Наталья Владимировна с детства ходила в шахматный кружок и даже сейчас, несмотря на то, что ей далеко за семьдесят считается завсегдатаем в шахматном клубе. Очень часто она с ностальгией вспоминала все соревнования, на которых ей довелось побывать и если бы не беременность, она наверняка дошла бы до гроссмейстера. Наталья Владимировна рано вышла замуж, ей было всего девятнадцать, когда она встретила своего Серёженьку.
Она как сейчас помнит, Сергей только вернулся из армии, высокий, статный с армейской выправкой, мужчина – мечта! Сколько девушек по нему сохло, а он почему-то выбрал именно её. Наталья Владимировна влюбилась в своего Серёженьку, как она его называла, до безумия, он её и провожал и встречал с учёбы, а какие цветы дарил…. Никогда не повторялся, то лилии нарвёт, то сирень, то ромашки, то розы.
Поженились они спустя год после знакомства, вот тогда всё и началось. Наталье пришлось перевестись на заочное обучение, так как на семью времени почти не оставалось, а потом и детки пошли, так что работать по специальности ей не довелось. Благо муж хороший попался, работал на двух работах и всю зарплату до копеечки отдавал жене. Наталья хлопотала по дому, готовила борщи, убирала, стирала, присматривала за детьми и время от времени ходила посмотреть на шахматные соревнования.
- Наташенька, дались тебе твои шахматы? Что ты там не видела?
- Серёженька…. Шахматы для меня, это как для вас футбол! Ты меня понимаешь? Это как в жизни, никогда не знаешь, что тебя ожидает за очередным поворотом. Вроде всё хорошо, всё гладко, а потом раз! И всё!
Сергей Иванович ничего не понимал в шахматах, но тем не менее не запрещал жене ходить в шахматный клуб, а иногда время от времени, когда Наталья совсем уставала, отправлял её туда силком, чтобы она развеялась, а сам тем временем присматривал за детьми. Сергей очень любил и ценил супругу, он был из той категории мужчин, которые женятся один раз и на всю жизнь. Он не просто её любил, он её боготворил, поэтому на выходных мог без труда сделать генеральную уборку, или приготовить вкусный ужин. Сергей любил повторять:
- В семье нет мужских и женских обязанностей, здесь всё общее.
Наталья очень уважала мужа за это, она была за ним, как за каменной стеной, не просто «замужем», а «за мужем». Чувствуете разницу? И в воспитании детей они тоже участвовали вместе, если кто-то из супругов пытается пожурить провинившегося, то второй не только не будет жалеть ребёнка, но и обязательно поддержит супруга в этом начинании. Вообще Наталья Владимировна, как истинный шахматист наперёд предугадывала каждый ход супруга или своих детей. Она наизусть знала их привычки и легко могла отличить говорят они ей правду или врут. Эта её способность ещё не раз пригодилась ей в дальнейшем.
Казалось, что в такой образцовой семье дети тоже должны быть образцовыми, они и были образцовыми до поры до времени. Машенька с золотой медалью окончила в школу и поступила в институт иностранных языков, Глеб чуть-чуть не дотянул до медали, и тоже поступил в университет, но только на юридический. Супруги гордились, они вырастили хороших, послушных и любящих детей, и даже в подростковом возрасте дети не доставляли им хлопот.
- Наташенька, теперь я спокоен за нашу старость. Я уверен, что наши дети не оставят нас на произвол судьбы, не отправят нас в дом престарелых, а будут заботиться о нас.
- Откуда у тебя мысли то такие появились, Серёженька?
- Ну, а как же, давеча Савельича, нашего соседа сын отправил в дом престарелых. Якобы жена его устала за ним убирать и стирать… Так гнать надо такую жену, ко всем чертям! Не хватало ещё, чтобы я из-за юбки выгнал отца на улицу!
- Не сердись, милый, не все такие…
Наталья не любила, когда её муж сердился, от этого у него могло подниматься давление, поэтому она сразу же постаралась перевести разговор на другую тему.
- Серёженька, как ты думаешь, пруд в нашей деревне ещё не зарос?
- А что? Какое тебе дело до пруда то?
- А помнишь, какого ты карася поймал тем летом? Вот рыбина, так рыбина! А как я его в сметане запекла. М-м-м-м объедение!
- Да вкуснотища была!
Сергей Иванович вспомнив о рыбе, мечтательно улыбнулся.
- Пойду я снасти свои проверю, там подлатать кое-что нужно, подшаманить…
- Ступай, ступай, милый, а я пельмешек налеплю к ужину.
- Какая же ты у меня умница! Вот за это я тебя и люблю!
- За пельмени? – Наталья вскинула брови.
- И за пельмени тоже!- засмеялся муж.
