Найти в Дзене
Ленинка

Гамлет красив или «тучен и одышлив»? Он умён или безумен?

Оглавление

«Гамлет» — одно из величайших произведений мировой драматургии. Его главный герой — наследный принц, сын короля Дании, отравленного собственным братом Клавдием. Убив отца Гамлета, Клавдий взял в жёны его мать — супругу убитого короля — и взошёл на датский престол. Гамлет задумывается.

Осуществлению его планов вплоть до финала пьесы препятствуют не только козни Клавдия и другие внешние обстоятельства, но и собственные сомнения. На протяжении первой половины трагедии принц сомневается в том, что Клавдий действительно повинен в братоубийстве, ведь об обстоятельствах смерти отца он узнаёт от явившегося ему Призрака, а призрак может быть искусителем, дьявольским наваждением. Гамлет ищет способ проверить его слова, а чтобы скрыть свои намерения от окружающих, притворяется сумасшедшим. Подтверждение вины Клавдия Гамлет получает, когда король не может скрыть смятения во время разыгранного перед ним спектакля, в котором узнаёт собственное преступление. Однако даже удостоверившись в словах Призрака, Гамлет словно продолжает уклоняться от осуществления своего плана. Постепенно и его поступки, и действия короля, задумавшего избавиться от племянника, уводят обоих всё дальше и дальше от цели и становятся причиной целой череды смертей: погибают возлюбленная Гамлета — Офелия, её отец и брат, королева и бывшие товарищи принца. Лишь в последней сцене пьесы намерение Гамлета и план Клавдия сходятся в одной точке: Гамлет, смертельно раненый отравленной рапирой, убивает короля.

Кто автор этой книги?

Уильям Шекспир (1564–1616) — великий английский поэт и драматург. Его творчество вобрало в себя традиции античной и средневековой культуры, философские и религиозные искания современников Шекспира и выдающихся мыслителей предшествующих эпох.

Уильям Шекспир. Гравюра Сэмюэла Казинса, 1849 год
Уильям Шекспир. Гравюра Сэмюэла Казинса, 1849 год

Достоверных сведений о жизни Шекспира сохранилось немного. Он родился в семье ремесленника в небольшом городке Стратфорд-на-Эйвоне и там же провёл последние годы своей жизни, а его творческая карьера связана с Лондоном, где он проявил себя как выдающийся драматург и как успешный предприниматель. Театр стал для Шекспира и площадкой для реализации своих творческих замыслов, и в то же время бизнесом: он был совладельцем (пайщиком) театральной компании «Слуги лорда-камергера», которая с приходом к власти короля Якова I перешла под его личное покровительство и стала именоваться «Слугами короля». Шекспир был ведущим драматургом труппы, но этим его роль в театре не ограничивалась. Он, по-видимому, принимал непосредственное участие в постановке пьес. Вероятно, мы можем услышать его голос в словах Гамлета, когда тот даёт указания артистам, собирающимся сыграть спектакль перед Клавдием. Кроме того, Шекспир сам играл второстепенные роли в спектаклях своей труппы. Считается, что в «Гамлете» он исполнял роль Призрака.

Наследие Шекспира составляют несколько поэм, поэтический сборник, состоящий из 154 сонетов, и огромное множество трагедий, комедий и хроник. Эти произведения создают образ автора как человека не просто гениального, но и всесторонне образованного, прекрасно ориентирующегося в самых разных вопросах — от юридических до философских. Во многом по этой причине до сих пор часто встречается мнение, что их создателем мог быть только аристократ, получивший блестящее университетское образование.

Предположение о том, что за фигурой Шекспира стоит другой автор, который был вынужден по какой-то причине скрывать своё имя, возникло в первой половине XIX века. Как это ни парадоксально, именно в то время популярность Шекспира достигла небывалых прежде масштабов: для поэтов и писателей эпохи романтизма английский драматург был кумиром, гением. Преклонение перед автором непревзойдённых творений породило повышенный интерес к его личности, а скудные сведения о жизни Шекспира разочаровывали. Образ гения, постигшего законы природы и глубины человеческой души, непросто было соотнести с фигурой успешного предпринимателя из семьи простого ремесленника. Так было положено начало знаменитому «шекспировскому вопросу». За два последних века на роль «подлинного» автора произведений, «приписываемых» Шекспиру, было предложено более 80 кандидатов, наиболее популярные среди них — философ Фрэнсис Бэкон, 17-й граф Оксфорд Эдуард де Вер и драматург Кристофер Марло.

Однако важно понимать, что автор этих пьес — безусловно, человек театра. Он должен был прекрасно чувствовать свою аудиторию, реагировать на её запросы и меняющиеся вкусы. Театры того времени собирали представителей всех слоёв общества, и от драматурга требовалось умение создавать пьесы, в равной мере интересные для необразованного портного и королевской особы. Кроме того, текст пьесы был неотделим от постановки: это сценарий, создававшийся с учётом особенностей конкретного театрального здания и труппы. Так, роль Гамлета изначально предназначалась члену шекспировской труппы Ричарду Бёрбеджу, снискавшему славу выдающегося трагического актёра. Это обстоятельство объясняет, почему Гамлету в пьесе около тридцати лет и почему, по словам королевы, он «тучен и одышлив»: Бёрбеджу в год премьеры трагедии исполнилось 33 года, известно, что он был человеком плотного телосложения.

