В Ереване 23 ноября прошла сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ, по результатам которой премьер-министр Армении Никол Пашинян отказался подписывать итоговую декларацию саммита и проект решения о помощи Армении, указав на отсутствие в документах четкой политической оценки сентябрьской агрессии Азербайджана против Армении.
В беседе с Armenia Today эксперты прокомментировали итоги саммита ОДКБ, возможность выхода Армении из организации и продвижения в разблокировке коммуникаций на Южном Кавказе.
Об отказе Армении от подписания двух документов по итогам саммита
Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, эксперт РСМД Станислав Притчин заявил, что любая встреча важна итоговыми документами, ответственность за подписание которых берет, как правило, принимающая сторона.
«В таком контексте ситуация выглядит достаточно противоречивой, потому что Армения принимала саммит ОДКБ на высшем уровне и как принимающая сторона отвечала за результативность встречи, ее наполняемость и за те итоги, которые удалось достичь в рамках этой встречи», – заявил эксперт.
То, что не удалось согласовать формулировки, которые предлагала Армения, можно воспринимать скорее не как провальные итоги саммита, а его недостаточную эффективность, отметил Притчин
Эксперт по Южному Кавказу Андрей Арешев отметил, что премьер Армении отказался подписать итоговые документы под предлогом того, что их отправят на доработку. Эксперт назвал это нелогичным, поскольку очевидно, что эти документы согласовывались на уровне министров иностранных дел, которые встречались накануне в Ереване, и, вероятно, секретарей Совбезов.
«Причины этого демарша стали бы более понятными, если бы мы прочитали именно текст этих документов, которые, как известно, не опубликованы. <…> Мы можем судить с уверенностью о том, что господин Пашинян преследует, в том числе внутриполитические цели, стремясь представить [себя] защитником интересов и национальной безопасности государства перед лицом каких-то предполагаемых не устраивающих Армению положений», – заявил политолог.
Он выразил мнение, что подконтрольные действующим властям СМИ представят дело именно так, но о реальных причинах произошедшего возможно будет судить только при ознакомлении с текстом документов.
Эксперт также прокомментировал возможное содержание документа, в котором предполагалось содействие Армении по линии ОДКБ.
«Высказывается предположение, что там могла идти речь о направлении некой наблюдательной миссии ОДКБ на армяно-азербайджанскую границу, что при определенных обстоятельствах создало бы геополитический конфликт, потому что европейская наблюдательская миссия уже формально присутствует в Армении», – сказал он.
По словам эксперта, причины торможения тех или иных документов следует искать в геополитической конкуренции внешних игроков – США, России и ЕС. В тоже время Арешев добавил, что это лишь его гипотеза, которая вполне может оказаться ошибочной.
Насколько вероятен выход Армении из ОДКБ?
Станислав Притчин утверждает, что говорить о выходе Армении из организации достаточно сложно.
«Мы видим несогласие и недовольство Армении позицией организации по конфликту с Азербайджаном, по противостоянию на границе. Но у Армении не настолько широкий выбор альтернативных вариантов нахождения в оборонных организациях, которые позволяли бы реально обеспечивать безопасность», – сказал он.
По словам эксперта, в данном конкретном вопросе ОДКБ не помогла Армении, и это факт, но Россия посредством миротворческого контингента в Карабахе обеспечивает недопущение возвращения к конфликтному развитию ситуации в той мере, в какой это прописано в рамках трехсторонних договоренностей.
Находиться в той или иной организации – это выбор Армении и ее суверенное право, добавил Притчин.
Андрей Арешев также заявил о маловероятности выхода Армении из ОДКБ.
«Я думаю, что едва ли нынешнее армянское руководство хлопнет дверью, потому что это привело бы к дальнейшему росту недопонимания в отношениях с Москвой, не говоря о других членах ОДКБ. Это бы привело к дальнейшей стагнации российско-армянских взаимоотношений, которые сейчас и так подвергаются достаточно серьезным испытаниям», – подчеркнул эксперт.
Политолог считает, что ОДКБ будет сохранять некоторое значение, пускай и символическое, как площадка для обсуждения региональных вопросов безопасности и, возможно, экономического взаимодействия. «Я не вижу предпосылок к тому, чтобы Армения каким-то образом формально распрощалась с этой организацией», – заявил Арешев.
О возможности частичного преодоления противоречий между Арменией и Азербайджаном по вопросу разблокирования коммуникаций
По словам Станислава Притчина, любое развитие транспортной инфраструктуры будет играть на стабилизацию региона, в том числе развитие внутренней транспортной инфраструктуры Армении, которая, как отметил эксперт, в конечном итоге будет стыковаться с азербайджанской и российской инфраструктурой.
«В любом случае это будет позитив, потому что это создает возможности для разблокировки всех транспортных коридоров, и это является важным направлением в урегулировании ситуации вокруг конфликта, возвращения Южного Кавказа в мирное русло и нормальное добрососедское взаимодействие», – заявил эксперт.
Андрей Арешев выразил мнение, что усилия российской стороны нацелены именно на преодоление противоречий между Ереваном и Баку, отметив активизировавшиеся контакты на уровнях дипломатов и правительств. Эксперт добавил, что премьер Армении также говорил об обсуждении этой темы в ходе его последних встреч с президентом России.
«Столкнувшись с определенным противодействием в том, что касается реализация так называемого «плана Ховаева», который предусматривает обсуждение статуса Нагорного Карабаха, с чем категорически не согласны в Баку, думаю, в Москве действительно предпринимают попытки сосредоточиться на тех вопросах, в решении которых объективно заинтересованы и Армения, и Азербайджан. Речь идет в первую очередь о восстановлении сквозного железнодорожного сообщения через мегринский участок, в том числе в соответствии с трехсторонним заявлением 2020 года», – заявил он.
Отметив, что на этом участке пока не восстановлена инфраструктура, Арешев предположил, что речь идет об экономическом и организационном содействии российской стороны и соблюдении неких мер безопасности. Политолог отметил, что в указанном трехстороннем заявлении было сказано об охране силами российских пограничников коммуникационных путей, которые будут разблокированы.
«Возможно, этот комплекс вопросов приобретает некое новое измерение в контексте тех усилий, которые предпринимает Россия – в том числе исходя из собственных интересов – по обретению дополнительных коммуникационных выходов в южном направлении в условиях, когда с Запада идет тотальная обструкция и обрубаются практически все наработанные столетиями пути взаимодействия», – заявил эксперт.
В тоже время он отметил, что пока что в направлении разблокировки коммуникаций в регионе все остается на уровне заявлений, и достаточной конкретики не наблюдается. «Возможно, она последует в ближайшем будущем», – заключил он.