Наталья принялась за дело, она знала, как её Серёженька любит домашние пельмени. Однажды он как-то заболел, и ничего не ел несколько дней, а как учуял запах её пельмешек, так встал и пришёл на кухню, а потом и вовсе пошёл на поправку. А ещё когда они ссорились, хотя это было редкостью, она тут же лепила пельмени со свининой, и о чудо, муж становился, как шёлковый.
Наталья Владимировна грустно улыбнулась, вспоминая события минувших дней. Вот вроде бы всё наперёд могла предугадать, каждое слово, каждый шаг её близких, а вот болезнь Сергея не увидела. А он знал, всё знал, но так умело это скрывал, что даже не подкопаешься. Уже на пенсии Сергей Иванович всё чаще и чаще то уединялся в гараже, то ездил на рыбалку, ну нашёл человек своё хобби. Не дома же ему целыми днями сидеть, думала Наталья Владимировна. А он и вправду не мог подолгу находиться дома, головные боли не давали ему спокойно сидеть, спокойно спать. Каждые пару часов Сергей Иванович выходил из квартиры, чтобы выпить обезболивающее, вот такая вот конспирация.
Ушёл Сергей Иванович тоже тихо, во сне, просто заснул и не проснулся. Это уже потом выяснилось, что у него уже как пару лет была онкология. Наталья Владимировна долго не могла себя простить, что не помогла мужу облегчить его боль, не заставила его лечиться вовремя. Она словно лебедь, у которого погиб напарник стала день за днём чахнуть.
- Мама, не надо так убиваться. Мы тоже ничего не знали о болезни папы. И даже если бы узнали, ничем не смогли бы ему помочь. Глеб разговаривал с врачом, папа обратился слишком поздно, уже ничего нельзя было предпринять.
- А врач? Почему он нам ничего не сообщил? – Наталья никак не могла понять.
- Мама, есть такое понятие, как медицинская этика, он не имел права разглашать тайну пациента без его согласия.
- Я думаю, мы могли бы его спасти, узнав об этом пораньше!
- Мама, не съедай себя! Ты и так после смерти папы на себя перестала быть похожей. Займись собой, своим хобби, у тебя сейчас теперь много времени, не надо никому борщи готовить, да котлеты жарить.
И тут Мария осеклась, она поняла, что сморозила глупость и поспешила исправиться.
- Мама, ну хочешь, я никуда не поеду? Скажу Мише, что останусь на неопределённое время с тобой. Или давай, если хочешь, поедем со мной в Америку. Новая страна, новые люди, ты развеешься, забудешь обо всём.
- Забуду о чём дочка? О Серёженьке, о прожитых вместе с ним годах? Знаешь, ни какая Америка не поможет мне стереть из головы память о нём. Ты езжай, езжай, дорогая. У тебя семья, тебе надо к мужу, а я здесь останусь. Да, и Глеб будет меня навещать. Правда, Глеб?
- Да, мама. Только я хотел тебе сказать… Я тоже через месяц уезжаю… Я просто не хотел тебя расстраивать раньше времени. Помнишь Володьку, моего одноклассника? Вот так вот он женился на немке, у той какой-то крупный бизнес был, так теперь он всем заправляет и собирает свою команду.
- Ну, вот! И ты меня бросаешь! Остаётся мне только завести себе кого-нибудь!
- Мама, это ты о чём? Ещё сорока дней не прошло!
- Котика или собачку! А вы о чём подумали, проказники? – грустно улыбнулась Наталья.
Наталья Владимировна еле выдавила из себя улыбку, хотя понимала, ей теперь придётся нелегко. Одна в большом городе, ни друзей, ни подруг, ни родственников. И зачем они только сюда переехали? Всё ради детей, чтобы они после учёбы возвращались в тёплый дом, а не в общежитие. Ну, ничего придётся всё начинать с нуля. Заведу новых знакомых, запишусь в какой-нибудь клуб для пенсионеров, на худой конец буду сидеть на лавочке у подъезда и ворчать на проходящих мимо соседей. Последняя затея показалась ей смешной, и Наталья Владимировна усмехнулась.
После отъезда детей Наталья Владимировна первым же делом стала искать кружки или какие-нибудь клубы для пенсионеров. Вначале ей попадались только дома для престарелых, ну ничего, если не найду что-нибудь путного придётся сдаваться туда добровольно, подумала она. К счастью после некоторого времени она всё же нашла шахматный клуб «Кому за 50». Ей было далеко за пятьдесят, поэтому она записала адрес и телефон и в тот же день отправилась туда.
- Здравствуйте, меня зовут Наталья Владимировна. Я только недавно узнала о существовании вашего клуба. Примите меня?
- Здравствуйте. Конечно, примем! А что вы умеете, милочка?
- Почти всё.
- У нас клуб по интересам. Кто вяжет, кто шьёт, кто поёт или играет на музыкальных инструментах, есть кружок танцев.
- Отлично! Запишите меня в кружок вязания.
