Найти тему
Ген Креативности

«Качели» Фрагонара: картина не такая невинная, как кажется. Рассказываю пикантные подробности

Оглавление

Картина «Качели» Жана-Оноре Фрагонара была настолько откровенной, что многие художники в то время не взялись бы за нее ни за какие деньги в мире.

Тем не менее она стала выдающимся произведением искусства, изменившим траекторию карьеры Фрагонара, и его величайшим шедевром в стиле рококо.

В конце статьи вы узнаете, как называлась эта картина на самом деле. Так что читайте до конца :)

Все не то, чем кажется

Я обожаю эту картину с точки зрения цвета. Мужчины в синей одежде сливаются с естественной зеленой листвой, а удивительный контраст розового цвета сосредотачивает внимание на качающейся женщине.

Но сколько всего может быть скрыто в одной картине. Фрагонар действительно знает, как увлечь зрителя своим игривым стилем.

Посмотрите, кто это так смотрит на женщину, практически с пеной у рта? И почему он в кустах? Погодите-ка… Я думаю, это вовсе не прекрасная история любви, как могло показаться изначально...

Жан-Оноре Фрагонар, «Качели», 1767 г.. Источник: wikipedia.org
Жан-Оноре Фрагонар, «Качели», 1767 г.. Источник: wikipedia.org

Не первый претендент

Художника, к которому первоначально обратились с просьбой написать эту картину, звали Габриэль Франсуа Дойл. И хотя личность человека, заказавшего ее, неизвестна точно, мы знаем, основываясь на записях того времени, что это был неназванный придворный джентльмен.

Когда Дойлу предложили создать это произведение, он сразу же отказался, потому что не мог рисковать разрушить свою репутацию респектабельного художника религиозной истории.

Он порекомендовал Фрагонара, который в то время в основном писал картины для королевской семьи, а не для богатых людей. Тем не менее тот с радостью согласился, даже несмотря на то, что он не был первым претендентом.

Но что может быть такого рискованного в картине, которая кажется столь невинной и игривой?

На что смотрит мужчина в кустах?

Из моря сине-зеленой растительности появляется женщина, сидящая на качелях. Она в центре композиции в ярко-розовом платье и красивый свет падает на нее словно с небес. Контраст и цвет между женщиной и фоном оживляют ее еще больше. Она едва держится за канаты, скользя по воздуху.

Мадам высоко поднимает левую ножку, игриво подбрасывая туфельку в воздух. Ее вторая туфля, кажется, вот-вот упадет, но ей все равно. У нее есть кто-то, кто сможет ее поднять. Внизу под ней в кустах лежит мужчина с вытянутой рукой. Он смотрит на нее с восторгом, но на что именно он смотрит?

Он видит ее нижнюю юбку, ее лодыжку — это уже очень эротичный жест в то время.

Но дело даже не в этом… А вот если разобраться в истории одежды, то мы поймем, что в те времена дамы не носили нижнего белья.

Поэтому юноша, заглядывающей ей под юбку, имеет непосредственный зрительный доступ к ее самой пикантной зоне.

Невероятно возмутительно и непристойно!

И вот в чем загвоздка — человек, заказавший картину (а это мужчина в кустах), — это любовник женщины, а не ее муж.

Ее муж — пожилой мужчина, толкающий качели. Возможно, во всяком случае, ведь это искусство, поэтому всегда есть элемент неопределенности. Он смотрит на свою жену с нежностью, благоговейно, не подозревая о молодом мужчине, прячущемся неподалеку от него.

Оригинальная задумка заказчика

Когда безымянный придворный джентльмен заказал эту картину, у него было очень конкретное видение и его пожелания были следующими:

«Я бы хотел, чтобы вы изобразили мадам на качелях, которую толкает епископ. Вы поставите меня так, чтобы я был в пределах досягаемости, чтобы видеть ноги этого прекрасного ребенка. Еще лучше, если вы захотите как-то еще оживить картину...».

Кажется, художник не просто приукрасил картину, а позволил себе даже некоторые художественные вольности (возможно, даже решил немного поиздеваться), заменив епископа на обманутого мужа...

И, честно говоря, это гениально, потому как движение качелей — это движение вперед-назад подобно тому, как женщина ходит вперед-назад между своим любовником и мужем, — своего рода любовный треугольник.

О чем говорят символы на картине?

Безо всякого беспокойства женщина бросает свою маленькую туфельку в сторону статуи «Грозящий Амур», прижимающего палец к губам, давая нам понять, что все, что происходит в мистическом саду, остается в мистическом саду.

Жан-Оноре Фрагонар, фрагмент картины «Качели», 1767 г.. Источник: wikipedia.org
Жан-Оноре Фрагонар, фрагмент картины «Качели», 1767 г.. Источник: wikipedia.org

Еще одна пухлая статуя с младенцами находится в правой части картины. У этих младенцев немного шокированное и даже пристыженное выражение лица.

Жан-Оноре Фрагонар, фрагмент картины «Качели», 1767 г.. Источник: wikipedia.org
Жан-Оноре Фрагонар, фрагмент картины «Качели», 1767 г.. Источник: wikipedia.org

Пушистая белая собака на правой стороне картины, кажется, лает на женщину. Собаки часто считались символами верности, и эта собака выглядит не очень довольной. Тот факт, что собака громко лает, как будто пытается оповестить мир о том, что происходит на самом деле, резко контрастирует с молчаливым, хранящим тайну купидоном.

Жан-Оноре Фрагонар, фрагмент картины «Качели», 1767 г.. Источник: wikipedia.org
Жан-Оноре Фрагонар, фрагмент картины «Качели», 1767 г.. Источник: wikipedia.org
Это создает взаимодействие между левой и правой сторонами картины. Левая сторона, кажется, поощряет безрассудность, в то время как правая сторона выступает за верность и сдержанность.

Для чего писать такую картину?

В то время частные заказы, подобные этому, предназначались для показа в интимных комнатах в домах богатых людей; именно там они и должны были оставаться спрятанными. Здесь меценат и его друзья могли наслаждаться искусством, которое изображало отклонение от социальных норм ради собственного удовольствия.

Эта картина, как волк в овечьей шкуре. На первый взгляд она выглядит такой причудливой и невинной, но если копнуть чуть глубже, все оказывается не совсем так, как кажется.

К тому же, она хорошо отображает то, что происходило во французском обществе в те времена. Детские шалости, конечно, если сравнить с нашими временами.

Фрагонар всегда считался (даже по его собственному мнению) развратным художником. А оригинальное название этой картины — "Les Hasards heureux de l'escarpolette", что означает — «Сладостные опасности качелей». Теперь вполне понятно почему.

Надеюсь, вам понравилась статья! Поделитесь в комментариях своими мнением, интересно ли вам читать подобные разборы картин?