Группу Queen можно смело назвать одним из самых разнообразных коллективов в истории рок-музыки. И свою тягу к этому разнообразию они продемонстрировали фактически с дебюта, который вместе с его последователем выходит под порядковыми номерами 1 и 2 остались в тени будущих творений этого английского квартета. И это не просто фигура речи. Если вы возьмёте трек-листы сборников Greatest Hits от Queen или последнийкрупный сборник 2014 года Queen Forever, то там будет максимум 1-2 песни с первых двух альбомов, а скорее не будет вовсе и очень зря.
Если первый альбом, не смотря на наличие в нём очень классных песен выглядел несколько рыхло, то второй это уже зрелая работа молодого коллектива, из которой и все будущие жанровые изыски Queen, но давайте по порядку.
Рассматривая летом 1973 года список музыкального чарта в журнале Брайан Мэй недоумевал где же их пластинка (прим. - Queen – I). В музыкальных магазинах на вопрос о наличие в продаже альбома Queen продавцы только пожимали плечами задаваясь вопросом кто такие эти Queen?
Да, положительный отклик журнала Rolling Sotne, в котором ритм-секция Роджера Тэйлора и Джона Дикона описывалась как звуковой вулкан не помогла дебютнику пробиться в чарты.
Но дистрибьютор Trident и лейбл EMI видели карьеру своих подопечных в виде восходящей линии, а не устремлённой вверх вертикальной прямой. В августе 1973 года лейб выделил на запись сумму, достаточную чтобы проводить сессии днём и Queen с продюсером Роем Томасом Бейкером отправились в студию.
Будущий альбом строился вокруг концепции противопоставления белого и чёрного White Side/Black Side, за белу сторону отвечали Мэй и барабанщик Роджер Тейлор (в основном Мэй), а за чёрную целиком Фредди Меркьюри.
Работая над Queen II Музыканты не ограничивали себя ни в аранжировках ни в эклектичности.
Брайан Мэй:
Queen II была самым большим шагом вперёд, который мы когда-либо делали в части звукозаписи.
И действительно приписать Queen II какой-либо жанровый ярлык достаточно сложно.
Трэк-лист с его белыми и чёрными королевами, ограми и семью морями вызывает ассоциации с фэнтезийной тематикой, а сквозная линия контрастов намекает на наличие концепции, что у любителей Queen формата Greatest Hits может вызвать или оторопь или же интерес.
Начинается белая сторона альбома и вся пластинка целиком с инструментального интро (Procession) – ещё один намёк на сюжетность.
Композиция Father to Son в которой умерший король обращается к своему наследнику, первая часть композиция построена не чередовании клавиш и гитары, а вторая представляет собой мощную волну мэевской гитары, записанной путём нескольких наложений. Фредди умело «играет» голосом, а в финале группа выдаёт целый хор. Считаю что эта вещь имела бы успех в виде сингла, но музыканты приняли другое решение.
White Queen (As It Began) начинается с красивого грустного вступления, в котором гитара Мэя своим звучанием напоминает скрипку. Затем вступает акустическая гитара, под которую (а также тихие ударные) мы слышим голос Фредди, поющий о прекрасной Белой Королеве с грустными темными глазами, к которой лирический герой испытывает самые нежные чувства, но все равно вынужден с ней попрощаться.
Some Day One Day чуть ли не бенефис Мэя, он и поёт и играет на акустической и электрической гитарах, а в конце выдаёт многослойное соло, состоящее из трёх разных мелодических линий.
На The Loser in the End нарушается монополия Мэя на авторство и на сцену выходит барабанщик Роджер Тейлор. Моя самая нелюбимая композиция на альбоме.
Ogre Battle. Начинается чёрная сторона альбома, авторство которой полностью принадлежит Фредди. И если Stone Cold Crazy вышедшую на альбоме Sheer Heart Attack (1974) называют прото-трэшем, то Ogre Battle это чистый металл. Но металл с этакой улыбкой на лице, без мрачности и нагнетания.
Роб Хэлфорд (Judas Priest):
Queen II мой самый любимый альбом, а Ogre Battle – наверное лучшая их песня. Queen были превосходной хэви-металлической командой. Я видел их в самом первом турне, они выступали в бирмингемском городском дворце и сразили меня наповал.
The Fairy Feller's Master-Stroke, а это уже чуть ли бенефис Меркьюри, клавиши, многоголосие, в будущем Фредди достигнет совершенства в написании подобных композиций.
Следом идёт Nevermore - красивая фортепьянная баллада, рассказывающая об одиночестве после расставания с любимой – возможно, той самой Белой Королевой. Прекрасная композиция с одним существенным недостатков - она преступно короткая.