Наталья Владимировна стала завсегдатаем этого клуба, сюда можно было ходить, как несколько раз в неделю, так и ежедневно. Они пили чай, кофе, занимались рукоделием и беседовали. Наталья Владимировна заметно ожила после того, как стала посещать этот клуб. Она каждый день спешила туда, как на работу, собой она приносила выпечку и конфеты, кто-нибудь другой приносил варенье, фрукты, пироги и они устраивали импровизированное застолье. Здесь было много тех, для кого этот клуб стал просто спасением от одиночества, а не которые приходили сюда, чтобы не мешаться под ногами у детей. Наталья Владимировна со многими подружилась, у всех были сложные судьбы, кого-то недолюбливает сноха, над кем-то измываются внуки, а кто-то боится того, что его сдадут в дом престарелых.
- Хорошо тебе Наталья, своё жильё, никто тебя не гнобит, не упрекает куском хлеба.
- Хорошо, то хорошо, но одиночество оно убивает. Я даже подумываю, а не отправиться ли мне в дом престарелых добровольно. А что? Вместе веселее.
- Ой, что ты? Там такие условия, ужас!
- Ну, ты смотри, а ведь эти условия можно улучшить: сделать ремонт, прикупить новое оборудование.
- А на какие средства?
- По любому у каждого есть накопления, хот небольшие, но всё же… Любая копейка поможет обустроить хотя бы небольшой уголок.
- А ведь ты права, Наталья… Если всё обустроить как, надо то можно и в доме престарелых жить с комфортом.
Наталья Владимировна прекрасно понимала, что для своих детей она просто обуза. Пусть они сейчас не говорят это ей в лицо, но потом когда она постареет и не сможет самостоятельно обслуживать себя, они не словом, так делом выкажут своё недовольство. Её дочь из мужа верёвки вьёт, властная и деспотичная, и в кого только она пошла, удивлялась Наталья Владимировна. Сын вложился в бизнес друга и прогорел, теперь вместе с женой разгребают последствия, выплачивают кредит. Сколько раз он приходил к ней пь*ным, еле на ногах держался.
Наталья Владимировна хлопотала с утра на кухне. Сегодня у неё день рождения и она ждала гостей, своих новых друзей из клуба. Так весело ей не было уже давно, каждый из гостей приготовил для неё в качестве подарка выступление в виде песни или стихотворения. К концу застолья приехали и Маша с Глебом.
- Машенька! Глеб! Какой сюрприз! Почему вы не сказали, что приедете?
- Некогда нам, мама! Кто эти люди? Пусть они уйдут! Нам поговорить надо!
- Как вам не стыдно! Сегодня у меня день рождения, а эти люди мои гости! Если вы хотите серьезно поговорить, то приходите завтра!
- Нет, мама! Мы не уйдём мы решим всё здесь и сейчас!
День рождения был испорчен, гости с пониманием попрощались и ушли, а Наталья Владимировна с недоумением посмотрела на детей.
- Ну, и что вы хотите? Я думала вы приехали поздравить меня. Что у вас случилось? Что за срочность?
- Мама, ты в курсе, у меня большие проблемы, мне нужны деньги. Я хочу чтобы ты продала квартиру.
- Хорошо, а ты что хочешь Маша?
- Ну раз Глеб требует свою долю, тогда и мне отдавай мою.
- Отлично! А где я буду жить, если продам квартиру?
Дети молчали, они переглядывались между собой, ожидая, что кто-то другой захочет пригласить мать к себе.
- Я всё поняла, всё вы можете идти.
- И что ты решила? Мы должны знать!
- Я сообщу вам позже.
Ни сын, ни дочь, за это время не поинтересовались, как поживает их мать. Что ест? Что пьёт? Не болеет ли? А теперь им понадобилось делить наследство, её квартиру. Они пришли делить шкуру неубитого медведя. А ведь кто мог подумать, что её дети так могут поступить с ней.
Наталья Владимировна подписала документы, теперь она была спокойна за свою старость, а на вырученные деньги от продажи квартиры они приобретут в каждую комнату дома престарелых кондиционер, мини холодильник, телевизор, а ещё заменят бельё, полотенца и многое другое.
- Здравствуйте, мои дорогие! Я всё же сделала то, о чём говорила. Так что милости просим!
- Какая же ты молодец! Смелая!
- Вы знаете, где меня искать, если что присоединяйтесь. Скучно не будет, я вам обещаю.
- А как на это отреагировали твои дети?
- Никак, я хочу сделать им сюрприз.
Наталья Владимировна знала о планах своих детей уже давно, она знала, что они сначала разделят деньги, а потом всё равно сдадут её в дом престарелых, поэтому она не хотела жить с теми, кто её не любит. Да, ей было тяжело принять такое решение, но за то она теперь будет спокойна за свою старость и за старость тех, кто её будет окружать. Всё таки не зря она ходила раньше в шахматный кружок, она не только предугадала следующий шаг соперника, но и закончила игру матом.
Автор: Елена Дальшина