Найти в Дзене

Новый год и Рождество в живописи: Часть 2. Зачем нужны карнавальные костюмы

Мальчики-зайчики, девочки-снежинки... Эти образы для многих из нас связаны с детскими воспоминаниями: таинственный шорох и поблескивание мишуры в руках у мамы или бабушки, свет лампы далеко за полночь, сырой запах клейстера и крахмала. Для тебя, ребенка - тоже много дел: стихи учи, костюм надевай аккуратно, чтобы не испортить результаты труда мамы или бабушки, перед Дедом Морозом читай наизусть как полагается, с выражением!.. Традиция наряжаться на новогодние праздники уходят корнями в глубокую языческую древность, когда зимой встречали не Рождество, а приветствовали Коляду (новорожденное солнце) и провожали Карачуна (день зимнего солнцестояния). Рядились в вывернутые тулупы, звериные шкуры, маски - чем страшнее, тем лучше: тем быстрее уйдут холод и мрак, тем скорее будет прирастать световой день. Эти традиции позже стали частью святочных праздников. Языческие традиции остались в далеком прошлом, святочные гуляния тоже не относятся к детским воспоминаниям большинства из нас. Зато кос

Мальчики-зайчики, девочки-снежинки... Эти образы для многих из нас связаны с детскими воспоминаниями: таинственный шорох и поблескивание мишуры в руках у мамы или бабушки, свет лампы далеко за полночь, сырой запах клейстера и крахмала.

Для тебя, ребенка - тоже много дел: стихи учи, костюм надевай аккуратно, чтобы не испортить результаты труда мамы или бабушки, перед Дедом Морозом читай наизусть как полагается, с выражением!..
Автор иллюстрации: Виктория Кирдий. Изображение из открытых источников
Автор иллюстрации: Виктория Кирдий. Изображение из открытых источников

Традиция наряжаться на новогодние праздники уходят корнями в глубокую языческую древность, когда зимой встречали не Рождество, а приветствовали Коляду (новорожденное солнце) и провожали Карачуна (день зимнего солнцестояния). Рядились в вывернутые тулупы, звериные шкуры, маски - чем страшнее, тем лучше: тем быстрее уйдут холод и мрак, тем скорее будет прирастать световой день. Эти традиции позже стали частью святочных праздников.

А. Васнецов "Скоморохи" (Изображение из открытых источников)
А. Васнецов "Скоморохи" (Изображение из открытых источников)

Языческие традиции остались в далеком прошлом, святочные гуляния тоже не относятся к детским воспоминаниям большинства из нас. Зато костюмированные утренники, где каждый мог преобразиться в сказочного персонажа - вот тут есть что вспомнить!

То, что новогодние праздники сохраняются в памяти как один из самых ярких и трогательных моментов, рассказывала, когда выросла, вот эта девочка:

З. Серебрякова "Катя в голубом у ёлки" (1922). Изображение из открытых источников
З. Серебрякова "Катя в голубом у ёлки" (1922). Изображение из открытых источников

Портрет 9-летней Кати написала её мама, художница Зинаида Серебрякова. Волшебные птицы на чудесной ёлке в доме маминого дяди, знаменитого Александра Бенуа - последнее светлое и яркое воспоминание о России, которое Катя увезёт с собой в Париж.

Когда Кате было всего 6 лет, их большой и уютный дом на границе Курской и Харьковской губерний разграбили и сожгли. Ей вместе с папой, мамой, двумя братьями и сестрой удалось спастись, но меньше чем через год отец умер от тифа. Так мама Кати, Зинаида Серебрякова, осталась молодой вдовой с четырьмя малолетними детьми, без дома, без работы, без средств к существованию - вся жизнь рухнула, как карточный домик...

З. Серебрякова "Карточный домик" (Изображение из открытых источников). На этой картине художница изобразила своих детей - Татьяну, Евгения, Александра и Екатерину.
З. Серебрякова "Карточный домик" (Изображение из открытых источников). На этой картине художница изобразила своих детей - Татьяну, Евгения, Александра и Екатерину.

