Найти в Дзене
Маринкины заморочки

Автомобиль в стальной броне.

Роскошный автомобиль - это не только знак престижа и богатства.
Зачастую его превращают в настоящую крепость на колесах, и тогда
от мощи его стальной брони зависит жизнь пассажиров.

История легковых бронированных автомобилей берет начало 28 июня 1914 года в Боснии, когда Гаврила Принцип застрелил эрцгерцога Фердинанда, ехавшего в представительском Gref & Stift. Это было первое нападение на государственного деятеля, находящегося в автомашине. Оно подтолкнуло инженеров к развитию легкового бронированного транспорта. Впрочем, сама идея бронеавтомобиля была не нова.

Михаил Горбачев и его супруга (за стеклом ЗИЛа) ездили в бронированных автомобилях только во время официальных визитов.
Михаил Горбачев и его супруга (за стеклом ЗИЛа) ездили в бронированных автомобилях только во время официальных визитов.

В Берлине в 1906 году впервые продемонстрировали модель 18/32PS, принадлежавшую фирме Opel. Машина была оборудована мощной поясной броней, однако об элегантном внешнем виде кузова не могло
быть и речи. По существу это была военная машина, более уместная на фронтах Первой мировой, нежели на улицах европейского города.

Только десять лет спустя фирма Daimler-Benz предприняла попытку частичного бронирования легкового «мерседеса». В мировой практике это стало первым случаем защиты невоенного автомобиля.

Во времена «сухого закона» американские гангстеры, занимаясь опасным бизнесом, бронировали лимузины, пытаясь сохранить свою жизнь. Но делали они это не фабричным, а кустарным способом. Большинство же видных европейских политических деятелей в период между двумя мировыми войнами бронированными автомобилями пользовались редко, полагаясь только на профессионализм охраны.

Однако в 1938 году для Адольфа Гитлера был изготовлен бронированный
Mercedes-Benz 770. Он имел невероятную для своего времени конструкцию: стекла толщиной в 40 миллиметров, 18-миллиметровая броня, двери с электромагнитными замками. Огромный двигатель, объем которого превышал семь с поло виной литров, развивал скорость около 180 км/ч - правда, на непродолжительное время: шины особой конструкции не выдерживали перегрузок. Каждая из них была разделена
на 20 изолированных друг от друга секций. В случае пулевой пробоины уцелевшие секции продолжали держать давление.

Изначально броне-транспорт предназначался для фронта, и лишь позже от него «отпочковались» гражданские машины. Развитие же броневиков пошло своим путем. На плакате - немецкий броневик тридцатых годов.
Изначально броне-транспорт предназначался для фронта, и лишь позже от него «отпочковались» гражданские машины. Развитие же броневиков пошло своим путем. На плакате - немецкий броневик тридцатых годов.

В 1939 году, на год позже, чем Гитлер, в бронированный автомобиль пересел Иосиф Сталин. Сначала у него появился Paccard, а через семь лет «по образу и подобию» этой машины был разработан ЗИС-115 - первый советский «броневик». Основой для него послужил ЗИС-110, в двери, переборки кузова и днище которого были вмонтированы бронированные листы. Массивные пуленепробиваемые стекла толщиной 75 миллиметров поднимались и опускались с помощью встроенных в двери гидравлических домкратов. Сами же двери висели на мощных петлях и были чрезвычайно тяжелы: открыть и закрыть их могли только сильные руки сопровождающих Сталина охранников. Кузов был защищен полностью, и масса автомобиля возросла с двух до семи тонн. Это повлекло за собой
переделку почти всех узлов и агрегатов автомобиля.

На заводе в Ярославле были разработаны специальные шины большого размера, которые едва умещались в колесных нишах. Мощность двигателя увеличилась до 162 лошадиных сил. Тем не менее из-за возросшей массы скорость бронированного автомобиля сократилась до 100 км/ч (ЗИС-110 развивал скорость 140 км/ч). Однако остановить такого монстра, несмотря на его медлительность, было непросто. Из-за специфики тормозных механизмов колеса притормаживали неравномерно, от чего нервозность и без того сложной работы водителя достигала предела.


