В годы Великой Отечественной войны советская армия создала штрафные батальоны по примеру немецкой армии.
Только условия несения службы и возвращения в обычный армейский состав в немецкой и советской армиях сильно отличались.
В большинстве случаев из немецкого штрафного батальона вернуться к нормальной военной службе не представлялось возможным. В такие отряды отправлялись только те солдаты, чьи поступки были настолько негативными, что они заслуживали одного - уничтожения в бою. Немецкое командование осознавало, что возврат из штрафных батальонов практически невозможен. Даже если провинившийся нацист заслуживал прощение, то он мог пасть в боях за то время, пока вышестоящее начальство подписывало приказ о переводе в обычную армию.
Оказаться в числе «штрафников» можно было за любой, даже самый незначительный поступок.
В первую очередь, в немецкой армии высоко ценилась дисциплина. Подразделениям и войскам, в которых царил хаос, в процессе боевых действий было просто не выжить. Немецкое командование тщательно следило за соблюдением дисциплины. Если солдаты провинились в нарушении, то сразу же отправлялись в штрафные батальоны.
Оказаться в числе «штрафников» можно было за незначительные физические действия в отношении других военнослужащих или мирных граждан. Иногда даже за ограбления немецкие командиры делали нацистам «поблажки».
Но ни при каких обстоятельствах в штрафные батальоны не направлялись дезертиры, паникеры и нацисты, совершившие серьезные преступления.
Такие люди считались неблагонадежными и неисправимыми. Шанса им не давали и карали сразу же после того, как уличали в совершении вышеперечисленных проступков и преступлений.
Немецкие военнослужащие считали настоящей удачей попасть в штрафной батальон. Так у них был хоть и незначительный, но шанс на выживание и дальнейшее участие в боевых действиях в составе основной армии, а после окончания войны - возвращение домой.
В основном же в немецкой армии оступившихся и нарушивших какие-либо пункты уставов и приказов нацистов нещадно карали их же собственные командиры.
Проведение такой политики в отношении военных было выгодным и поэтому продолжалось с самого начала и до конца войны.