Ценой невероятных усилий женщине с детьми удалось добраться до Петербурга. Оказалось, что в их "фамильной" квартире в доме на ул. Глинки, 15, теперь коммуналка. Хорошо, что новыми жильцами стали актеры петербургского театра. Мама Кати была очень дружна с соседями по коммунальной квартире и часто их рисовала.

У талантливой художницы Зинаиды Серебряковой в то время не было возможности приобрести холсты и масляные краски. Она рисовала на бумаге, картоне и ткани углем, карандашами, пастелью...

И вот накануне нового, 1922 года, случилось настоящее чудо! В доме родственника Серебряковых, Александра Бенуа, подготовили невероятного размаха по тем временам праздник! С настоящей ёлкой, костюмами и угощением. Все смеялись, читали стихи, пели песни, разыгрывали домашний спектакль!

Для Кати сшили шикарное платье! (из штор) Годом ранее ей довелось примерять карнавальный костюм Арлекина, но это было не на празднике. Мама рисовала балерин, и Кате позволили примерить один из театральных костюмов:

З. Серебрякова "Портрет Кати в костюме Арлекина" (1921). Изображение из открытых источников
З. Серебрякова "Портрет Кати в костюме Арлекина" (1921). Изображение из открытых источников

И для сестры Кати, Таты, тоже сшили очень красивый костюм, в котором мама её тоже нарисовала (а до этого мама нанесла узоры на рукавах нарядной блузы Таты обычными акварельными красками):

З. Серебрякова "Портрет дочери Таты" (1922) Изображение из открытых источников
З. Серебрякова "Портрет дочери Таты" (1922) Изображение из открытых источников
Костюм Таты не получил такой широкой известности, как костюм Кати. Он бережно хранится в небольшом провинциальном музее и очень редко экспонируется, потому что выполнен пастелью на тонкой бумаге. Воздействие света может погубить рисунок.

Через 2 года члены этой дружной семьи расстанутся на много лет. В 1924 году Зинаиде Серебряковой удалось получить крупный заказ в Париже. Но взять с собой детей в эту поездку она не смогла. Со временем к ней смогли переправить только младшую из дочерей - Катю, и одного из сыновей, Александра. Тата и Евгений, старшие из детей, остались в Советской России.

Зинаида Серебрякова в девичестве носила фамилию Лансере, то есть и она, и её дети принадлежали знаменитой художественной династии Бенуа-Лансере. Об этом можно почитать здесь:

Снова увидеть мать и сестру смогла только Тата. Это случилось через 36 лет, в 1960 году, когда известной МХАТовской художнице Татьяне Серебряковой разрешили выезд по Францию.

Катя Серебрякова тоже стала художницей, но предпочитала писать не портреты, а натюрморты. Вот одна из её работ:

Е. Серебрякова "Натюрморт с виноградом" (Изображение из открытых источников)
Е. Серебрякова "Натюрморт с виноградом" (Изображение из открытых источников)

Екатерина Серебрякова, та самая "Катя в голубом у ёлки", прожила 101 год. Она ушла из жизни в Париже в 2012 году.

Екатерина Серебрякова 1922/2002 годы. Изображение из открытых источников
Екатерина Серебрякова 1922/2002 годы. Изображение из открытых источников

В своих воспоминаниях о России она часто упоминала то самое голубое платье и тех самых удивительных птиц на ёлке в доме Бенуа, где они встретили Новый 2022 год, как он одно из самых тёплых и светлых воспоминаний.

Какие бы сложности и тяготы нас не окружали, очень важно увидеть свет и надежду. А если ничего этого не видно - значит, придется создавать самим. Потому, что любое доброе и светлое воспоминание, которое мы подарим близким и самим себе, может стать опорой и поддержкой. Таким воспоминанием может стать даже карнавальный костюм или ёлочная игрушка, сделанные с любовью.