Кроме безопасности «вождя народов», автомобилестроители позаботились и о комфорте. В заднем отделении располагались два отопителя, а к стенке передних сидений крепились дополнительные откидные кресла. Все сиденья были с набивкой из гагачьего пуха. В
салоне имелись радиоприемник и пепельницы, в которые было так удобно выбивать трубку.

Своеобразной оказалась и «госприемка» бронированного ЗИСа.
Когда машину выкатили, чтобы продемонстрировать комиссии, сотрудник НКВД попросил сесть в автомобиль его создателей. Конструкторы заняли места — и тут появился наряд автоматчиков, которые без всякого предупреждения открыли огонь по машине. К счастью, бронированный
кузов с честью выдержал испытание.

После того как автомобиль столь наглядно продемонстрировал свою
надежность, у него появились копии. Всего в распоряжении Иосифа Сталина имелось 38 ЗИСов-115. Два в Ленинграде, двадцать в Москве и на загородных дачах, остальные — в Крыму и на Кавказе.

Один из 38-ти сталинских ЗИСов.
Один из 38-ти сталинских ЗИСов.

Мания преследования, которой страдал генералиссимус, вынуждала его никогда не пользоваться одной и той же машиной два дня подряд. Даже «ближний круг» не знал, на каком именно автомобиле поедет завтра товарищ Сталин. Кроме того, перед самым выездом он имел обыкновение менять маршрут движения. По правилам после выхода Хозяина из подъезда водитель должен был выжать сцепление (от чего очень страдал выжимной подшипник), включить передачу и держать руки на руле, чтобы, как только за пассажиром закроют дверь, рвануть с места.

С наступлением хрущевской «оттепели» большую часть ставших ненужными ЗИСов-115 отправили на завод имени Лихачева, где
это «наследие мрачных времен» было порезано на металлолом. (Ох, как жалко-то!!!)

Толчком к возвращению бронированных автомобилей явилось покушение на Брежнева, которое случилось 22 января 1969 года. В то время в кремлевском гараже уже не было ни одной бронированной машины, а правительственный заказ на изготовление бронеавтомобилей в столь сжатые сроки выполнить не могли. Поэтому первые ЗИЛы бронировали немцы.

Л. Брежнев во время визита в Чехословакию (1978). Слева - бронированна Tatra из кортежа Г.Гусака).
Л. Брежнев во время визита в Чехословакию (1978). Слева - бронированна Tatra из кортежа Г.Гусака).

Спустя некоторое время мелкосерийное производство подобных машин было вновь освоено на заводе Лихачева. Вершиной же инженерной мысли
в отечественном автомобилестроении стала модель ЗИЛ-4105. О ее устойчивости ходят легенды. Рассказывают, будто водителей из правительственного гаража пригласили на полигон и предложили на большой скорости опрокинуть машину. Тому, у кого получится этот трюк, обещали подарить новенькую «Волгу». Но ЗИЛ не подвел своих создателей, и водители разъехались по домам на своих старых машинах.

Из-за конструктивной особенности передней подвески у ЗИЛа было еще одно преимущество: он плавно тормозил, не давая «клевка» вперед, характерного для многих автомобилей.

Помимо московского завода имени Лихачева и автоконцерна Daimler-Benz, выпуском бронированных автомобилей прославилась американская фирма O’Gara-Hess & Eisenhard. Она существует с 1887 года. Единственным из американских лидеров, кто наотрез отказался от бронированного автомобиля, был Джон Кеннеди. А 23 ноября 1963 года его легкий темносиний Lincoln с откидным верхом печально прославился на весь мир. После убийства Кеннеди все машины Белого дома стали целиком защищать броней. https://dzen.ru/a/YoqF5_JdHDtOQZb4

Впрочем, броня способна причинить и неприятности. Она оберегает пассажиров, находящихся в салоне, но тем, кто оказался рядом, не позавидуешь. На собственном опыте в этом убедился Рональд Рейган. В 1981 году он был ранен, находясь поблизости от своей машины, которая невольно стала соучастницей покушения. Пуля попала сначала в обшивку, а затем рикошетом - в президента.

