Всю свою жизнь в Средиземье, Саруман, оторванный от благ благословенного Амана, считал, что его обделили. Его лишили жизни в благословенном крае, оторвали от мудрости Ауле и обрекли на вечную жизнь в теле старца. И это самое тело не только сковывало его возможности, но и не позволяло обрести полноценную власть над другими. Многие сотни лет Саруман искал пути обретения силы. И после долгих поисков он остановился на пути создания колец Власти. Он изучал все, что было связано с кольцами. От записей о Великих кольцах, до непосредственно изучения многочисленных малых колец, созданных менее могущественными кузнецами эльфов. Все кольца что он смог найти и собрать он обратил во прах, дабы понять всю сокрытую в них суть. И вот, пришло время, и он создал свое первое кольцо Кольцо Власти. Для его создания он применил все доступные для него возможности и все известные ему знания, а также влил в свое создание толику своей души. Чтобы проверить действие сил кольца, он отдал его своему верному слуге Гриме. И первая сила, что проснулась в нем, дала ему возможность стать более искусным оратором. Именно по этому Гриму впоследствии прозвали Червословом или Гнилоустом. Как и его хозяин, он смог одурманивать разум своих собеседников, вселять в них страх, тревогу или отчаяние. Именно эта первая способность позволила ему стать проводником воли Сарумана, когда тот затуманил разум Теодена Роханского. Впоследствии, с ним произошли и другие изменения, которые сделали его весьма бледным, истончая год от года и пусть и не сразу, но все же делая его похожим на призрака.
Проведя работу над ошибками, спустя несколько лет, Саруман создает свое Великое Радужное кольцо, в которое вкладывает большую часть своих сил. Он понимал, что силы Света в лице других магов и остальных членов Белого совета не остановятся, пока в Средиземье существует угроза в виде Саурона и его прислужников. И тогда мудрый маг сотворил свой великий план. Основная ставка была сделана на поиски кольца Всевластья. Вторым вариантом, как одним из запасных, было бы служение Темному Властелину. До лучших времен. Ведь когда-то и сам Саурон, был всего лишь прислужником древнего и могучего Врага. Третий же путь, был предназначен на случай провала первых двух. Саруман не зря звался Мудрым. При крахе его собственных планов и гибели Темного Властелина, возникала угроза уничтожения самого Сарумана, как главного претендента на Черный трон. Для этого следовало обмануть и запутать врагов, что Саруман всегда делал с непринужденной легкостью. Первым делом было необходимо убедить Белый совет, в его, Сарумана, бессилии. Именно поэтому он позволил Гэндальфу себя победить и сломать свой посох мага. Не многие знают, что посох это не источник силы, а лишь проводник воли мага. Гэндальфу ли этого не знать, ведь он сам сотворил себе новый посох, после того как потерял первый и поменял свой цвет с Серого на Белый? А вот то, что с помощью этого трюка удалось убедить Гэндальфа в том, что Валары больше не поддерживают Сарумана – большая удача! Хотя, надо признать, Серый о чем-то догадался, но догадался по-своему и не понял сути самого действия. Вторым этапом стало бегство из Ортханка. Мнимое бегство. Было бы желание, Саруман бы выжег весь Фангорн вместе с его обитателями. Вместо этого он просто наблюдал, как энты крушат все его производство. За это им отдельная благодарность! Вода из разрушенной дамбы не только затопила постройки и шахты, она смогла скрыть следы многих начинаний Сарумана, вместе с теми, кто мог о них что-то рассказать. Если бы Саруман позволил разгромить двор рохирримам, они бы нашли для себя много интересного. Далее, маг якобы сбежал из-под стражи самого Фангорна! Ха-ха! Старого пенька смог бы обмануть и ребенок.
Чтобы показать, насколько он стал слаб и жалок, он покоряет Шир. Это, казалось бы, глупейшее действие, имело двойной смысл. Если бы Саурон все-таки победил, Саруман бы подвел под его руку весь Запад. В противном случае, его смогут разгромить даже хоббиты. Что и произошло. Куда уж пасть сильнее? Если бы там оказался кто-нибудь из мудрых, Саруман был бы раскрыт. Но, как и предполагал Радужный маг, мудрые были заняты своими проблемами. Или же просто не могли не нарадоваться своей неожиданной победе. В результате, как того и желал Саруман, хоббиты победили его жалкое воинство, а его самого лично зарезал верный Грима. Конечно же, было спланировано и это. Кольцо Гримы и Радужное кольцо были спрятаны до времени. Именно они должны были стать залогом того, что маг и его слуга возродятся в будущем. Саруман не мог отказать себе в удовольствии и после мнимой смерти оставил впечатлительным хоббитам свою тающую тень, которую развеял ветер, налетевший с запада. Далее, потребовалось время, чтобы о любой угрозе смогли забыть.
Примерно через 150 лет после описываемых событий, новую жизнь обрел Грима. Как и призрачные кольценосцы, он появился в виде призрака, который со временем стал обретать плоть. Когда он стал достаточно силен, он вернул на свой палец первое кольцо Сарумана, забрал Радужное кольцо и отправился на поиски носителя, облеченного в плоть. Им должен был стать молодой человек, полный сил и прекрасно развитый физически, но еще не вошедший в зрелую пору. Им стал Иллеодор, правнук Хальбарада, родственника Арагорна, несущий в себе кровь дунаданов. С этого момента начинается новая веха в истории Средиземья.