Как известно, не от количества музыкантов на сцене зависит сила воздействия музыки на слушателей. Доказательством тому является канадская рок-группа Rush,состоящая всего из трёх участников, но эти трое стоят десятков других.
Дискография группы состоит из большого количества потрясающих пластинок. Можно было выбрать что-то из классики хард-рока 70-х, или же из «новой волны» 80-х, а чем плоха группа в 90-е и 2000-е? Вопрос риторический. Поэтому выбор альбома Permanent Waves был достаточно условным: на его месте мог оказаться практически любой другой диск канадского трио.
Альбом Permanent Waves начал зарождаться после изнуряющей записи и турне в поддержку предыдущего релиза Hemispheres (1978). Двигаться дальше в сторону усложнения музыкальных конструкций не было смысла, да и новые веяния приближающихся 80-х диктовали свои требования. Оставался один выход: попробовать что-то другое. Так в музыке Rush появились синтезаторы - эти «бездуховные» машины, так нелюбимые «истинными» рокерами. Но мастер умеет ловко обращаться с любым инструментом, а не признать музыкантов Rush мастерами своего дела – кощунство.
Гедди Ли (вокалист, бас-гитарист и клавишник):
К тому моменту мы уже настолько отработали модель сочинения длинных композиций, что она стала казаться нам шаблонной и предсказуемой. Здесь сложная музыкальная часть, здесь мы исполняем припев, а вот здесь добавим соло. Это наскучило, хотя нам всё ещё очень нравилось играть эти длинные сложные вещи.
Алекс Лайфсон (гитарист):
Это был осознанный шаг — не писать очень длинных песен.
Первые намётки к будущему релизу начали появляться в июне 1979 года, когда музыканты приехали на берег озера Гурон. Там был сыгран инструментальный джем Uncle Tounouse, элементы которого после вошли в разные композиции альбома.
Нил Пирт (барабанщик) о процессе работы над альбомом:
После обильного завтрака от Алекса я собирал свои вещи и шел в коттедж, чтобы провести день, работая над текстами, в то время как Алекс и Гедди спускались в подвал, чтобы поработать над музыкальными идеями. В течение первых нескольких дней они сочинили The Spirit of Radio, Freewill, и Jacob’s Ladder. Единственным законченным текстом, который я принес с собой, была Entre Nou.
В конце лета 1979 года, уже после записи демо-версий песен в Торонто, группа должна была отыграть несколько концертов.
Нил Пирт:
Во время этого короткого тура мы исполняли The Spirit of Radio и Freewill. Это стало еще одним важным историческим событием, поскольку впервые мы исполняли со сцены новый материал до того, как он был записан.
Взяв к себе в помощники продюсера Терри Брауна, работавшего с Rush со времён альбома Fly By Night (1975), ребята засели в студии.
Терри Браун вспоминает, что был очень доволен предварительной подготовкой ребят к записи, особенно учитывая тяжёлый опыт работы над предыдущим альбомом.
На тот момент были готовы пять композиций и их хронометража явно не хватало для альбом. Нил Пирт вспоминал что работа над Natural Science была одной из самых стрессовых, поскольку он два дня просто смотрел на чистый лист и не мог написать ни слова, но на третий день пламя творчества всё же разгорелось и текст был написан. После этого все взялись за написание музыкальной составляющей.
В Natural Science Терри Браун и его помощник Ким Бикердайк добавили эффекты прилива, созданные с помощью весла и «импровизированного студийного озера».
Нил рассказал журналу Modern Drummer, что группа построила целую песню вокруг образа:
Мы хотели построить песню вокруг явления под названием «Лестница Иакова», где лучи пробиваются сквозь облака. У нас есть светящееся небо и вся бурная, мрачная атмосфера, и вдруг эти лучи света прорываются наружу, и мы пытаемся показать это с помощью музыки, как будто наша музыка является фильмом.
В Different Strings (в сооавторах текста к которой вместе с Пиртом указан Ли) на клавишах подыграл Хью Сайм, создавший обложку для диска, нежная баллада прекрасно разбавляет своим печальным оттенком тяжеловесные «Natural Science» и «Jacob’s Ladder» (Кирк Хэмметт сказал, что в Jacob’s Ladder есть рифф, который повлиял на рифф в классическом треке Metallica The Thing That Should Not Be) А также, и хуковую «The Spirit of Radio».
Хью Сайм сотрудничал с Rush со времён альбома Caress of Steel (1975) и уже отмечался в качестве клавишника на альбоме 2112 (1976). Поначалу планировалось, что на обложке, выполненной из красной и золотой фольги, будут отображены кардиограммы всех участников группы. Обложка должна была стать новаторством в сфере оформления пластинок. В итоге, после вечера обсуждения с Нилом Пиртом, Хью предложил дизайн с девушкой, выходящей из прибоя. Нил велел Сайму убираться, хотя на следующий день одобрил идею, посчитав вместе с коллегами по группе идею с ЭКГ слишком серьёзной.
