Арбат. Мольберт, два стула, краски. Мужчина с недоумением рассматривает портрет, который ему отдал уличный художник.
Мужчина. Это, простите, кто?
Художник. Вы.
Мужчина. Я?
Художник. Вы.
Мужчина. Любопытно. (Ещё пристальней присматривается к портрету). То есть, по-вашему, я именно так и выгляжу?
Художник. Ну я вижу так.
Мужчина. Тогда даже не знаю, что будет хуже. Что я похож на этот портрет или что Вы вынуждены жить с таким удручающим мировоззрением.
Художник. А что Вам не нравится?
Мужчина. Ну, если конкретно, то опухший глаз, кривой нос и пятнадцать растрёпанных волосинок. А если глобально, то, неожиданное открытие, что в моём доме живёт какой-то посторонний тип. По крайней мере, из зеркала на меня по утрам смотрит совершенно другой человек.
Художник. С Вас полторы тысячи.
Мужчина. Любопытно. Обычно люди платят, чтобы услышать про себя что-то хорошее, а я заплачу, чтобы увидеть про себя что-то плохое.
Художник Что Вы придираетесь? Хотели бы точное сходство, пошли бы сфотографировались.
Мужчина. Резонно. Правда, хоть какие-то крупицы реалистичности я хотел бы видеть и в этой любопытной работе. Ну, там, не знаю, цвет лица не столь загадочно синий. Или хотя бы глаза одинакового размера.
Художник. Художника обидеть может каждый.
Мужчина. Советую сделать это бизнес-предложением. Мне кажется, это будет финансово выгодней и не столь травмирующе для ваших клиентов. Хотя вот за Вашу сохранность не ручаюсь.
Художник. Так вы берёте портрет? Давайте хотя бы за тысячу.
Мужчина. Беру. Обязательно беру. Я не должен наслаждаться им в одиночестве. У меня есть пара знакомых, которым не помешало бы немного пострадать.
Платит художнику, отходит на пару метров, спотыкается и падает плашмя. Художник подбегает, помогает ему подняться. Мужчина отряхивается, вытирает платком разбитое лицо, потом смотрит на своё отражение в витрине.
Мужчина. Ну вот. Теперь я - вылитый ваш портрет. Просто поразительно. Знаете что? Возьмите ещё пятьсот рублей.
Художник. За что?
Мужчина. За прогрессивный взгляд в будущее. Не каждый художник может этим похвастаться.
2018, Людмила Ковалёва