Или о том, почему выставки есть, награды есть, а читать их результаты совершенно невозможно. Те самые неочевидные "нюансы". Ну и немного про деятелей, для которых (по идее) эти выставки и проводят.
Сначала немного расскажу в принципе о том как работает издательский бизнес. Точнее о том, как это должно работать.
Как это работает
Чтобы было понятно происходящее. В общем - такая схема:
- Есть Читатели, их задача - найти что почитать. Желательно интересное. Интересы у всех разные, поэтому понятия интересного оооочень растяжимые. Для этого есть общий рынок с разными писателями.
- Есть Писатели, их задача - писать (кто бы что ни думал об этом), и результаты своего творчества монетизировать.
- Есть издатели, которые находятся посередине. С задачей организации монетизации.
- Есть книжные магазины, где происходит напрямую обмен денежных знаков на печатные знаки.
Казалось бы - всё просто. Учти интересы всех участвующих, и получай профит. Писатели пишут книги, издательства им помогают, книжные магазины участвуют в том, чтобы читатели могли получить свою новую книжку. Что же тут может быть сложного?
В книжных магазинах заинтересованы в том, чтобы товар активно продавался. Книги - это товар. Продажа книг - бизнес. Авторы сами по себе готовые книги не привезут. Опять же, книга может успешно стоять месяцами, но при "некоторой известности" и "рекомендациях" раскупаются достаточно большие количества.
Вопросом "готовых книг" занимаются издательства. С одной стороны они связаны с авторами, обеспечивают юридическую поддержку, контракты, редактура, и с другой стороны они (должны, но не всегда) занимаются продвижением книг и автора.
Именно в этом месте начинается самое интересное. История примерно такая же, как и с нашим производством кинопродуктов (аналогичным натуральным). Издательства, вместо поиска интересных авторов, занимаются попытками делать бизнес на "Новых Идеологических Принципах" (назовём этот феномен так). Которые могут быть совершенно не связаны с зарабатыванием книг.
Те самые "новые принципы"
Одни пытаются собрать с автора комиссию за издание (фактически подготовку к печати и печать), при этом не занимаясь собственно продвижением. Но это хотя бы (относительно) честно. Автор платит денежку, получает книги, и дальше делает с этим всё что угодно. Для издания "книг для друзей" или специализированной литературы это вполне рабочий вариант.
А другие начинают использовать классические рукопожатные принципы. Как раз это и является очень интересным "форматированием литературы". Сформулировать это можно так: "некая" "классическая рукопожатная тусовочка", которая в своих интересах пытается "рулить" процессом, допуская одних авторов (своих), и лишая допуска других (конкуренция на полке). Технически такая схема уже была сформирована родственниками участников в СССР (некоторые из её основателей даже до сих пор живы), но тогда это хоть как-то укладывалось в рамки. Союз писателей отдельно, редактура и издательства отдельно.
Частично оно уже тогда создало много проблем начинающим авторам (которые в итоге так и не начали, ну Вы понимаете), но в полную силу явление развернулось только с 90-х. Когда опытным путём была нащупана оптимальная схема: читатели покупают книги с наградами (это вкратце), а мы тут рукопожатно сами эти награды друг другу раздадим, и наши книги будут покупать. Плюс ещё поучаствуем в освоении государственных денег (грантов и премий), а это очень хорошие деньги, да и государственные звания - это приятно и полезно.
Очень интересно получилось, например, с темой награды "национального бестселлера". Бестселлер (напрямую, чтобы долго не объяснять) - книга с лучшими продажами. И этот шильдик начали раздавать по итогам решений "жюри" с нужными членами. В принципе там хватает похожих "премий и наград", если кто интересуется - в курсе. Читать очень часто просто невозможно, и продажи особо не идут, но кого это волнует. Потом те же самые товарищи (которые занимались раздачей премий), ходят и рассказывают про плохой народ плохих читателей, которые не хотят ценить такую литературу мы им впихиваем, а они не хотят жрать, сволочи.
Правда случился нюанс. Полностью заполнить все сферы и жанры оказалось невозможно, потому что частично авторы и участники уехали на "родину" (хотя, прожив вся жизнь и родившись в СССР, уезжать "на родину" - это...забавно). Плюс надо всё-таки работать, писать новые книги, желательно несколько за год. А это очень мешает насыщенной жизни литературного рукопожатного деятеля. А аудитория с деньгами, которая хочет читать книжки никуда не исчезает, напоминаю.
То есть некоторая часть нормальных авторов, которых интересно читать, смогла "просочиться" через такое сито. Опять же, не все работают по такой схеме, просто буквально на глазах мы видим как у таких деятелей начали "отклеиваться усы". Раньше такая работа велась относительно аккуратно, в рамках "нашей редакции\жюри не нравится", и можно было на высказывания недопущенных писателей говорить, что они такое пишут от обиды. Но тут объёмы оказались не те, да и настроения у окружающих уже "немного не те".
Что же случилось
На днях случился некий скандал с книжной выставкой Нонфикшн. Если Вы про это не слышали, и не читали часть книг авторов с этой выставки, которые вроде бы "известные" и "заслуженные", и "с наградами", то всё в порядке. В "рукопожатной общественности" это обычное явление, ведь в такой среде требуется, чтобы авторы были известны кому-надо (или напрямую являлись родственниками).
