Два дня назад торжественно открыли завод Москвич. Типа наш ответ на санкции коллективного Запада. Открывали с помпой: всего полгода прошло с остановки, а мы уже снова запускаем, когда такое было. Да было уже, в 1941, например. И не просто уже готовый конвейер запустили, а целые заводы на новом месте. Но не об этом речь. Конечно, надо отдать должное, что все же хоть что-то выпускаем. Но радости нет. Весь наш автопром взять – там и было то лишь отверточная сборка и выпуск давно устаревших моделей, еще советских времен. И это больше чем за 30 лет! Ущербность нынешней экономической модели во всей красе. Да и управленческой тоже. Вот и сейчас, от «Москвича» лишь одно название, а так – обычный «китаец». Говорят, правда, что будут что-то на месте выпускать. Попозже. Но это еще посмотрим, да и все равно это будут детали все того же китайца. Конечно, это лучше, чем ничего, но все же вопрос: а что наши многочисленные «эффективные менагеры» десятилетиями делали? Тот же Мантуров, который промышленность курирует? Да и «Единая Россия» заодно. Она вроде как обязана была этим озаботиться. КПСС в свое время занималась. Впрочем, в параллельном мире своя жизнь. А что же наши заводы? Вот например, УАЗ. «В начале ноября этого года на гоночной трассе «Арское» в Ульяновске прошла официальная презентация коллекционной серии УАЗ−469, посвященной 50-летнему юбилею модели. По сути это тот же «Хантер»…Конечно, и современные черты здесь тоже присутствуют, поскольку он оснащается мостами «Спайсер», 112-сильным бензиновым инжекторным двигателем, 5-ступенчатой МКП с подключаемым полным приводом Part-time и блокировкой дифференциала.
Хотя ульяновцы не удержались и внесли ряд изменений в юбилейную версию, добавив силовой обвес, электрическую лебедку, сапуны, выведенные на раму, и шноркель. Так же модель юбилейной серии оснащается внедорожными шинами BF-Goodrich АТ размерности 235/85R16. А на борту и корме 469-го установлены хромированный шильдик и порядковый номер машины.» Ну вот примерно так и работают: за 50 лет новые шины, шильдик, обвесы и т.п. А в остальном как был УАЗ, так и остался. «Патриот» еще добавился, но и тот уж сколько времени без изменений. То же самое и «Нива»: шильдики да обвесы. Единственно, что бодро шагает в ногу со временем – это цена. За этим следят очень внимательно. Здесь все серьезно и от иномарок мы не отстаем. Вот и возрожденный Москвич планируют по цене от 1,5 млн. А вот что пишут наши автожурналы: «Первой по порядку новинкой...станет компактный кроссовер размером с Kia Seltos. ..Внешне «Модель I» представляет собой точную копию вседорожника JAC JS4/S4. В Китае цены на такой кроссовер начинаются с 89 800 юаней (850,4 тысячи рублей). Топовая версия обойдётся в 118 800 юаней, что по текущему курсу эквивалентно 1 125 000 рублей. Более крупная новинка с лейблом «Москвич» обещает стать одной из самых ярких…По обозначенным заводом размерам, да и всему остальному — это копия другой модели китайского суббренда JAC: вседорожника Sehol X6 (от 79 900 юаней, или 756,6 тысячи рублей, до 114 900 юаней, или 1,088 миллиона рублей), «третьей» моделью окажется эффектный лифтбек…. на фото показан прошлогодний дебютант суббренда Sehol под названием A5/A5 Plus. А заодно и наследник лифтбека JAC J7. В КНР такая пятидверка стоит минимум 98 800 юаней (935,6 тысячи рублей). Итого, стартовая цена от 756 тысяч руб. Почему у нас в 2 раза дороже, при том, что собираем сами? Мантуров остальное за услуги берет? Был разговор и про электрокары.«В Липецке открывают завод по производству электрокаров. сейчас на заводе ведётся отвёрточная сборка одной-единственной модели... По сути, это китайский Dongfeng Aeolus E70, который выпускается с 2017г…стоит такая машина 2 990 000 рублей! Правда, говоря о ценах, представители завода постоянно упоминают государственную субсидию в размере 925 000 рублей, которую дают покупателям отечественных электрокаров при оформлении кредита...Без учёта субсидий за i-JOY просят 3 490 000 рублей». Ну, не знаю. За 3,5 млн я бы себе что-то другое поискал. И что это, интересно, за субсидия такая, почти миллион? Кому и за чей счет? Из тех же автожурналов: «Но до тех пор, пока возле каждого закрытого завода обнаруживается след Минпромторга, будут звучать столь затейливые сценарии. Спасение автопрома России — отличное обоснование для бюджетной поддержки, в результате которой ни один завод не выживет, но зато все деньги будут освоены».Здесь же приведен краткий магистральный путь нашего автопрома в ближайшем будущем. Если сочтут нужным, конечно.
«Закрылась Renault. На ее место придут китайцы.
Закрылась Nissan. На ее место придут китайцы.
Закрылась Mercedes-Benz. На ее место придут китайцы.
Закрылась Ford. На ее место придут китайцы.
