнили, что наши работы рассчитаны на восприятие их при помощи мышления, что предполагает не просто усвоение информации, но и анализ и сопоставление. При помощи этих инструментов вдумчивый читатель легко сам подберет наиболее понятные ему примеры по каждому пункту, а также сможет самостоятельно оценить качество предлагаемого на современном мозгоопиумном рынке ассортимента продукции. Кроме того, такой подход позволит нам избежать оскорбления чувств различного типа верующих, насколько это вообще возможно.

Так же хотелось бы отметить, что мы рассматриваем принципы создания именно качественного продукта, а не какой-нибудь секты-однодневки, поэтому, если какие-то из описанных принципов при создании конкретной религии не учтены, это может говорить скорее о низком качестве религии, но никоим образом не указывает на ее истинность. Хотя, конечно, наш мануал, тоже может быть не идеален, ибо человек не может учесть всего. Возможно, со временем нам захочется его дополнить.

НЕОПРОВЕРГАЕМАЯ ОСНОВА

Основы любой религии - это, как правило устройство и происхождение мироздания и, что очень важно - источник информации об этом, и об остальных тезисах религии. Эта информация должна быть неопровергаемой, а значит непроверяемой никакими путями. Например - наш мир создан высшими силами с такой-то целью - универсальная непроверяемая основа, используемая всеми религиями, лучше никто пока не придумал. Ну и поскольку высшие силы на то и высшие, что снизу их не проверишь - их состав, структура, иерархия, происхождение, цели и задачи ограничены только фантазией создателя религии. Тут, естественно, важен творческий подход, хотя и плагиат не возбраняется - всегда можно заявить, что сходство с другими религиями объясняется тем, что крупицы истинного знания были давались людям во все времена, что, опять же, не проверить, а значит не опровергнуть. Совсем уж безудержная фантазия, однако, тут не на пользу - структуру и функционал высших сил нужно разрабатывать таким образом, чтобы в них не наблюдалось внутренних противоречий, ибо, если два неопровергаемых тезиса противоречат друг другу - это наводит на мысль, что вы соврали, а такая мысль для потенциального адепта на этапе становления веры крайне нежелательна.

Еще аккуратнее стоит подходить к вопросу устройства мира. Тут необходимо предварительно изучить известные факты, чтобы ненароком не нарваться на опровержение. Например, широко распространенная ныне теория плоской земли в разных ее вариантах легко опровергается, опытным путем, если вы не прогуливали уроки астрономии в школе. Однако, повальное невежество в этом вопросе позволяет данной теории иметь множество адептов.

Еще более тщательно нужно разрабатывать законы, по которым мироздание функционирует. Они должны обязательно подтверждаться известными легко проверяемыми реальными закономерностями в той части, где это возможно, и хорошо объясняться в рамках религии в той части, где закономерности нашей религии противоречат наблюдениям адепта.

ИСТОЧНИК РЕЛИГИОЗНЫХ ЗНАНИЙ

Это очень важный аспект. Разумеется, информация об источнике знаний также относится к неопровергаемым постулатам, кроме того, тут необходим аргумент, на каком основании мы должны считать ее истиной. И здесь все ныне существующие религии используют один универсальный принцип - источником информации являются высшие силы, которые врать не могут. Почему? Ну как почему - потому что это высшие силы, как можно им не верить? Вы как-то умудряетесь? Странно... Хотя, конечно, каждый сам выбирает, во что верить. С последним тезисом не поспоришь, можно лишь уточнить, что каждый сперва сам выбирает, верить ли вообще, а уже потом, в случае положительного ответа - во что или кому.

Таким образом, при создании своей религии мы можем использовать тот же универсальный беспроигрышный прием, или придумать что-то свое - это было бы очень интересно и оригинально, ибо пока никто в этом вопросе ничего другого тоже не изобрел.

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Это очень важный аспект при создании религии, которому, как правило, уделяется недостаточно внимания. Всегда необходимо помнить, что как бы умны, эрудированы и грамотны мы ни были - мы всего лишь люди, а людям свойственно ошибаться. Поэтому рассчитывать на то, что наш продукт будет совершенен и не будет содержать противоречий не стоит. Хотя, конечно, стремиться надо именно к этому. Заметить в своей религии противоречие и закрыть на это глаза в надежде, что потенциальные адепты не столь умны - признак неуважения адептов, а это к хорошему не приводит. Поэтому косяки и противоречия нужно по возможности убрать еще до выхода продукта на рынок.