В частности речь про то, что некоторых авторов (с актуальной темой происходящего конфликта) на выставку не пустили. С весьма характерным высказыванием "экспертного совета выставки", которые даже написали (а не просто кулуарно замолчали, как это обычно и происходит):
Да, это мы решаем, кому выступать, а кому нет, и все ваши поэты — бездарности. Нечего им на нашей ярмарке делать, создавайте свою
Конечно же, посыл понятен. "Мы тут всё организовали, нам тут не нравится, но бизнес, уехать просто так не можем, надо держать руку на пульсе, так что гадим работаем по-тихому". Организована среда, в которой такие рукопожатные деятели заняли ключевые позиции. Про конкретные фамилии писать не буду, это не так важно. Можете просто посмотреть отдельно про этот скандал, посмотреть творчество этих деятелей и их родственников советских писателей, где там кто работает. Неподалёку обнаруживается то самое издание-иноагент "Медуза", и далее по классике. Ус отклеивается буквально на ходу, но они этого особо не замечают, своя атмосфера.
После таких высказываний, в принципе, принято ударяться в панику или в конспирологию, высчитывать "кто у кого на проценте", и всякое такое. Но на самом деле вопрос решается сам собой. Не так быстро, но решается.
Про форматирование литературы и литераторов
Ведь что требуется для большого количества хороших авторов? Можно подумать про что-то особенное, но на самом деле всё просто. Запускаем на вход максимальное количество авторов. Из изначально условной тысячи авторов, сотня будет вполне читабельна и интересна, десяток очень даже, а из оставшихся уже можно выбирать реально интересное.
В классических издательствах эту "тысячу" просеивают редактора. Хочется вспомнить пример про Роулинг и "Гарри Поттера", вполне характерный. Когда её рукопись долго и упорно не принимали. Так что про "начинающих авторов" историй много. Но времена меняются.
Последние годы всё больше и больше авторов получает возможность монетизировать своё творчество вне классических бумажных издательств. Когда существуют сайты с продажей литературы практически напрямую от автора. Минуя типографию и издательство. Это я про сайты типа "автор тудэй" и "литрес". Ни в коем случае не реклама, они ей занимаются сами достаточно активно.
Так вот, схема поменялась, вместо редакторов используются самые обычные читатели. Которые самостоятельно голосуют рублём за интересных авторов. В этих условиях работает та самая классическая схема, где издательство\магазин заинтересованы в получении максимальных денег с монетизации творчества через свою комиссию, и не начинают придумывать "новые идеологически принципы" для организации своего заработка.
В таких условиях сами по себе "рукопожатные" схемы отходят на второй план, как неэффективные. Плюс вопрос работоспособности. Практически идеальный полигон для создания новых литераторов. Да, Вы можете сказать, что там всё завалено малопригодным чтивом, но на самом деле - главное выбор, и интересного там хватает.
Дисклеймер: автор ещё со школы (которая очень давно закончена) читает более 100 разных книг за год. Если кто-то думает, что это много, то Вы просто медленно читаете.
А дальше уже к успешным авторам подключаются бумажные издательства, которые организуют полноценные издания. Соответственно аудитория у "найденных" авторов уже есть, и дальнейшее продвижение существенно облегчается. Отсюда и успешная монетизация усилий издательства. Всё просто.
Заключение
Обычно, когда идёт речь про ту самую "рукопожатную общественность", то некоторые начинают биться в истерике. Или обвиняя в конспирологии, или наоборот. Но не надо особо концентрироваться на основных деятелях происходящего. Они сами себя наказывают.
Издательства, которые не хотят искать новых интересных авторов - сами себе подрезают собственную кормовую базу. Достаточно базовое утверждение. И если какие-то издательства (и общества рукопожатных деятелей) решили, в данном случае, встать поперёк рынка, и просто "закрыть дорогу конкурентам", то аудитория просто пошла немного другой дорогой, перестав обращать внимание на "награды", и покупая в других местах.
Но далеко не все это понимают. Опять же, у таких интересных людей - сформирована некая "эхо-камера", в рамках которой такие деятели бесконечно прокручивают свои тезисы. На какую-то (подготовленную) аудиторию это заходит вполне хорошо. Но дальше, когда "профессиональный критик" начинает нести что-то про "отсутствие" "повесточки" в произведениях новых авторов, на другую аудиторию, это вызывает только очевидные негативные проявления в отношении таких "критиков" и "жюри".
И даже если они упорно возят неактуальных авторов (которые ещё и толком писать не умеют) по выставкам, то надо понимать, что если бы они возили интересных авторов (которые умеют писать, и писать много), то денежный результат был бы существенно выше. Но такие мысли оказываются вне их поля внимания. Почему? Потому что "Новые Идеологические Принципы". Люди буквально говорят: "денег не надо, сами тут покрутимся, как-нибудь заработаем без продажи книг".
В американском кино мы видим примеры недавних "Колец Власти". Где ради продвижения "повесточки" решили избавиться от идеи "заработать денег". Потеряв на создании миллиард долларов. Так что эта история - она актуальна не только в РФ. И не только в книжной индустрии. Точно также (или похожим образом) дела обстоят и с музыкой, и с кино, и с многими другими темами культуры. Но в итоге эти деятели ухудшают жизнь сами себе. Проекты не зарабатывают свои деньги, часто даже уходя в минус. Всё просто, но не всем очевидно.
Спасибо за прочтение. Если Вам есть что обсудить по этому вопросу - пишите в комментариях.