Найти тему
__your__way__

Армения. Ереван. Эчмиадзин

Согласно легенде римский император Гай Аврелий Диоклетиан (284-305 гг.) встретил юную деву Рипсимию и, сраженный ее красотой, немедленно сделал предложение руки и сердца. Для знатной девушки перспектива стать первой матроной Империи выглядела очень заманчиво, если бы не одно «но» — она была христианкой, более того — монахиней тайного женского монастыря. Узнав, какая высокая персона интересуется одной из послушниц, мать-настоятильница Гаяния сильно встревожилась. Вскоре 37 сестер решили покинуть Рим и перебрались в Александрию.

Диоклетиан пришел в бешенство. Началась настоящая охота на «Рипсимианок», а заодно жесточайшие гонения на христиан, проживавших в границах Империи.

-2

Тем временем сестры добрались до города Вагаршапат, античной столицы Армении. У местного царя Трдата III уже имелось предписание от римских властей: «схватить и наказать!». Трдат лично поехал разобраться, что за девицы расположились в винограднике за городской стеной, увидел Рипсимию и влюбился без памяти. Взаимности не случилось. Разгневанный царь велел казнить женщин, причем самыми жестокими способами.

Святая Рипсимэ. Акоп Овнатанян. Церковь Святой Рипсимэ в Вагаршапате https://www.armmuseum.ru/
Святая Рипсимэ. Акоп Овнатанян. Церковь Святой Рипсимэ в Вагаршапате https://www.armmuseum.ru/

Успела спрятаться только одна монахиня – Нина; позже она перебралась в Грузию.

Взглянул Трдат на окровавленные останки возлюбленной и помрачился рассудком: перестал понимать человеческую речь; начал бегать на четвереньках, кататься по полу, хрюкать. В общем, «превратился в свинью».

Царедворцы призадумались… Как вернуть правителю человеческий облик? Кто-то вспомнил про христианина Григория Просветителя, 13 лет томящегося в темнице «за веру».

«Царь Трдат III умоляет Григория Просветителя вернуть ему человеческий облик» Франческо Фраканцано. 1635-1637 гг. Из коллекции Сан Грегорио Армено в Наполи. https://www.armmuseum.ru/
«Царь Трдат III умоляет Григория Просветителя вернуть ему человеческий облик» Франческо Фраканцано. 1635-1637 гг. Из коллекции Сан Грегорио Армено в Наполи. https://www.armmuseum.ru/

Старец возвратил Трдату разум, исключительно молитвой. Придя в себя царь немедленно окрестился сам и окрестил всю страну.

Эта история произошла в 301 году.

Григорий стал первым католикосом («всеобъемлющим») новой Армянской Апостольской церкви.

Спустя 2 года во сне ему явился Иисус Христос. Сын Божий спустился с небес и огненным молотом указал место закладки храма. Церковь назвали Эчмиадзин — «Сошествие Единородного».

-5

В IV-V веках Армения, зажатая между Римом и Персией, не могла проводить самостоятельную политику. Правителей, назначенных Империей, сменяли ставленники Сасанидов. Фактическая власть принадлежала князьям-сановникам; должности передавалась по наследству.

Католикосы тоже иногда наследовали сан и охотно участвовали в междоусобных войнах.

Несмотря на развал в государстве, христианство активно распространялось.

Постоянные опустошительные набеги персов привели Армянскую Апостольскую церковь к суровому аскетизму.

-6

В 387 году Рим (почти христианский) и Персия разделили Армению.

Сасаниды пытались насадить среди населения зороастризм, однако корни христианства оказались глубоки.

В начале V века произошло несколько восстаний с ярко выраженным религиозным подтекстом. Кульминацией стала Аварайрская битва (451 г.), проигранная армянским войском. Но и потери персов были настолько ощутимы, что правитель Йездигерд II решил отказаться от насильственного обращения армян в зороастризм. Кроме того, знати и христианскому духовенству вернули привилегии.

-7

Эчмиадзин, находящийся в центре религиозных войн, несколько раз разрушали. В 484 году католикос Ованнес I Мандакуни решил перевести резиденцию в относительно уцелевший городок Двин.

-8

Почти на тысячу лет место «Сошествия Единородного» погрузилось в забвение.

Средние века прошли под знаком тюркских набегов. В 1441 году хан Джахан из клана Кара-Коюнлу (Черные овны) обратился к местному населению за поддержкой в борьбе с кланом Ак-Коюнлу (Белые овны). Католикоса и священников пригласили в Учкилис (Три церкви) – так тюрки называли руины в Вагаршапате. Хан обещал защиту и слово свое сдержал.

-9

С XV века Эчмиадзин остается духовным центром армян, резиденцией католикосов; «соединительной скрепой», позволившей пережить войны, геноцид, изгнания, революции.

-10

Путь к главному входу разнообразят скульптуры и хачкары.

-11

Далее дорога разветвляется: левая ведет к типографии (1772 г.); правая — к монашеским кельям; центральная — к Кафедральному собору.

Эчмиадзинский храм самая древняя постройка комплекса. Первоначально он имел вид классической базилики. В V веке форму изменили на крестово-купольную. Современные очертания собор приобрел в VII веке, во времена Нерсеса III Строителя. Шестиколонные ротонды и пятикупольное венчание относятся к XVIII веку.

-12

Посмотреть, что там внутри не удалось. Идет очередная реконструкция.

-13

Рядом расположена резиденция католикоса.

Неподалеку от Кафедрального собора находятся три церкви в честь христианских девственниц, спасавшихся от преследования императора Диоклетиана и принявших смерть от царя Трдата: Святой Рипсимэ (VII в.), Святой Гаянэ (VII в.), Святого Шогаката (XVII в.) -«луч света», спустившийся с неба на мучениц.

-14

На территории монастыря работает очень интересный музей — «Сокровищница Эчмиадзина», построенный на деньги благотворителей. В экспозиции дары, поступавшие в обитель: церковная утварь, произведения декоративного-прикладного искусства, древние манускрипты, христианские святыни. Например, здесь можно увидеть копье Лонгина, которым римский легионер пронзил тело Христа и окаменевшую частицу Ноева ковчега.

-15

Новые архитектурные веяния не обошли стороной Эчмиадзинский монастырь.

Церковь Святых Архангелов освящена около 10 лет назад. Издали напоминает нарядную водонапорную башню, даже крест на куполе не вдруг различишь.

-16

Внутри скромный, но впечатляющий интерьер. Хачкары великолепные. Свет из крестообразных окон буквально заливает храм.

-17

Чем мне, человеку атеистических убеждений, понравилось устройство Армянской Апостольской церкви? Она не давит золотом и авторитетом.

Попадая внутрь любого культового сооружения, сразу понимаешь, зачем люди сюда приходят - помолиться Господу, а не глазеть на шикарный восьмиярусный иконостас.

-18

Вера помогает 8-миллионной диаспоре держаться вместе на чужбине и 3.5 миллионам жить на Родине, сохраняя память, идентичность, традиции.

Армения. Ереванские зарисовки. Начало.

Армения. Ереванские зарисовки. Продолжение.