Как появился «Гамлет»?

Трагедия «Гамлет» написана, вероятнее всего, на рубеже 1600 и 1601 годов. Это первая в череде так называемых великих трагедий драматурга, к которым относят также пьесы «Отелло», «Король Лир» и «Макбет». Начиная с «Гамлета» произведения Шекспира становятся значительно более мрачными.

Титульный лист пьесы. Лондон, 1776 год
Титульный лист пьесы. Лондон, 1776 год

Что могло стать причиной такой перемены в тональности шекспировских пьес? Есть несколько предположений. Во-первых, на рубеже XVI и XVII веков Англия переживает духовный кризис. Бурные политические события подрывают идеалы эпохи Возрождения — веру в благую природу человека, в его способность менять мир к лучшему благодаря разуму и творческому началу, которыми его наделил Бог. Так, Гамлет в одном из своих монологов словно подводит черту под рассуждениями мыслителей Возрождения о величии человека; для него человек — лишь «квинтэссенция праха» (акт 2, сцена 2).

Во-вторых, трагедия в те времена — попросту один из самых популярных жанров. Одной из самых востребованных его разновидностей была «трагедия мести». Интересно, что в «Гамлете» использованы многие приёмы и элементы сюжета, встречающиеся в пьесе Томаса Кида «Испанская трагедия», образцовой «трагедии мести»: это и появление Призрака, который раскрывает обстоятельства преступления и взывает к мести, и притворное безумие главного героя, и пьеса, разыгрываемая внутри пьесы.

Наконец, к созданию «Гамлета» Шекспира могли подтолкнуть трагические события его собственной жизни: в 1596 году умирает его единственный сын, чьё имя — Hamnet — практически совпадает с именем датского принца — Hamlet.

Что интересного в этой книге?

«Гамлет» — своеобразный «блокбастер» своего времени. Действие трагедии организовано таким образом, чтобы самые простые люди, занимавшие стоячие места в шекспировском театре и, вероятно, представлявшие себе в общих чертах историю Гамлета, не могли оторвать глаз от сцены в течение нескольких часов. В то же время в центре этой остросюжетной пьесы оказывается человек, одолеваемый бесконечными сомнениями. Необходимость действовать в мире, где утрачен привычный порядок вещей, вынуждает героя задаваться «вечными вопросами» — о месте человека в мире и отношениях с собственной совестью.

Что ещё нужно знать?

Основная сюжетная канва этой трагедии придумана не Шекспиром. История Гамлета — датского принца, который мстит за убийство своего отца, — появляется впервые на страницах многотомной хроники «Деяния данов», написанной в XII веке датским летописцем Саксоном Грамматиком. Шекспир, по-видимому, не был даже первым драматургом, положившим эту историю в основу пьесы. Нам известно о существовании в конце XVI века другой трагедии о Гамлете, автором которой был, вероятно, знаменитый драматург и современник Шекспира Томас Кид.

Заимствование сюжетов и даже целых фрагментов чужих текстов было абсолютно нормальной практикой для драматургов того времени. Представление о тексте пьесы как об интеллектуальной собственности автора только начинало зарождаться, поэтому, в отличие от сонетов Шекспира, собрание его драматических произведений было издано лишь после смерти автора — в 1623 году, благодаря стараниям его соратников. Однако некоторые пьесы, в том числе «Гамлет», пользовались такой популярностью, что их издания, преимущественно пиратские (выходившие без ведома автора), появились ещё при жизни драматурга. Все дошедшие до нас варианты шекспировского «Гамлета» (1603, 1604 и 1623 годов) заметно отличаются друг от друга, и чтобы свести три этих текста в один — известный современному читателю, филологам пришлось проделать большую работу.

Почему главный герой так много говорит и так мало действует?

Гамлет видит своё предназначение в том, чтобы восстановить попранный в королевстве порядок, однако на протяжении большей части пьесы он ничего не делает, чтобы осуществить задуманное.

Вопрос о том, почему размышления главного героя так редко приводят к действию, — главная загадка пьесы. Возможно, воля Гамлета парализована интеллектом? Или, может быть, стремление отомстить за убийство отца сталкивается в его сознании с христианским мировоззрением, исключающим месть как способ восстановить справедливость? Но как в таком случае объяснить внезапную решимость, с которой герой убивает Полония и отправляет на смерть Розенкранца и Гильденстерна — своих бывших друзей, согласившихся участвовать в сговоре против него?

