Найти тему
Фонотека в кармане

Queen - Queen II, 1974 (история альбома)

Queen образца 1974 года на сцене
Queen образца 1974 года на сцене

Группу Queen можно смело назвать одним из самых разнообразных коллективов в истории рок-музыки. И свою тягу к этому разнообразию они продемонстрировали фактически с дебюта, который вместе с его последователем выходит под порядковыми номерами 1 и 2 остались в тени будущих творений этого английского квартета. И это не просто фигура речи. Если вы возьмёте трек-листы сборников Greatest Hits от Queen или последнийкрупный сборник 2014 года Queen Forever, то там будет максимум 1-2 песни с первых двух альбомов, а скорее не будет вовсе и очень зря.

Если первый альбом, не смотря на наличие в нём очень классных песен выглядел несколько рыхло, то второй это уже зрелая работа молодого коллектива, из которой и все будущие жанровые изыски Queen, но давайте по порядку.

Рассматривая летом 1973 года список музыкального чарта в журнале Брайан Мэй недоумевал где же их пластинка (прим. - Queen – I). В музыкальных магазинах на вопрос о наличие в продаже альбома Queen продавцы только пожимали плечами задаваясь вопросом кто такие эти Queen?

Да, положительный отклик журнала Rolling Sotne, в котором ритм-секция Роджера Тэйлора и Джона Дикона описывалась как звуковой вулкан не помогла дебютнику пробиться в чарты.

Но дистрибьютор Trident и лейбл EMI видели карьеру своих подопечных в виде восходящей линии, а не устремлённой вверх вертикальной прямой. В августе 1973 года лейб выделил на запись сумму, достаточную чтобы проводить сессии днём и Queen с продюсером Роем Томасом Бейкером отправились в студию.

Будущий альбом строился вокруг концепции противопоставления белого и чёрного White Side/Black Side, за белу сторону отвечали Мэй и барабанщик Роджер Тейлор (в основном Мэй), а за чёрную целиком Фредди Меркьюри.

Работая над Queen II Музыканты не ограничивали себя ни в аранжировках ни в эклектичности.

Брайан Мэй:

Queen II была самым большим шагом вперёд, который мы когда-либо делали в части звукозаписи.

И действительно приписать Queen II какой-либо жанровый ярлык достаточно сложно.

Трэк-лист с его белыми и чёрными королевами, ограми и семью морями вызывает ассоциации с фэнтезийной тематикой, а сквозная линия контрастов намекает на наличие концепции, что у любителей Queen формата Greatest Hits может вызвать или оторопь или же интерес.

Начинается белая сторона альбома и вся пластинка целиком с инструментального интро (Procession) – ещё один намёк на сюжетность.

Композиция Father to Son в которой умерший король обращается к своему наследнику, первая часть композиция построена не чередовании клавиш и гитары, а вторая представляет собой мощную волну мэевской гитары, записанной путём нескольких наложений. Фредди умело «играет» голосом, а в финале группа выдаёт целый хор. Считаю что эта вещь имела бы успех в виде сингла, но музыканты приняли другое решение.

White Queen (As It Began) начинается с красивого грустного вступления, в котором гитара Мэя своим звучанием напоминает скрипку. Затем вступает акустическая гитара, под которую (а также тихие ударные) мы слышим голос Фредди, поющий о прекрасной Белой Королеве с грустными темными глазами, к которой лирический герой испытывает самые нежные чувства, но все равно вынужден с ней попрощаться.

Some Day One Day чуть ли не бенефис Мэя, он и поёт и играет на акустической и электрической гитарах, а в конце выдаёт многослойное соло, состоящее из трёх разных мелодических линий.

На The Loser in the End нарушается монополия Мэя на авторство и на сцену выходит барабанщик Роджер Тейлор. Моя самая нелюбимая композиция на альбоме.

Ogre Battle. Начинается чёрная сторона альбома, авторство которой полностью принадлежит Фредди. И если Stone Cold Crazy вышедшую на альбоме Sheer Heart Attack (1974) называют прото-трэшем, то Ogre Battle это чистый металл. Но металл с этакой улыбкой на лице, без мрачности и нагнетания.

Роб Хэлфорд (Judas Priest):

Queen II мой самый любимый альбом, а Ogre Battle – наверное лучшая их песня. Queen были превосходной хэви-металлической командой. Я видел их в самом первом турне, они выступали в бирмингемском городском дворце и сразили меня наповал.

The Fairy Feller's Master-Stroke, а это уже чуть ли бенефис Меркьюри, клавиши, многоголосие, в будущем Фредди достигнет совершенства в написании подобных композиций.

Следом идёт Nevermore - красивая фортепьянная баллада, рассказывающая об одиночестве после расставания с любимой – возможно, той самой Белой Королевой. Прекрасная композиция с одним существенным недостатков - она преступно короткая.

