Наконец, я решил для себя, что хочу написать книгу. Определился с идеей, примерно набросал сюжет, расписал кульминационную и финальные сцены, сделал карточки персонажей, но как реализовать свой замысел не знаю. Как книги пишут я понимаю, но вот как самому реализовать свой замысел, вопрос сложный. Это ведь не устное народное творчество, а писательство. Поэтому хочу посоветовать несколько книг в помощь начинающему писателю. Может быть они будут полезны.
В первую очередь скажу о книге, которая практически первой приходит на память, когда речь заходит о писательском творчестве. Это книга автора, который служит ориентиром для многих начинающих писателей,. Мало кому из начинающих не хочется повторить его успех, особенно в свете той популярности и конечно же плодовитости каким этот автор обладает.
Стивен Кинг "Как писать книги"
Книга эта в первую очередь интересна тем, кто является поклонником Короля ужаса. Здесь можно встретить множество биографических данных, каким иногда трудным и нелегким был его путь к писательской славе. Иногда автор мягко говоря лукавит, но это не умаляет и ее достоинств. Чем в первую очередь меня зацепила эта книга? Это трудолюбием и целеустремленностью Стивена Кинга. Многие из нас начинали, но многие ли дописывали свои книги или хотя бы рассказы до конца? При этом стоить отметить один, но величайший недостаток этого пособия для русского автора. В ней много уделяется внимания именно американскому издательскому бизнесу, его правилам и как мне показалось традициям. Правила английского языка, использование наречий, оформление рукописей вообще мало применимы для "русско-пишущих" авторов.
Михаил Веллер "Мое дело"
Когда упоминают Михаила Веллера, в первую очередь вспоминаются его "Легенды Невского проспекта". Автор обладает прекрасным писательским языком, читается легко и понятно, а также скандальным характером, что подтверждается многими зафиксированными случаями. "Мое дело" стоит как и книгу Стивена Кинга отнести больше к биографическим книгам, чем учебным пособиям. Общее впечатление от прочитанного довольно неоднозначное, с одной стороны вроде как современный классик, наш современник, с другой стороны - самолюбования в этой книге более чем предостаточно. Тщеславие Веллера в этой книге подкрепляется не то что каждым словом, а даже печатным знаком. Но кому интересна жизнь начинающего писателя в СССР, сведения, да и его отношение к динозаврам советской литературы будет любопытно почитать.
Юрий Никитин "Как стать писателем" (2004) и "Как стать писателем... в наше время" (2015)
Признаться честно, до переиздания 2015 г. я пока еще не добрался, но почему то есть у меня стойкое предчувствие, что оно мало чем отличается от первого варианта. В целом, что можно сказать после прочтения? Ожидаемых практических советов, в этом пособии нет совсем. Очередное самолюбование. Если с творчеством самого Юрия Никитина ты не знаком, то после прочтения, станет понятно, что жизнь твоя прошла зря. Правда свой маленький пиночек, под мягкое место она все же дает. Возможно в этом и есть ее основное предназначение. А главный посыл, который я усвоил для себя:
Писать литературные произведения может каждый. Писать грамотно может каждый… грамотный. Писать так, чтобы печатали, читали и восторгались, – тоже каждый, кто над этим поработает.
Юрий Никитин "Как стать писателем"
Джеймс Фрэй "Как написать гениальный роман", "Как написать гениальный роман - 2", "Как написать гениальный детектив"
Эти три книги в полной мере можно отнести к разряду учебных пособий по писательскому искусству. Я считаю, что она обладает всеми качествами именно учебной литературы: в ней можно найти массу примеров и их детальный разбор. После прочтения сразу начинаешь видеть структуру некоторых литературных произведений, жизнь героев вашего романа, важность идеи в художественной книге, как работать с конфликтом его необходимости. Скажу по правде, книга может стать полноценным помощником, а не очередной прочтенной книгой о творчестве писателя. И что немаловажно, поскольку Джеймс Фрэй дает примеры по большей части из общедоступной литературы, можно обратиться к первоисточникам и не только со знанием дела прочитать их, но и насладиться мастерством замечательных авторов.
Всегда удивляет одно после знакомства с подобными книгами, вернее возникает вопрос: "Почему авторы таких книг, за редким исключением, не стали авторами десятков и сотен бестселлеров?"
Коллеги, а вы пользуетесь какими-либо пособиями по писательству?