Содержание
- История создания
- Тема вступления и сэмпл
- Старинная техника basso ostinato
- P.S.
О, завораживающая композиция Роба Дугана! Мрачная и пронзительная Clubbed to death.
Но… знаете что? В этой композиции почти весь материал заимствован, а также использована старинная композиторская техника basso ostinato, очень красивая.
История создания
Обычно саундтрек к фильму пишет один композитор. Но в "Матрице" такого нет. В ней использована уже готовая музыка разных авторов.
Итак, сконструировал (именно сконструировал!) эту композицию Роберт Дуган (Robert Don Hunter Dougan). Clubbed to death была записана в 1994 году и выпущена в феврале 1995 года. Это сингл и несколько его вариантов. То, что звучит в «Матрице», называется Karayamino Variation - "Вариации тьмы". На японском языке kurayami - это "тьма". А к слову Variation («Вариации») мы ещё не раз вернёмся.
Тема вступления и сэмпл
Сначала мы слышим красивую лирическую тему, назовём её темой вступления. Вот только это тема вступления к другому произведению - Вариациям «Энигма» (Enigma Variations) Эдварда Элгара (Edward Elgar). В вариациях зашифрованы имена друзей композитора, поэтому и называется произведение «Энигма» - «Тайна». Привет из XIX века, Вариации написаны в 1898 или 1899 году.
Как слышите, кардинально другой аранжировки Роб Дуган не сделал, сохранил звучание симфонического оркестра. Что называется Ctrl+C и Ctrl+V, только немного изменил кульминацию и "закруглил" тему, чтобы понятная концовка была. С другой стороны, симфоническая тема прекрасно контрастирует с электронным звучанием основной части.
Мне это напоминает контраст между живым человеческим началом и неумолимой рациональностью компьютера. Тот же конфликт есть в антиутопии Евгения Замятина "Мы". Замечаете черты антиутопии в "Матрице"?
Противостояние человека и неумолимого начала (судьбы, воли богов, а теперь ещё и искусственного интеллекта) появилось ещё в античном искусстве. Вот такие вопросы всплывают, когда анализируешь популярную музыку.
Основная тема композиции опирается на на сэмпл из «It's a New Day» Skull Snaps. Чтобы это уловить, послушайте самое начало: ритм и само звучание, пока не вступил вокалист. Вот такой короткий фрагмент-ячейка, который постоянно повторяется в аккомпанементе, это и есть сэмпл.
Тема вступления ещё появится в середине, но в изменённом виде, затем останутся её отголоски в виде аккордов арпеджио. Снова она прозвучит в самом конце.
Если Роб Дуган указал, музыку каких авторов он использовал, то всё нормально. Была история с Эриком Карменом, который написал свой хит All By Myself на основе музыки второй части Второго фортепианного концерта Рахманинова, а имя русского композитора не упомянул. Насколько я знаю, ему прилетел судебный иск за это.
Потомки Рахманинова очень берегут наследие своего прадедушки, поэтому претензии к Эрику Кармену абсолютно верны. Во-первых, так нельзя: взял музыку уже покойного композитора и выдал за свою, к тому же и деньги на этом зарабатывает. Композитор уже ничего не скажет, а вот потомки заступятся. А во-вторых, не истёк срок авторских прав. Это уже более тонкий вопрос о правилах игры и деньгах.
Старинная техника basso ostinato
Но это ещё не всё. Форма всей композиции основывается на старинной композиторской технике — вариациях (снова, да) basso ostinato (бассо остинато).
Итак, что из себя представляют вариации basso ostinato. В басу постоянно повторяется одна и та же тема, а материал, который звучит в верхних голосах, меняется и развивается. Получается интересный единовременный контраст: постоянство (за счёт баса и повторения одной и то же гармонии) и развитие.
Как звучит basso ostinato у И.С. Баха, можете найти в этой статье
Но в Clubbed to death есть даже две темы в басу. Когда звучит тема вступления, тема в басу более развёрнутая: соль — ля — си-бемоль — до — ре — (ре - си-бемоль, это не обязательно) - ми-бемоль — си-бекар — до — соль — до — ре — соль. Это, конечно, тема баса из Вариациий "Энигма".
А в основной части тема в басу гораздо проще, это восходящее движение: соль — ля — си-бемоль — до. Кусочек от темы вступления.
Вот тут с нотами хорошо всё показано
Вы, наверняка, слышали произведения классической музыки, написанные в технике basso ostinato.
Это очень красивая Чакона, которую приписывают Томазо Антонио Витали. Вам мелодия у скрипки никакую песню не напоминает?
А канон Иоганна Пахельбеля - это что-то потрясающее! Здесь сочетаются две композиторские техники: basso ostinato и канон. Яндекс.Дзен не любит большое количество ссылок, поэтому не выкладываю. Но вы легко можете найти его на YouTube. Если в поиске добавите слово sheet, он вам предложит видео с нотами.
P.S.
Существует ещё техника soprano ostinato (сопрано остинато). Здесь наоборот: в верхнем голосе (сопрано) повторяется одна и та же тема, а изменяются нижние голоса. О ней я писала в разборе композиции, которую вы точно много раз слышали