Уильям Моррис Хант. Гамлет. Около 1864 года. Музей изящных искусств, Бостон
Уильям Моррис Хант. Гамлет. Около 1864 года. Музей изящных искусств, Бостон

При всём обилии монологов, позволяющих нам наблюдать за движением мысли Гамлета, герой никогда не проговаривает полностью, что у него на уме. Таким образом, мотивы поступков героя, как и черты его личности, ускользают от сколько-нибудь точного определения. По этой причине современный исследователь творчества Шекспира Гарольд Блум настаивал на том, что дать исчерпывающую характеристику личности Гамлета принципиально невозможно. К тем, кто пытается объяснить поступки героя, Блум обращает те же слова, которые сам Гамлет адресует Розенкранцу и Гильденстерну: «Вам кажется, что мои лады вы знаете, вы хотели бы исторгнуть сердце моей тайны».

Почему Гамлет ставит перед собой такую глобальную задачу — восстановить расшатавшийся век?

В мире пьесы оказываются расшатаны сами основы мироздания. Поступки короля, королевы и их подчинённых привносят хаос в отношения между супругами, друзьями, живыми людьми и умершими, человеком и Богом. И тем не менее этот мир в лице тех же героев усиленно поддерживает иллюзию порядка.

Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище. 1839 год. Лувр
Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище. 1839 год. Лувр

Иллюзия всеобщего благополучия, прикрывающая нарастающий хаос, — то, против чего восстаёт Гамлет: при первом же появлении на сцене он заявляет о своём категорическом неприятии «того, что кажется» и на протяжении всего действия стремится увидеть мир таким, каким он является на самом деле, восстановить его в том виде, в котором он должен быть.

Гамлет умён или безумен?

Напускное безумие Гамлета, цель которого — скрыть свои подлинные намерения от окружающих, — деталь, восходящая ещё к истории датского принца, изложенной Саксоном Грамматиком. Кроме того, это достаточно распространённый для трагедии шекспировского времени сюжетный ход. Однако Шекспир в своём произведении наполняет мотив безумия особым смыслом.

В пространстве шекспировских пьес, и особенно «великих трагедий», помутнение рассудка человека — одно из проявлений глубочайшего разлада в мироздании; это явление того же ряда, что и общественные потрясения, и природные катаклизмы.

Парадокс в том, что Гамлет, изображающий безумца, несомненно выделяется среди других героев пьесы умом, интеллектом, образованностью (то, что он учился в университете Виттенберга, — важная деталь). Однако ещё парадоксальнее тот факт, что этот герой, при всём своём уме и желании восстановить «расшатавшийся» мир, на деле только усиливает разлад: так, его возлюбленная Офелия лишается рассудка по вине принца.

Джон Эверетт Милле. Офелия. 1851-1852 годы. Галерея Тейт, Лондон
Джон Эверетт Милле. Офелия. 1851-1852 годы. Галерея Тейт, Лондон

Возможно, так в пьесе проявляется свойственное шекспировской эпохе разочарование — в способности человека познать мир и изменить его к лучшему при помощи разума. Вопрос о том, где проходит граница между умом и безумием, между тем, что кажется, и тем, что есть, остаётся открытым.

Какова судьба «Гамлета» в России?

В России первые переводы «Гамлета» начали появляться ещё в середине XVIII века. С этого времени шекспировская пьеса становится достоянием русской культуры: ведётся работа над более точными переводами, писатели и поэты обращаются к образу Гамлета и других героев трагедии в своём творчестве, пьеса навсегда входит в репертуар русских театров, а во второй половине XX века создаётся киноверсия режиссёра Григория Козинцева. За «Гамлетом» в России тянется длинный шлейф интерпретаций, причём некоторые из них плотно срослись в сознании русского читателя с шекспировским текстом.

Иннокентий Смоктуновский в фильме «Гамлет» 1964 года
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Гамлет» 1964 года

Смотреть фильм на портале Культура.рф

Во второй половине XIX века Гамлет занимает почётное место в череде образов «лишних людей», рождённых русской литературой того времени. Появляется даже понятие «гамлетизм» — его применяют к людям, не способным реализовать себя в сложившихся исторических обстоятельствах и потому отказывающихся от действия. В первой половине XX века на фоне трагических событий в России и Европе Гамлет на русской сцене всё чаще предстаёт как интеллигент, всё понимающий про страшное время, в которое он живёт, но не способный переломить ход истории.

В 1946 году Борис Пастернак, несколькими годами ранее создавший свой перевод шекспировской пьесы, пишет стихотворение «Гамлет», где образ главного героя трагедии оказывается неразрывно связан с образом Христа. Это стихотворение вошло в постановку Театра на Таганке, где роль Гамлета играл Владимир Высоцкий: он исполняет под гитару песню на стихи Пастернака. Сила этого образа в русской культуре оказалась так велика, что аналогия между Гамлетом и Христом в русской культуре стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся, заложенное в пьесе самим Шекспиром. Однако важно помнить о том, что это лишь одна из интерпретаций трагедии, говорящих нам скорее не о самой пьесе, а об эпохе, когда эта интерпретация возникла.

Эта статья была создана сотрудниками проекта «Полка» для сервиса «НЭБ Свет»