Найти тему
РГАФД

Иголка для грампластинки

💽 Из истории музыкальной индустрии

Позаимствовав материал для изготовления грампластинок из технологии производства пуговиц, Эмиль Берлинер обратил внимание на еще одну деталь швейного производства - иголку.

По замыслу изобретателя, именно она должна была соединить граммофон и пластинку в единую звучащую систему. Подобно смычку у струнных инструментов, иголке предстояло "оживить" сделанную запись - извлечь звук, не повредив тонких дорожек пластинки и передать его диафрагме и рупору.

Реализовать данную идею на практике оказалось делом не простым. Проведя ряд экспериментов, Э.Берлинер пришел к выводу, что иголка для грампластинки должна обладать целым рядом особых свойств. Важно было найти такое сочетание твердости материалов, при котором игла подвергалась бы значительно большему износу, чем пластинка, так как ее выбрасывать выгоднее, нежели диск с полюбившейся записью. С другой стороны, быстрый износ иглы разрушал пластинку и ухудшал воспроизведение высоких частот, что отражалось на качестве звучания. Видимо этот неразрешимый конфликт и положил начало "столетней войне" между пластинкой и звукоснимателем, закончившейся лишь с изобретением лазерных дисков и проигрывателей, которые полностью исключили механический контакт.

Побочным продуктом "войны" являлось еще и шипение пластинки, которое долгое время мешало репутации грамзаписи. Реклама тех лет успокаивала:

"Граммофон шумит больше, чем фонограф, но к этому можно легко привыкнуть".

Привыкать никто не хотел - начался долгий и кропотливый поиск "идеальной" иголки. Что только не применяли для ее изготовления. В дело шли шипы роз, рыбьи и другие кости, твердый каучук и целлулоид. Делались попытки производить иголки из хрусталя, рога слоновой кости, японского бамбука, самшита и других пород дерева. Как бы в противовес мягко звучащим деревянным, выпускались иглы из твердых сплавов, например вольфрамовые.

В Англии и Америке осваивалось производство золоченных иголок, специально предназначенных для особо состоятельных меломанов. Широко рекламируемого "золотого звучания" они дать, конечно, не могли (мягкий, благородный металл стирался уже после двух- трех проигрываний), но душу толстосумов радовали несказанно.

Долгие поиски кончились тем, что остановились на хорошо закаленной и тщательно отполированной стали, как на материале, наиболее полно отвечающем требованиям того времени. Решено было, что игла должна выдерживать приблизительно трех или пятиминутную игру - звучание одной грампластинки.

"Граммофонные иголки - это мелочь, но от них зависит многое", - писал в 1907 году журнал "Новости граммофона". Действительно, в эпоху акустических аппаратов, игла, по сути, была единственным инструментом у граммофона, позволяющим как-то регулировать громкость звука и его тембр. Желая разнообразить звучание записанного исполнения, иглы выпускались различной формы, твердости и механической прочности: для громкого, среднего и слабого звука. Были и универсальные, которые, благодаря своей сложной форме и способу их закрепления в мембране, могли либо усиливать, либо ослаблять звучание.

Иглы имели громкие названия: "Иерихонская труба", "Рыцарские", "Герольд", "Салон", "Амур", "Кондор", "Эластик", "Золотой конец", "Орел" и т.д.

Каждая фирма бойко рекламировала свой товар, подчеркивая его особые и неповторимые достоинства. Так, например, "Иглы со львом" имели девиз Английского Ордена подвязки: "Honni soit gui maly pense" - "Да будет стыдно тому, кто плохо о них думает".

Так какие же иголки лучше?

Продолжение статьи читайте на нашем сайте:

📰 http://ргафд.рф/18-igolka-dlya-gramplastinki

#изисториимузыкальнойиндустрии #берлинер #граммофон #грампластинки #пластинка #иголка #звукозапись #ргафд

-2
Об истории и сегодняшнем дне музыкальной индустрии рассказывает А.В.Тихонов, российский музыкальный журналист, ведущий эксперт в области музыкального рынка, преподаватель.