Автомобили, находящиеся в распоряжении папы римского (или, как их окрестила публика, «папамобили»), назвать представительскими трудно. Они являют собой нечто среднее между джипом и тележкой для гольфа, для них характерен канонический белый цвет - цвет папских одежд. Атрибут машины - ватиканский герб, на котором изображены тиара и перекрещенные ключи от рая. При всей своей внешней несуразности
«папамобиль» чрезвычайно функционален. Чтобы папе было легко в него садиться, он оборудован поднимающейся платформой; уменьшенные же колеса машины упрощают ее загрузку в самолет. В гараже Ватикана имеется четыре бронированных автомобиля. У трех из них крыши представляют собой колпаки из пуленепробиваемого стекла, под которыми понтифик, не подвергая свою жизнь опасности, может стоять в полный рост, благославляя верующих. А для посещения святых мест в Израиле была разработана особая версия «папамобиля», который мог продвигаться по узким улочкам Иерусалима.

Папа римский едет по тесным улицам города Мадабе, недалеко от Иерусалима. Для этого визита была создана суженная версия «папамобиля».
Папа римский едет по тесным улицам города Мадабе, недалеко от Иерусалима. Для этого визита была создана суженная версия «папамобиля».

Появились эти машины после того, как 13 мая 1981 года на жизнь Иоанна Павла II покушался турецкий террорист. Первый «папамобиль» был подарен понтифику немцами (основой для него стал Mercedes-Gelaendewagen).
Еще три бронемашины были изготовлены на заводе Mercedes уже по заказу Ватикана. Одна из них не оборудована колпаком, так как предназначена только для передвижения по сверхохраняемой во время папских выездов площади Святого Петра в Риме.

Может быть, именно эти насмешки над немецким «папамобилем» послужили поводом к тому, что итальянская автомобильная промышленность тоже решила показать, на что она способна. В канун 2000-летия христианства туринский концерн FIAT преподнес понтифику пуленепробиваемый черный лимузин Lancia пяти с половиной метров в длину с очень мощным двигателем. Его крыша раздвигается для облегчения посадки и высадки именитого пассажира, а также для того, чтобы понтифик мог стоя приветствовать верующих. В центре салона на облицованном деревом пьедестале возвышается кресло, обитое бордовой кожей с золоченым гербом на спинке. Иоанн Павел II с благодарностью
принял этот дар, но, когда выяснилось, в какую огромную сумму обошлось изготовление бронеавтомобиля, наотрез отказался ехать в нем на открытие Святых врат в храме Иоанна Крестителя во Флоренции и предпочел свой старый немецкий «папамобиль», ко торый по иронии судьбы...заглох на полпути!


«Папамобиль» со стеклянной крышей — не единственный в мире «автомобиль-витрина». Королева Елизавета II также пожелала, чтобы ее представительская машина была пуленепробиваемой и в то же время «прозрачной» — народ должен видеть свою королеву. Главным автомобилем в ее автопарке, а вернее, в «конюшне Ее Величества» (так официально именуется британский королевский гараж), считают Rolls-Royce Phantom VI. У Phantom VI очень большие пуленепробиваемые окна и
складная крыша. Если ее убрать, останется прозрачное бронестекло, через которое все могут разглядеть королеву. Вместо эмблемы производителя на бампере автомобиля красуется королевский герб.

Семиместный Rolls- Royce Phantom VI был сделан специально по заказу Елизаветы II и подарен ей на день рождения, в 1978 году, Обществом автопроизводителей и продавцов.
Семиместный Rolls- Royce Phantom VI был сделан специально по заказу Елизаветы II и подарен ей на день рождения, в 1978 году, Обществом автопроизводителей и продавцов.

