Согласно легенде римский император Гай Аврелий Диоклетиан (284-305 гг.) встретил юную деву Рипсимию и, сраженный ее красотой, немедленно сделал предложение руки и сердца. Для знатной девушки перспектива стать первой матроной Империи выглядела очень заманчиво, если бы не одно «но» — она была христианкой, более того — монахиней тайного женского монастыря. Узнав, какая высокая персона интересуется одной из послушниц, мать-настоятильница Гаяния сильно встревожилась. Вскоре 37 сестер решили покинуть Рим и перебрались в Александрию.
Диоклетиан пришел в бешенство. Началась настоящая охота на «Рипсимианок», а заодно жесточайшие гонения на христиан, проживавших в границах Империи.
Тем временем сестры добрались до города Вагаршапат, античной столицы Армении. У местного царя Трдата III уже имелось предписание от римских властей: «схватить и наказать!». Трдат лично поехал разобраться, что за девицы расположились в винограднике за городской стеной, увидел Рипсимию и влюбился без памяти. Взаимности не случилось. Разгневанный царь велел казнить женщин, причем самыми жестокими способами.
Успела спрятаться только одна монахиня – Нина; позже она перебралась в Грузию.
Взглянул Трдат на окровавленные останки возлюбленной и помрачился рассудком: перестал понимать человеческую речь; начал бегать на четвереньках, кататься по полу, хрюкать. В общем, «превратился в свинью».
Царедворцы призадумались… Как вернуть правителю человеческий облик? Кто-то вспомнил про христианина Григория Просветителя, 13 лет томящегося в темнице «за веру».
Старец возвратил Трдату разум, исключительно молитвой. Придя в себя царь немедленно окрестился сам и окрестил всю страну.
Эта история произошла в 301 году.
Григорий стал первым католикосом («всеобъемлющим») новой Армянской Апостольской церкви.
Спустя 2 года во сне ему явился Иисус Христос. Сын Божий спустился с небес и огненным молотом указал место закладки храма. Церковь назвали Эчмиадзин — «Сошествие Единородного».
В IV-V веках Армения, зажатая между Римом и Персией, не могла проводить самостоятельную политику. Правителей, назначенных Империей, сменяли ставленники Сасанидов. Фактическая власть принадлежала князьям-сановникам; должности передавалась по наследству.
Католикосы тоже иногда наследовали сан и охотно участвовали в междоусобных войнах.
Несмотря на развал в государстве, христианство активно распространялось.
Постоянные опустошительные набеги персов привели Армянскую Апостольскую церковь к суровому аскетизму.
В 387 году Рим (почти христианский) и Персия разделили Армению.
Сасаниды пытались насадить среди населения зороастризм, однако корни христианства оказались глубоки.
В начале V века произошло несколько восстаний с ярко выраженным религиозным подтекстом. Кульминацией стала Аварайрская битва (451 г.), проигранная армянским войском. Но и потери персов были настолько ощутимы, что правитель Йездигерд II решил отказаться от насильственного обращения армян в зороастризм. Кроме того, знати и христианскому духовенству вернули привилегии.
Эчмиадзин, находящийся в центре религиозных войн, несколько раз разрушали. В 484 году католикос Ованнес I Мандакуни решил перевести резиденцию в относительно уцелевший городок Двин.
Почти на тысячу лет место «Сошествия Единородного» погрузилось в забвение.
Средние века прошли под знаком тюркских набегов. В 1441 году хан Джахан из клана Кара-Коюнлу (Черные овны) обратился к местному населению за поддержкой в борьбе с кланом Ак-Коюнлу (Белые овны). Католикоса и священников пригласили в Учкилис (Три церкви) – так тюрки называли руины в Вагаршапате. Хан обещал защиту и слово свое сдержал.
С XV века Эчмиадзин остается духовным центром армян, резиденцией католикосов; «соединительной скрепой», позволившей пережить войны, геноцид, изгнания, революции.
Путь к главному входу разнообразят скульптуры и хачкары.
Далее дорога разветвляется: левая ведет к типографии (1772 г.); правая — к монашеским кельям; центральная — к Кафедральному собору.
Эчмиадзинский храм самая древняя постройка комплекса. Первоначально он имел вид классической базилики. В V веке форму изменили на крестово-купольную. Современные очертания собор приобрел в VII веке, во времена Нерсеса III Строителя. Шестиколонные ротонды и пятикупольное венчание относятся к XVIII веку.
Посмотреть, что там внутри не удалось. Идет очередная реконструкция.
Рядом расположена резиденция католикоса.
Неподалеку от Кафедрального собора находятся три церкви в честь христианских девственниц, спасавшихся от преследования императора Диоклетиана и принявших смерть от царя Трдата: Святой Рипсимэ (VII в.), Святой Гаянэ (VII в.), Святого Шогаката (XVII в.) -«луч света», спустившийся с неба на мучениц.
На территории монастыря работает очень интересный музей — «Сокровищница Эчмиадзина», построенный на деньги благотворителей. В экспозиции дары, поступавшие в обитель: церковная утварь, произведения декоративного-прикладного искусства, древние манускрипты, христианские святыни. Например, здесь можно увидеть копье Лонгина, которым римский легионер пронзил тело Христа и окаменевшую частицу Ноева ковчега.
Новые архитектурные веяния не обошли стороной Эчмиадзинский монастырь.
Церковь Святых Архангелов освящена около 10 лет назад. Издали напоминает нарядную водонапорную башню, даже крест на куполе не вдруг различишь.
Внутри скромный, но впечатляющий интерьер. Хачкары великолепные. Свет из крестообразных окон буквально заливает храм.
Чем мне, человеку атеистических убеждений, понравилось устройство Армянской Апостольской церкви? Она не давит золотом и авторитетом.
Попадая внутрь любого культового сооружения, сразу понимаешь, зачем люди сюда приходят - помолиться Господу, а не глазеть на шикарный восьмиярусный иконостас.
Вера помогает 8-миллионной диаспоре держаться вместе на чужбине и 3.5 миллионам жить на Родине, сохраняя память, идентичность, традиции.