Хью Сайм об обложке:
В волосах девушки волна, в юбке — волна. Позади нее большая волна, разбивающаяся о бульвар Сиволл в Галвестоне. Газета колеблется в волнах ветра. Везде волны!
Но помимо барышни (Паула Тернбулл), сверкающей нижним бельём, на фоне развалин (фотография последствий урагана в Техасе 11 сентября 1961), на обложке есть некие скрытые детали. На рекламных щитах можно заметить фамилии музыкантов группы. Также предполагалось использовать символику Coca-Cola, но замысел не был воплощён. По одной версии, Coca-Cola сами наложили вето на использование логотипа, по другой, при окончательном монтаже обложки надпись плохо смотрелась. Идея с ЭКГ не была заброшена окончательно и воплотилась в виде красной линии, проходящей через название группы.
Ещё одной нереализованной идеей было использование изображения газеты Chicago Daily Tribune. Именно в ней в 1948 году была напечатана статья под заголовком «Дьюи победил Трумана», хотя после окончательного подсчёта голосов ситуация оказалось прямо противоположной. Газета отказалась дать разрешение на использование этого заголовка, но говорят, что на самых первых экземплярах пластинки его можно увидеть.
Первоначально пластинка должна была называться Wavelength, но группа обнаружила, что это название использовалось слишком часто, и его изменили.
Альбом Permanent Waves можно считать первым релизом 80-х, поскольку он вышел 1 января 1980 года. Удачные синглы Spirit of Radio (названная журналистами смесью поп-музыки, металла и ска), Entre Nous и Freewill подогрели интерес к записи В результате пластинка получила платиновый статус в США и Канаде. Критики тоже были благосклонны.
Гедди Ли:
Spirit of Radio была одной из тех песен, которой мы доказали сами себе, что можем взять пятиминутный хронометраж и сделать его сложным, мелодичным.
Журнал Rolling Stone, отмечая гитарные партии Алекса Лайфсона, намекнул, что у Джимми Пейджа есть повод призадуматься. А Роберту Планту следует брать пример с Гедди Ли, хотя последнего все 70-е упрекали за копирование Планта. Rush не играли модную музыку, но успешно интегрировали её веяния в свою. Группа стала мягче, но не превратилась в Yes: гитары по прежнему гудят, соло продолжают органично вписываться в композиции, и всё это происходит на фоне не надоедающих воздушных клавишных подкладок.
Как отметила газета Легионер:
Музыкальное наполнение обеспечило Permanent Waves на веки вечные славу одного из тех альбомов, что меняют представление о любимой группе и её музыке в целом.
Журнал Classic Rock:
Этот альбом заложил фундамент для очередного этапа в карьере группы. К тому же он был наполнен обманчиво-запоминающимися песнями, в которых Rush не поступилась своей склонностью к арт-року.
Журналист Маниш Агарвал, писавший для Time Out, Times, Q, Mojo и многих других, сказал об альбоме:
На альбоме Permanent Waves трио из Онтарио сделало своё звучание более обтекаемым, что отражало влияние таких команд, как The Police и Talking Heads, а также сольных альбомов Питера Гэбриела.
Кирк Хэмметт:
Это идеальный альбом. Знаете, я думаю, что это, наверное, мой самый любимый альбом Rush. И не поймите меня неправильно, я люблю большинство их альбомов — девяносто процентов их альбомов, — но что-то есть в Permanent Waves, где есть эпичность, прогрессивность, но также и цепляемость, мелодии.
Майк Портной:
Самое важное в Permanent Waves — это дата его выпуска. Это был один из самых первых альбомов, выпущенных в 80-х годах. . . . Так что это был действительно флагман нового рассвета или новой эры для Rush и для музыки в целом. И с самого начала с The Spirit of Radio они задавали новое видение и новое направление для группы, причем песни в целом становились короче.
Жаль, что Permanent Waves несколько затерялся между сложным Hemispheres и хитовым Moving Picture (1981), но группа не даёт поклонникам забыть о релизе 80-го года. На концертах по-прежнему исполняется половина песен с этой пластинки. А в туре 2007 года в сет листе появилась Entre Nous, возможно, потому, что Алекс Лайфсон считает альбом Snakes and Arrows (2007) очень близким по духу к альбому Permanent Waves. Даже сейчас, спустя 42 года с момента релиза, этот альбом остаётся интересной записью, способной выступить хорошим рекомендательным письмом для тех, кто хочет познакомиться с творчеством этих канадских рокеров.
Другие материалы о RUSH на канале: