Найти тему
Маринкины заморочки

Клиники, в которых лечат корабли.

Подводная часть судов подвержена скорому износу. Коррозия,
морские отложения, удары цепей и швартовых - все это вынуждает ставить суда в ремонтный док уже вскоре после схода их со стапелей судоверфи.

Чтобы рабочие могли подняться на нужную высоту, используются специальные корзины, подвешенные к подъемному крану.
Чтобы рабочие могли подняться на нужную высоту, используются специальные корзины, подвешенные к подъемному крану.

В середине XIX века судостроители чуть было не отказались от сооружения стальных кораблей из-за... ржавчины! Коррозия вызывала столь серьезные повреждения подводной части судна, что возникали идеи вновь использовать при строительстве только дерево. Но вскоре были найдены надежные способы защиты металла, и в то же время конструкторы портового оборудования усовершенствовали систему подъема судов в доках, где можно было восстанавливать защитные покрытия. Так появилось поколение гигантских стальных кораблей.

Доки нужны для того, чтобы поднять» корабль из воды. На снимке: танкер «Одиссей» на судоремонтной верфи в Марселе.
Доки нужны для того, чтобы поднять» корабль из воды. На снимке: танкер «Одиссей» на судоремонтной верфи в Марселе.

До индустриального бума пятидесятых годов XX века вместимость торговых судов не превышала десятка тысяч тонн. Но увеличение спроса на нефть и, следовательно, рост перевозок в Персидском заливе привели к
появлению нефтяных супергигантов.

-3

Есть два вида доков: сухие и плавучие. Из сухого дока, когда в него заходит судно, откачивается вода. Плавучий, наоборот, «затапливается», на него встает корабль, а затем конструкция поднимается наверх.

В 1953 году был создан проект самого большого на тот момент танкера вместимостью 47000 тонн.
Этот замысел многие считали утопией: даже при условии, что такое огромное судно будет построено и спущено на воду, каким образом
его ремонтировать, как устанавливать в док? Однако все сложности были преодолены, и доки стали увеличиваться в размерах одновременно с кораблями.

Судно установлено на бетонных опорах - кильблоках. Они покрыты деревом, чтобы не повредить киль. На снимке: док французского Бреста.
Судно установлено на бетонных опорах - кильблоках. Они покрыты деревом, чтобы не повредить киль. На снимке: док французского Бреста.

Единственным, что ограничивало рост танкеров, была глубина Суэцкого канала, через который с 1869 года шли корабли из Европы в Азию. Максимальная грузоподъемность на этом морском пути составляла 80000 тонн. Но и это препятствие удалось преодолеть: в Азию судно шло порожняком, а на обратном пути, полностью загрузившись, огибало мыс Доброй Надежды. Таким образом ограничение на размер кораблей исчезло.

Танкер для перевозки метана ждет ремонта в сухом доке Марселя. Плавучий док удобнее и дешевле, но ставить в него таких гигантов опасно - особенно при сильном ветре.
Танкер для перевозки метана ждет ремонта в сухом доке Марселя. Плавучий док удобнее и дешевле, но ставить в него таких гигантов опасно - особенно при сильном ветре.

В 1976 и 1977 годах для нефтяной компании Shell были построены четыре «чудовища» вместимостью 550000 тонн: «Батиллус», «Белламиа», «Пьер-Гийома» и «Прериал». Это были корабли высотой с пятнадцатиэтажный дом. Периметр их верхней палубы составлял более километра - экипаж мог бы передвигаться по ней на велосипедах!

Обшивка очищается мощной струей песка или шлака. Чтобы защитить легкие от пыли, рабочие надевают маски (Лиссабон).
Обшивка очищается мощной струей песка или шлака. Чтобы защитить легкие от пыли, рабочие надевают маски (Лиссабон).

Для ремонта подобных гигантов не было подходящих доков. Но рынок обещал быть перспективным, и порты стали оснащаться в соответствии с новыми запросами. Дубай, благоприятно расположенный на пути нефтяных танкеров, Лиссабон и южнокорейский Улсан могут принимать суда вместимостью до 1000000 тонн...

Последний этап ремонтных работ (Марсель): на корабль наносят ватерлинию и другую разметку, в том числе «марки заглубления» (на снимке).
Последний этап ремонтных работ (Марсель): на корабль наносят ватерлинию и другую разметку, в том числе «марки заглубления» (на снимке).

Нефтяные кризисы не могли не повлечь за собой спад в судостроительной индустрии. В начале восьмидесятых годов выяснилось, что торговый флот перенасыщен супертанкерами. Более того, они потребляли слишком много топлива, и их эксплуатация стала очень дорогой.
Многие из кораблей, заказанные во времена нефтяной эйфории, так и не были спущены на воду и о казались обречены на слом. Одновременно настал упадок и в судоремонтной промышленности. В Европе уровень загруженности доков с 1981 по 1985 год снизился до тридцати процентов!

После ремонта стальных покрытий, а также руля и винтов французское судно «Одиссей» вновь готово к выходу в открытое море.
После ремонта стальных покрытий, а также руля и винтов французское судно «Одиссей» вновь готово к выходу в открытое море.

Многие верфи теперь используются в индустрии развлечений: в небольших ремонтных доках возрождаются забытые ремесла (работа по дереву, сооружение парусников и яхт). Что же касается кораблей грузоподъемностью в сотни тысяч тонн, то их времена закончились. Огромные доки остаются памятником эпохе морских гигантов, которые люди строили, не считаясь ни с какими затратами.