Противоречия могут быть как внутренние - между постулатами религии, так и внешние - между постулатами религии и проверяемыми фактами. Однако, чем сложнее структура создаваемой религии - тем больше шанс, что какие-то противоречия мы можем не заметить. На такой случай в религии необходимо предусмотреть инструменты для их разрешения. Эти инструменты должны быть построены таким образом, чтобы в ходе применения разрешать противоречие, приводя его к неопровергаемому доводу.

Хорошим и часто используемым вариантом является тезис о том, что высшие силы передают информацию через избранного посредника, который, хоть и является для этого наиболее подходящей кандидатурой с точки зрения высших сил, но, тем не менее всего лишь человек, поэтому мог что-то неправильно уловить или не так передать. Однако, пользоваться этим инструментом слишком часто не стоит - у адептов могут возникнуть обоснованные сомнения в компетентности посредника, а так же в истинности самих высших сил - ибо ну как истинные высшие силы могут подобрать некомпетентного представителя?

Другой универсальный прием, которому нечего противопоставить - на самом деле здесь нет противоречия, но наш невысокий уровень развития (недостаточный диапазон восприятия, его сложившиеся особенности, и т.д.) не позволяет нам этого понять. Или, как вариант - это невозможно понять логически.

Это наиболее распространенные инструменты разрешения противоречий, однако, если мы нацелены на создание продукта наивысшего качества, они должны отличаться разнообразием. Ибо, когда на все замечания потенциальные адепты имеют примерно один и тот же ответ, это может навести их на мысль о том, что их водят за нос, используя заученную фразу, когда нечего сказать. А возникновения подобных мыслей у адептов надо стараться избегать. И отсюда логично вытекает следующий принцип, который неплохо заложить в учение.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Это отличный защитный механизм религии, направленный на то, чтобы возможные нестыковки и противоречия адепты замечали как можно реже, и, даже заметив, избегали их обдумывать. Для этого нужно ввести в религию один или несколько тезисов, поясняющих вредность процесса мышления, или, как вариант, его нежелательность в определенных направлениях.

Однако, злоупотреблять этим механизмом не стоит - этим мы можем оттолкнуть интеллектуальную элиту. Тут необходимо соблюсти разумный баланс.

БОНУСЫ и СТРАХИ

Система бонусов и страхов необходима уже в самом начале изложения нашей религиозной информации, ибо именно она является тем основным фактором, который формирует в потенциальных адептах ЖЕЛАНИЕ НАМ ПОВЕРИТЬ. Для ее грамотного формирования хорошо бы предварительно изучить наиболее значимые для целевой аудитории страхи и желания, ибо система должна с ними хорошо коррелировать.

БОНУСЫ. С ними все более-менее просто - изучаем чаяния аудитории и формируем из них обещанные бонусы. Тут можно не скромничать и не жадничать, развернуть фантазию по полной программе, само собой, однако, не забывая отслеживать возникновение противоречий. Но при этом необходимо учесть два важных принципа:

1. Система бонусов должна быть многоступенчатой, и то, что стоит на нижних ступеньках этой лестницы адепт действительно должен иметь возможность получить. Для обеспечения этой возможности служат полезные практики, о которых речь пойдет ниже.

Для части бонусов нужно обеспечить хотя бы видимость их получения. Этого можно достичь при помощи тех же практик, или каких-то дополнительных, дающих заметный адепту результат, который мы интерпретируем в соответствии с постулатами нашей религии.

2. Бонусы ни в коем случае не должны быть гарантированы. Религия гарантий не дает, только лишь шанс на их получение. Конечно, чем лучше выполняются предписанные религией правила, тем больше шанс получить бонус, но вероятность его получения не должна приближаться к 100%.

СТРАХИ - штука многофункциональная, поэтому с ними надо работать особенно внимательно. Обозначенные в самой первой ознакомительной информации страхи должны быть по возможности близки потенциальным адептам и не относиться к базовым человеческим страхам. За счет этого у потенциального адепта складывается впечатление, что данная информация действительно, похоже, дана ему свыше, вот прямо в самый нужный момент, что весьма способствует резкому снижению уровня критического мышления по отношению к нашей информации. Эти небазовые страхи следует обозначить в как можно большем разнообразии, чтобы каждый потенциальный адепт нашел что-то для себя. Не стоит переживать, если их получится очень много - обнаружив именно свой страх, на все остальные потенциальный адепт просто не обратит внимания.