Закрылась BMW. На ее место придут китайцы.
Закрылись Hyundai и Kia. На их место придут китайцы.
Закрылись VW и Skoda. На их место придут китайцы.
Закрылась Toyota. На ее место придут китайцы.
Закрылась Mazda. На ее место придут китайцы.
Закрылись Mitsubishi и Stellantis. На их место придут китайцы». Может нам сразу весь Минпромторг китайцами заменить?
Я от себя хочу добавить еще картинку из прошлого: Умерли Ижевский автозавод, ЗИЛ, АЗЛК. ВАЗ, ГАЗ, УАЗ влачат непонятное существование, выдавая за новшества модели полувековой давности лишь украшенные новыми шильдиками и обвесами. Ну а на их место пришли: Форд, Киа и прочие вышеперечисленные.
Однако и мы в те годы без дела не сидели. Отгрохали Олимпиаду, футбольный чемпионат. Абрамович себе аж 4 яхты построил, Ротенберг дворец в Геленджике. А еще долгов списали больше чем на 100 млрд.долл, да еще на столько же сейчас АЭС строим по всему миру. В долг, конечно. Список длинный. Может, нам другое не дано? Да нет, можем, если захотим, даже сейчас. Те же танки, например. Просто военное дело сразу не отдали на разграбление «более эффективному частному виду собственности» и занимались им не Минпромторг, а другие люди. Соответственно и подход другой. Действительно, разве можно представить танк, у которого новые шильдики, обвесы, топливный бак улучшенной формы, а по сути это все тот же Т-34? Но по цене Леопарда или Т-90. Смешно? Но наш автопром до сих пор именно так и развивался. В танках, похоже, понимание было, что это дело серьезное и шутки не уместны. А в машинах: а, и так сойдет. Напрасно, это далеко не та деталь, которой пренебречь можно. Убогий уровень жизни и убогое качество ширпотреба были одной из важнейших причин, приведших к краху социалистической системы.
Вообще, если посмотреть историю России, то у нас получалось все, если заниматься серьезно, а не для галочки. Петр 1 флот построил с нуля, а уже при его преемниках он благополучно сгнил. Большевики индустриализацию провели за 20 лет, а мы за этот срок угробили даже то, что было. Ну как же: нам ведь не нужны революции, нам нужна эволюция. Теперь приходится все наверстывать даже не революционными темпами, а пожарно-авральными. Второй важный принцип, помогающий угробить былое величие: «своих не бросаем». Чубайс науку двигал, Рогозин космос, Абрамович большой бизнес. Все люди «свои» на них и опора. И сейчас: Мантуров автопром двигает, Сердюков самолеты, Мединский и люди с берегов Комо патриотизму учат. Последствия, боюсь, будут такие же.
Кстати, лет 25 назад, когда еще оставался запал что-то делать, а не просто менять сырье на ширпотреб, на том же «Москвиче» был вполне удачный опыт выпуска машин. Тогдда запустили линейку «Святогор». Тот же Москвич, но с двигателем «Рено». Было там еще кое-что импортне, но в основном «Москвич». Стоила такая штука в то время всего 3500 долларов, я покупал, помнится за 95000 руб. А то же самое, но с двигателем от Жигулей и вовсе 2500 долл. или 65000руб. Которая с «Рено» была вполне достойная машина, а с учетом цены вообще на красоту. Даже если сейчас считать доллар по курсу 1:100, то получим 250-350 тысяч рублей. Вот примерно столько и должны стоить машины для широкой публики, а не только «от 1,5 млн». Для большинства в России даже сумма в 300 тысяч велика. Почему бы наравне с китайцами и старый опыт вспомнить. Снова идем по меньшему сопротивлению?
Но кое-где у нас следят не только за одними шильдиками. Вот, напрмер:«На выставке «Аэронет-2035» в Москве представляет квадрокоптер «Шершень», предназначенный для подавления беспилотных летательных аппаратов и разгона массовых беспорядков». Ну да, разгон митингов для власти важнее автомобиля для народа. Здесь инженерная мысль блещет.
Ну и еще. «Как известно, на совещании с членами правительства Владимир Путин поручил главе Минпромторга Денису Мантурову контролировать стоимость автомобилей и пресекать злоупотребления, связанные с ее необоснованным ростом». Он так наивен? Или просто для рекламы? Снова вариант «депутаты сами себя должны гражданства лишить». Мантуров следить будет! Да он пусть уже сейчас цену тех планируемых Москвичей объяснит. А заодно и ВАЗов с УАЗми.
В общем, впечатление такое, что наша власть настолько срослась с принципом «меняем сырье на ширпотреб», что на что-то свое сделать уже неспособна. Ну и деньги сорвать по максимуму. Даже с этой убогой системы. Тут недавно представляли публике анализ путей развития, так там позиция «пусть другие придумывают» прямо сквозит, хотя те, кто ее представляет, считают себя весьма передовыми. Об этом в следующей статье: «Позиция российского бизнеса».
https://mag.auto.ru/article/kakim-poluchilsya-rossiyskiy-brend-evolute/
https://www.kommersant.ru/doc/5679657?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
https://www.kommersant.ru/doc/5679657?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop