Проект приспособления для современного дома-памятника на Курортном проспекте в Зеленоградске рассмотрели на прошедшем 22 ноября градостроительном совете. Архитектор Евгений Забродский показал на картинках трехэтажное историческое здание с мансардой и протяженным балконом и пристройку к нему, которую возвели в 90-х, да так и не доделали.
Представитель администрации Зеленоградска на заседании сообщил, что власти очень хотят увидеть дом в обновленном и достроенном виде. Мол, надо уже подводить черту и заниматься восстановлением.
В подвале здания планируют открыть «ресторан с камерной атмосферой» и технические помещения для обслуживания гостиницы. На первом этаже также запроектировано помещение ресторана, банкетный зал, кафе, салон красоты и вестибюль гостиницы с лобби-баром. Второй, третий и четвертый этажи займут гостиничные номера, лестницы и лифты.
- Характерной особенностью зала ресторана является частичное восстановление светопрозрачной конструкции, стеклянного купола. Но на данный момент этот вопрос находится на стадии обсуждения - в каком виде его восстанавливать, - сказал архитектор Евгений Забродский. Интересно, что на эту деталь члены градосовета внимание почему-то не обратили.
Предложенный для обсуждения проект представлял собой два здания: историческое и современное, разделенное четкой аркой-границей. Возражений по поводу облика исторической части фасада на заседании совета по культурному наследию, который провели на прошлой неделе, не возникало. И в этот раз немецкую часть дома критиковать не стали. Она хороша и проверена временем, потому и является объектом культурного наследия.
Архитектор Сергей Гулевский, глядя на проект, оживился и, кажется, обрадовался:
- Очень хорошо, что объект наконец будет восстановлен. Мы им еще на заре 90-х годов занимались. Наконец-то появился хозяин и хорошие проектировщики, которые сделали достойный объект.
Но когда ностальгические воспоминания архитектора закончились, он перешел к критике.
- Единственное, что меня смутило, - непонятная арка, - признался Гулевский. - Очень смелая вещь! Я допускаю, что просто «не догоняю», не понимаю, но меня она не убедила. На линейном фасаде видно, что соблюдены ритмические закономерности, членение окон, а потом появляется очень жесткая и агрессивная арка. Очень симпатичный объект, но эта коричневая рама вдруг его разрезает на две части. Так неправильно! Без этой рамы объект будет лучше.
Архитектор Олег Васютин предложил сконцентрироваться на рассмотрении современного блока.
- Современные дополнения не должны конфликтовать с историческими объектами. Они должны быть нейтральными, которые каким-то образом по функционалу дополняют, приспосабливаются к исторической части. И на себя брать архитектурное внимание современный блок не должен.
Громадный карниз на здании эксперт назвал негармоничным:
- Неуместно, очень тяжело, грубо и конфликтно с исторической частью здания. Современная часть здания не должна говорить: «Я главная». Историческая часть должна говорить: «Я главная!» В такой форме, как сейчас, это очень опасно делать.
А вот архитектор Игорь Ли с коллегой не согласился, заявив, что контраст между старой и новой частью уместен.
- Смущает «активность» золотистого материала. Если его «успокоить», сделать менее контрастным, например светло-серым, будет хорошо. И правильно, что авторы не пошли на имитацию продолжения историзма, - сказал он, заключив, что работа хорошая и ее «нужно двигать дальше».
Советник губернатора архитектор Вячеслав Генне в качестве примера разнообразной застройки привел улицу Бохатерув Монте-Кассино в Сопоте, где доминирует историзм, но можно встретить и конструктивизм, и современные объекты.
- Согласен, что активные приемы, отвлекающие от истории, нарушают закон об охране объектов культурного наследия, - сказал он и предложил, как Олег Васютин, убрать рыжую «скобу», а оставить вместо нее легкую гребенку. - Упростить надо, сделать нейтрально. Пусть историческая часть доминирует.
Остальные мнение коллег поддержали. В итоге совет предложил рассмотреть вопрос повторно. И разработать несколько архитектурных вариантов современной части, чтобы было из чего выбирать.