Далее используются уже базовые человеческие страхи. Но использовать их нужно очень аккуратно. С одной стороны, наша религия должна их несколько нивелировать. Частичное устранение базовых страхов способствует тому, что у адепта не возникает желания покинуть уютный пузырь нашей религии - ведь в нем ему не так страшно. С другой стороны, базовые страхи, да и небазовые тоже, нужно поддерживать, чтобы держать адептов в тонусе и не позволять им слишком сильно осмелеть. Как этого достичь? Изучать человеческую психологию, наблюдать за реакциями, как своими, так и окружающих. И, конечно, включать фантазию - готовых рецептов тут нет.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВИЛА и РЕКОМЕНДАЦИИ

Каждая религия обязательно должна содержать свод правил. Даже если мы создаем религию не с целью управления массой адептов (ну вдруг, всякое бывает), правила критически нужны самим адептам. Выполнение предписанных свыше правил позволяет адепту снять с себя ответственность за свои мотивы и действия - он поступает именно так не потому, что он сам лично так решил, а потому что так предписано свыше. А поскольку решение, как правильно, принято свыше, то и ответственность тоже где-то там. Этот аспект очень важно учитывать, поскольку именно ради того, чтобы снять с себя ответственность потенциальные адепты, по большей части, и ищут себе религию.

Правила могут носить как достаточно жесткий, так и рекомендательный характер, могут выделяться четко по пунктам, или завуалированно расставляться по всему объему религиозных текстов, и, конечно увязываться с системой страхов и бонусов. Лучше, если их система также будет многоступенчатой - от самых простых до невыполнимых. И вот тут мы подходим к очень важному моменту.

Система правил должна быть построена так, чтобы 100% их выполнение было невозможно в принципе. Однако, чтобы не убить в адептах стремление к идеалу, в религию стоит ввести конкретные примеры обычных людей, которым удалось достичь в этом деле идеала, а также тех, которые сумели к нему приблизится в разной степени.

ПОЛЕЗНЫЕ РАБОЧИЕ ПРАКТИКИ

Без них наша религия не будет достаточно убедительной. За свою долгую историю человечество выработало большое количество полезных практик, улучшающих самочувствие, способствующих общему оздоровлению организма, работающих со страхами, корректирующих восприятие, и т.д. Наша задача заключается в том, чтобы подобрать наиболее эффективные, соотнести с нашим учением, объяснить именно в рамках нашей религии принцип действия и результат и внести в рекомендации для адептов.

Получая конкретный, предсказуемый результат адепт убедится в истинности и безусловной пользе нашего учения, и его вера существенно окрепнет.

СТАДНАЯ ЭЛИТАРНОСТЬ

Человек - с одной стороны, социальное существо, с другой - существо, стремящееся к собственной исключительности. Этот аспект необходимо учитывать при создании религии. Идеальная религия - та, которая признает в каждом адепте яркую индивидуальность, независимо от ее наличия, в составе некой общности избранных. Уже сам факт принадлежности к такой общности позволяет адепту поддерживать свою социальность, ощущая себя не одиноким, никому не нужным отщепенцем среди враждебного мира, а частью сообщества единомышленников, и при этом осознавать свою исключительность, развитость, больший диапазон возможностей, по сравнению со всем остальным человечеством, которое нашу религию не исповедует и к общности не относится.

На наш взгляд, самое подходящее обозначение этого качества, которое формирует в адепте наша религия - стадная элитарность. Для ее формирования в религии тоже надо предусмотреть как теоретические обоснования, так и конкретные практические инструменты.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИДЕОЛОГОВ

Идеологи, как мы уже показали выше, идеологи - важнейшая составляющая. Однако, чтобы бывший адепт, обладающий необходимыми навыками не сбежал, а пошел в идеологи - его надо заинтересовать. А что может заинтересовать идеолога в религии? Прежде всего - возможность стать посредником, ну хотя бы второго-третьего звена с перспективой роста. Такая возможность должна быть в нашей религии обозначена, желательно - максимально тонко, завуалированно и незаметно, поскольку предназначена она для интеллектуальной элиты и не должна бросаться в глаза простым адептам. Кроме того, в этом случае распознавание такой возможности является своего рода тестом на интеллект, который идеологу, в отличие от адепта, критически необходим.