The March of the Black Queen можно назвать генеральной репетицией перед Bohemian Rhapsody. Фредди сочинил впечатляющее музыкальное полотно с множественностью вокальных выкрутасов и аранжировочных находок.
Funny How Love Is после предыдущего монстра звучит как приятная передышка, а завершает альбом уже знакомая по первому альбому в виде инструментала Seven Seas of Rhye. Первый хит-сингл Queen.
Пишут что сингл Keep Yourself Alive с первого альбома Queen был неудачным из-за длинного гитарного вступления, а успешный хит, должен сразу въедаться в память слушателя, поэтому Seven Seas of Rhye лаконична и динамична.
На стороне B сингла Seven Seas of Rhye была записана композиция Мэя See What A Fool I’ve Been, сочинённая им ещё во времена коллектива Smile. Брайан написал песню, отчасти вдохновленный воспоминаниями о посещённом им блюзовом концерте, но в то время не мог точно вспомнить, откуда родилась идея композиции, поэтому в 1974 в качестве автора был указан только Мэй. Но к переизданию 2011 года удалось восстановить справедливость. Источник вдохновения для гитариста послужила песня Сонни Терри и Брауни МакГи под названием That, How I Feel, и теперь их имена вписаны в качестве соавторов.
Помимо обозначенных песен в период сессий Queen II велась работа над уже упоминавшейся Stone Cold Crazy, и частично над The Prophet's Song, которую закончили только при подготовке альбома A Night at the Opera (1975).
Queen II вышел 8 марта 1974 года.
Рецензии разделялись между похвалой и бранью — «отбросы глэм-рока» (Record Mirror), «нет ни глубины звука или ни чувства» (Melody Maker) — но Queen начали завоевывать популярность у слушателей и, в сравнении с дебютом, имели успех в британских чартах.
Джон Дикон:
Самым важным для меня было то, что Queen II попала в чарты. Приятно видеть признание вашей работы.
Брайан Мэй (1984 год):
Когда появился Queen II, да, изначально мы планировали назвать его Over the Top, не все восприняли его однозначно. Многие решили, что мы предали рок-музыку. Они говорили: Почему вы не играете такие песни, как Liar и Кеер Yourself Аlive? Всё, что мы могли сказать им в ответ, - это Послушайте его раз, здесь всё это есть, просто она спрятано в глубине. А теперь нас спрашивают; Почему вы не играете так, как играли на Queen II? Этот альбом мне до сих пор очень нравится, и многие наши верные поклонники со мной согласятся. Он не безупречен, в нем есть недостатки и излишества, свойственные молодости, но, я думаю, эта пластинка ознаменовала наши огромный рынок вперед.
Но если песням с альбом не суждено было войти в коммерческий топ группы Queen, то образ запечатлённый на обложке и в последующем популяризированный клипом на Bohemian Rhapsody входит в число лучших визуальных находок группы.
Мик Рок (фотограф):
Queen попросили меня о встрече, потому что им нравилось то, что я делал для Дэвида Боуи, Лу Рида и особенно для Игги Попа.
Прослушав материал нового альбома Рок назвал его смесью Зигги Стардаста и Led Zeppelin, Queen одобрили оценку Мика и доверили ему работу над оформлением. На конверте должно было быть фото группы, причем черное-белое. Предполагалось поместить само фото на внешнюю сторону конверта, а негатив - на внутреннюю, либо наоборот.
Мик Рок:
Как-то я наткнулся на фото Марлей Дитрих, снятое в ходе съемок Шанхайского Экспресса (1932). Она стояла под снопом падающего сверху света, с полузакрытыми глазами, скрестив на груди руки и растопырив пальцы. Я показал эту фотографию Фредди, и ему понравилось.
Увидев результат фотосессия, Фредди был очень доволен, но после начались споры о том, кокое фото поместить на внешнюю сторону конверта - черное или белое. Все, кроме Фредди, думали что чёрное фото выглядит слишком претенциозно, потому что Queen еще не были известной группой, а черная обложка выглядела так, как будто они уже звёзды. Но Фредди был непреклонен и склонил коллег по группе на свою сторону.
Белое фото было использовано для обложки сингла Seven Seas of Rhye.
Queen II можно уверенно назвать самым самый тяжёлым альбомом Queen и одним из самых стилистически пёстрых. Элементы металла, прогрессивного рока, арт-рока и баллады перемешались в коктейль Queen II, наработки и идеи которого получат развитие на следующих релизах группы.
А пока первый этап карьеры Queen завершился.