Поговорим на больную тему для большинства фрилансеров.
Первый год на фрилансе - правки воспринимаются остро. Там от "ой походу я накосячил, надо срочно исправить" до "да этот клиент совсем обнаглел, то ему исправь, тут доделай" разбег в пару секунд 😅
Со временем это проходит, начинаешь более чётко видеть где правки, которые ошибки и где доработки, они же дополнительные хотелки от клиента. И то и другое нормальное явление, главное вовремя расставить границы между этими двумя понятиями для себя и клиента. И услышать заветное "доработки будут оплачены".
Как расставить границы - чётко по каждому пункту до проведения всех работ обговорить, что входит в тот или иной случай. Например вёрстка новых страниц, добавление секций или же наполнение/обновление каталога это дополнительные работы, которые на этапе формулирования техзадания не были прописаны, для страниц и каких-либо новых элементов не было дизайн-макета. Соответственно мы говорим что это дополнительная работа, которая должна отдельно оплачиваться.
Из практики когда возможен конфликт с заказчиком на почве правок/доработок которые не хотят оплачивать:
Ситуация 1 - мы имеем дело с менеджером проекта. Он соглашается со всеми вашими пунктами, но не оговаривает их с клиентом. На этапе сдачи проекта клиент отдаёт вам список правок через менеджера, среди которых вы находите доработки. Вы просите доплату, но менеджер начинает давить на вас, указывая на ошибки и выставляя доработки в качестве эдакой компенсации. Вы соглашаетесь сделать всё лишь бы уже получить деньги за основную работу в ущерб своему времени, а зачастую и другим вашим клиентам, которые ждут очереди на работы.
Одна из причин, по которой я не люблю работать с веб-студиями и маркетинговыми агентствами. Слишком часто такое встречается, по причине того что у нас всё ещё мало опытных менеджеров, умеющих грамотно выстроить работу.
Ситуация 2 - вам попался перфекционист. Он дотошно проверяет вашу работу и чуть ли ни ежедневно шлёт вам поток сообщений в мессенджер со списком того, что нужно исправить и доработать. И тут тоже есть тонкая грань, когда бесплатные правки превращаются в полноценные доработки.
И в том и в другом случае за дополнительные задачи можно и нужно просить дополнительную оплату. Если доработка слишком мелкая, иногда лучше уступить клиенту. Также не стоит просить оплату за исправление явно вашей ошибки.
Учитывайте и характер клиента. У меня есть заказчик, который принципиально оплачивает даже самую мелкую работу. Такую оплату я называю "на чашку кофе".
Цените ваше время и труд!
Учитывая важные детали в работе, вы демонстрируете профессионализм.