Задача стать посредником должна быть максимально сложной для выполнения, чтобы простым адептам не пришло в голову ей воспользоваться и самостоятельно уточнить у высших сил какие-то неясные моменты, но теоретически она должна быть доступна каждому.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ при СОЗДАНИИ РЕЛИГИИ

В заключении рассмотрим наиболее часто встречающиеся при создании религии ошибки. Собственно, это не всегда именно ошибки - не каждый создатель замахивается на творение чего-то нетленно-вечного, кому-то вполне хватает небольшой секты. Но, как уже упоминалось, наше методическое пособие рассчитано на амбициозного автора качественного продукта, а в этом случае подобных недоработок надо избегать.

1. ПЕРЕОЦЕНКА СВОЕГО ИНТЕЛЛЕКТА

Такая ошибка чаще всего приводит к тому, что создатель религии не утруждает себя формированием инструментов для разрешения противоречий, полагая, что он просто обеспечит их отсутствие. В результате либо теоретические основы религии оказываются слишком простенькими и неинтересными, либо противоречия таки находятся, причем без возможности их разрешения.

Среди ныне существующих учений пример подобрать сложно, ибо подобные религиозные концепты даже не успевают набрать сколько-нибудь значимое количество адептов, чтобы стать заметными на рынке.

2. НЕДООЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АДЕПТОВ

Среди создателей религий можно встретить мнение, что для привлечения адептов достаточно закинуть наживку в виде бонуса, напустить побольше туману из непонятных терминов и запутанных тезисов - и адепты набегут толпами. Ну, какой-то контингент самого низкого уровня таким путем мы, конечно, можем привлечь, однако на интеллектуальную элиту в этом случае можно не рассчитывать. А значит, это путь создания религии-однодневки, предназначенной для того, чтобы снять сливки и исчезнуть в тумане. Качественным такой продукт назвать никак нельзя.

3. УПОР на ИНДИВИДУАЛИЗМ

Эта ошибка совершается исходя из аналогичной тенденции в современном обществе. Создатель религии недооценивает значимость общности и делает упор на индивидуальность адепта. Если при этом остальные принципы построения религии отработаны качественно, недостатка в адептах и идеологах у религии нет, однако, среди адепты в такой религии долго не задерживаются и уходят искать такую же, но удовлетворяющую тягу к социальности. Такая текучка адептов не позволяет религии выйти на автономное существование, от создателя требуется постоянное участие и поддержка, регулярный апгрейд, без которых религия быстро затухнет.

4. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭЛИТУ

Эта ошибка характерна для эстетов, желающих выпустить уникальный продукт "не для всех". Такой продукт может быть весьма интересен для изучения, ибо автор наверняка человек весьма творческий и с затейливой фантазией, однако, шансов остаться в веках у него нет. Во-первых, интеллектуальной элиты всегда мало, а потенциальные адепты уровня пониже подобным продуктом вряд ли заинтересуются. Если же все-таки создателю удается заинтересовать своим элитарным продуктом широкие массы потенциальных адептов, он серьезно рискует вместо удовольствия от наблюдения за тем, как его продукт овладевает умами, впасть в разочарование и мизантропию из-за того, что большая часть адептов просто не понимают сути концепции.

В любом случае на долгую жизнь такая религия вряд ли может претендовать - либо она прекратит свое существование вместе с создателем, а то и раньше, либо трансформируется в нечто совершенно не похожее на первоначальный замысел. Второй вариант возможен лишь в случае, если найдется кто-то, кто этой трансформацией займется.

5. ВЕРА В СВОЮ РЕЛИГИЮ

Это самая большая ошибка, которую может совершить создатель религии. Поверив в свою религию, он, мало того что теряет все рычаги управления как самой религией, так и адептами, но еще и рискует повредиться рассудком, если случайно вспомнит, что то, во что он трепетно верит, он же сам и придумал. Такой когнитивный диссонанс способен выдержать далеко не каждый, даже очень хорошо развитый мозг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы привели достаточно, на наш взгляд, подробную инструкцию, приложив к которой фантазию и творческий подход, можно создать качественную религию, способную остаться в веках и даже, возможно изменить мировой порядок. При условии, что вам это зачем-нибудь нужно.

Однако, гораздо перспективнее, на наш взгляд, использовать его для анализа существующих религий, ибо нет лучше способа понять, как что-то устроено, чем разобраться в том, как именно оно создано.

Однако, выбор направления использования - это уже ваш выбор. Наша задача - лишь предложить инструмент.