При нападении на автомобиль террористы используют в основном одну из двух существующих тактик. Они устраивают взрыв или останавливают машину автоматным огнем и захватывают пассажиров. На сегодняшний день покупка автомобиля, который способен защитить своих пассажиров
только от автоматной очереди, становится все менее актуальной. Новейшие снайперские винтовки способны пробивать броню толщиной
30-40 миллиметров. Они гарантируют прицельное поражение на расстоянии до двух с половиной километров. При наличии такого оружия стрельба обычно ведется с крыши здания. Защитить от крупнокалиберных патронов легко бронированный серийный автомобиль окажется уже не в
состоянии.

И тут возникает основная проблема, связанная с мощной бронезащитой. Ее создателям, помимо «пули-дуры», приходится бороться еще и с возросшей массой автомобиля, таящей в себе немалое коварство. «Напичканные» сталью двери провисают на слабых петлях, тормозной путь увеличивается настолько, что создает риск отказа всей тормозной системы, двигатель перегревается, топливо расходуется в огромных количествах. Все это, вместе с вялым разгоном и плохой управляемостью, может оказать
«медвежью услугу» в повседневной эксплуатации автомобиля, а также при выводе его из зоны обстрела. Но инженерам все-таки удалось найти компромисс между усилением бронезащиты и стандартными дорожными характеристиками автомобиля.

Современный бронеавтомобиль внешне как две капли воды похож на серийную модель. Вся защита находится не снаружи, а внутри.
Современный бронеавтомобиль внешне как две капли воды похож на серийную модель. Вся защита находится не снаружи, а внутри.

Изменилась сама концепция бронирования. Раньше за основу брался
серийный кузов, к которому приваривались предельно нагружающие конструкцию бронелисты. Теперь броня является не дополнительным элементом, а основой кузова - и весь автомобиль оказывается с самого начала адаптированным к возросшей массе. Бронированное ядро представляет собой капсулу, облицованную снаружи кузовными панелями. Таким образом достигается абсолютная внешняя идентичность бронированного «охранника» и его серийного прототипа.

Нередко по просьбе заказчика автомобиль оснащают дополнительным оборудованием. Например, довольно экзотическим (в стиле Джеймса Бонда) приспособлением: в днище расположен специальный резервуар с маслом, которое автомобиль, уходя от погони, сбрасывает на асфальт. Скользкое пятно становится роковым для мчащихся на огромной скорости преследователей.

В бронированный BMW 750 iL агента 007 ("Завтра не умрет никогда") стреляли из ракетной установки, но это не нанесло ему ущерба; у него прокалывали шины, но они вновь наполнялись воздухом. Трюки, выполняемые BMW впечатляют: бронированный автомобиль делает головокружительные кульбиты и прыжки. За время съемок было разбито не менее десятка реальных BMW 750 iL. Автомобиль появляется в фильме почти так же часто, как Пирс Броснан - исполнитель роли Джеймса Бонда.
В бронированный BMW 750 iL агента 007 ("Завтра не умрет никогда") стреляли из ракетной установки, но это не нанесло ему ущерба; у него прокалывали шины, но они вновь наполнялись воздухом. Трюки, выполняемые BMW впечатляют: бронированный автомобиль делает головокружительные кульбиты и прыжки. За время съемок было разбито не менее десятка реальных BMW 750 iL. Автомобиль появляется в фильме почти так же часто, как Пирс Броснан - исполнитель роли Джеймса Бонда.

И все же ни один автомобиль нельзя назвать полностью неуязвимым. Специалисты обычно говорят не столько о «пуленепробиваемости» брони, сколько о ее способности задерживать пули. Если по автомобилю ведется прицельный огонь из пулемета, то разрушить бронезащиту - лишь вопрос
времени.