The March of the Black Queen можно назвать генеральной репетицией перед Bohemian Rhapsody. Фредди сочинил впечатляющее музыкальное полотно с множественностью вокальных выкрутасов и аранжировочных находок.

Funny How Love Is после предыдущего монстра звучит как приятная передышка, а завершает альбом уже знакомая по первому альбому в виде инструментала Seven Seas of Rhye. Первый хит-сингл Queen.

Пишут что сингл Keep Yourself Alive с первого альбома Queen был неудачным из-за длинного гитарного вступления, а успешный хит, должен сразу въедаться в память слушателя, поэтому Seven Seas of Rhye лаконична и динамична.

На стороне B сингла Seven Seas of Rhye была записана композиция Мэя See What A Fool I’ve Been, сочинённая им ещё во времена коллектива Smile. Брайан написал песню, отчасти вдохновленный воспоминаниями о посещённом им блюзовом концерте, но в то время не мог точно вспомнить, откуда родилась идея композиции, поэтому в 1974 в качестве автора был указан только Мэй. Но к переизданию 2011 года удалось восстановить справедливость. Источник вдохновения для гитариста послужила песня Сонни Терри и Брауни МакГи под названием That, How I Feel, и теперь их имена вписаны в качестве соавторов.

Помимо обозначенных песен в период сессий Queen II велась работа над уже упоминавшейся Stone Cold Crazy, и частично над The Prophet's Song, которую закончили только при подготовке альбома A Night at the Opera (1975).

Queen II вышел 8 марта 1974 года.

Queen в 1974 году.
Queen в 1974 году.

Рецензии разделялись между похвалой и бранью — «отбросы глэм-рока» (Record Mirror), «нет ни глубины звука или ни чувства» (Melody Maker) — но Queen начали завоевывать популярность у слушателей и, в сравнении с дебютом, имели успех в британских чартах.

Джон Дикон:

Самым важным для меня было то, что Queen II попала в чарты. Приятно видеть признание вашей работы.

Брайан Мэй (1984 год):

Когда появился Queen II, да, изначально мы планировали назвать его Over the Top, не все восприняли его однозначно. Многие решили, что мы предали рок-музыку. Они говорили: Почему вы не играете такие песни, как Liar и Кеер Yourself Аlive? Всё, что мы могли сказать им в ответ, - это Послушайте его раз, здесь всё это есть, просто она спрятано в глубине. А теперь нас спрашивают; Почему вы не играете так, как играли на Queen II? Этот альбом мне до сих пор очень нравится, и многие наши верные поклонники со мной согласятся. Он не безупречен, в нем есть недостатки и излишества, свойственные молодости, но, я думаю, эта пластинка ознаменовала наши огромный рынок вперед.

Но если песням с альбом не суждено было войти в коммерческий топ группы Queen, то образ запечатлённый на обложке и в последующем популяризированный клипом на Bohemian Rhapsody входит в число лучших визуальных находок группы.

Обложка альбома Queen II
Обложка альбома Queen II

Мик Рок (фотограф):

Queen попросили меня о встрече, потому что им нравилось то, что я делал для Дэвида Боуи, Лу Рида и особенно для Игги Попа.

Прослушав материал нового альбома Рок назвал его смесью Зигги Стардаста и Led Zeppelin, Queen одобрили оценку Мика и доверили ему работу над оформлением. На конверте должно было быть фото группы, причем черное-белое. Предполагалось поместить само фото на внешнюю сторону конверта, а негатив - на внутреннюю, либо наоборот.

Мик Рок:

Как-то я наткнулся на фото Марлей Дитрих, снятое в ходе съемок Шанхайского Экспресса (1932). Она стояла под снопом падающего сверху света, с полузакрытыми глазами, скрестив на груди руки и растопырив пальцы. Я показал эту фотографию Фредди, и ему понравилось.
Марлен Дитрих
Марлен Дитрих

Увидев результат фотосессия, Фредди был очень доволен, но после начались споры о том, кокое фото поместить на внешнюю сторону конверта - черное или белое. Все, кроме Фредди, думали что чёрное фото выглядит слишком претенциозно, потому что Queen еще не были известной группой, а черная обложка выглядела так, как будто они уже звёзды. Но Фредди был непреклонен и склонил коллег по группе на свою сторону.

Белое фото было использовано для обложки сингла Seven Seas of Rhye.

Обложка сингла Seven Seas of Rhye
Обложка сингла Seven Seas of Rhye

Queen II можно уверенно назвать самым самый тяжёлым альбомом Queen и одним из самых стилистически пёстрых. Элементы металла, прогрессивного рока, арт-рока и баллады перемешались в коктейль Queen II, наработки и идеи которого получат развитие на следующих релизах группы.

А пока первый этап карьеры Queen завершился.

-7

Подписывайтесь на канал, будет интересно.