Аристотель греческий философ в период античности.. Прежде всего Аристотель известен как ученик Платона, который превзошел своего учителя по степени влияния и известности в области философии. Аристотель больше всего известен тем, что в своем сочинении "Органон" изобрел логику как инструмент познания мира.
В данной статье мы затронем известный труд Аристотеля "Политика" и продемонстрируем наиболее значимые положения из книги.
В самом начале Аристотель дает определение государству. Всякое государство представляет своего рода общение, всякое общение организуется ради какого-либо блага. Наиболее важным общением, которое включает в себя всякие другие, называется государством или политическим общением. Вместе с тем государство есть собрание нескольких семей, образующих поселения. Вместе с тем государство не есть случайное собрание людей, но самодовлеющее политическое общение.
Человек - политическое животное, где государство выполняет цивилизаторскую функцию
Рассуждая о природе государства, Аристотель приводит три типа пригодных и хороших государства, и три не пригодных государства, являющиеся отклонением от первых трех. Впрочем, все государства ниженазванные (за исключением разве что одного) являются отклонением от наилучшего государства.
Царская власть – тирания ( власть для одного)
Аристократия – олигархия (власть для состоятельных граждан)
Полития – демократия ( блюстит интересы неимущих)
В основе своей целю государства является во-первых, достижения счастья, во-вторых, следование и достижения общего блага граждан.
Царь - первый среди равных, тот кто управляет ради общей выгоды, а не исходя из личных. Тиран же есть наихудшее проявление государственного устройства, где все устремления тирана направлены на обеспечение собственной власти и выгоды.
Аристократия - власть лучших, где принимающее решения обладают добродетелью, большим имуществом, и потому могут принимать участие в политики. Их усилия направлены также на обеспечение благосостояния своих граждан. Олигархия же есть власть богатых, чьи помыслы направлены на закрепление статуса кво, а также прибавлением благ и прав к тем, которые уже имеются. Впрочем, олигарх также может обладать добродетелью.
Полития – государственное устройство – это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти. Политию можно описать, опираясь на никомахову этику Аристотеля, которая если просто выражаться, означает наилучшее среднее. Полития или политея сочетает в себе все лучшее от остальных форм правления. В современном дискурсе можно это было описать как гражданское общество с большой долей среднего класса, хотя это и не является корректным сравнением. В Политии большинство правит ради общей пользы. Лучшая полития такая, которая сосредоточена в руках наилучших. Как пишет Аристотель, полития, скорее, ближе к аристократии, чем к демократии. Демократия, в свою очередь, это власть неимущего большинства, которые не умеют управлять, и не умеют подчиняться, поскольку он лишены возвышенности добродетели. В основе демократии лежит стремление к равенству где разные граждане не имеют друг перед другом преимуществ в вопросе занимания должностей и присуждения почета. Аристотель скорее придерживается взгляда, что демократия подавляет отличившихся граждан, что близко тирании. Тирания вообще свойственна всем отклоняющимся режимам и демократия наихудшая форма правления, за исключением тирании. Народная масса может быть предпочтительней только будучи взятой во всей совей совокупности в отношении добродетели, по сравнению с лучшим гражданином (добродетельным).
Исходя из вышесказанного значительна роль гражданина. Далее мы приведем определение гражданина и какими качествами он должен обладать.
Гражданина лучше всего определить через участие в суде и власти Аристотель считает гражданами тех, кто участвует в суде и народном собрании. Гражданином считается тот у кого отец и мать также являются гражданами. Способность властвовать и подчиняться есть добродетель гражданина.
Добродетель также находится в области справедливости и равенства, и тот человек добродетелен, кто развит духовно и физически, чист помыслами, а также способен не только управлять, но и подчиняться. В этом отношении гражданин в политии и государственный муж тождественны.
Целью государства является достижение счастья, причем счастье не следует понимать как обладание материальные блага. Достижение счастье есть достижение добродетели. Для наглядности можем перечислить несколько добродетелей, являющиеся главными в Античном представлении: Мужество, благоразумие, справедливость, умеренность.
Работа Аристотеля можно считать до сих пор актуальной, в особенности если рассматривать его труд целиком. Для современного общества и то каким образом оно может быть устроено, наиболее привлекательный момент состоит в развитии горизонтальных связях в общественности.