Для тех, кто не в курсе – Эл Янкович реально существующий пародист и стилизатор; и это как бы официальный музыкальный байопик в его честь – но решённый так, как его мог бы себе намечтать сам Янкович. Пародийное выступление с дополнением уже существующего произведения, основанное на жизни того, кто прославился пародийными выступлениями и дополнениями уже существующих выступлений.
Уже на уровне концепта это звучит как минимум любопытно, но и воплощено так, что местами от экрана можно прикуривать – настолько энергично, изобретательно, чувственно и, чего уж там, смешно (во многом – нельзя этого не признавать – благодаря страстному выступлению Рэдклиффа) пропет этот длинный издевательский куплет.
Причём фильм начисто лишён отрицательной энергии – это не сатира на музыкальную индустрию (плюс на этой территории режиссёр явно не потянул бы богатую конкуренцию), а, скорее, ласковый шарж, тёплая карикатура на массовую культуру.
Имеется россыпь примечательных портретов в диапазоне от Элтона Джона и Энди Уорхола до Кулио и известного в узких кругах актёра Divine, Ивэн Рэйчел Вуд играет похотливую фам-фаталь-вариацию Мадонны, очень выразительный выход у Джека Блэка, главный антагонист в сюжете – не кто иной, как сам Пабло Эскобар.
Однако сквозь все эти заигрывания и выворачивания клише пробивается гимн инаковости, осознание того, что мир примет тебя, только если ты не побоишься быть ещё более странным, наглым, эксцентричным и самоуверенным, чем окружающие; настоящее творчество зачастую рождается из комплексов, запретов и неуверенности в собственном отражении – и если ты не можешь его принять, то попробуй хотя бы спародировать.
Не все знают, что хорошая пародия не только высмеивает чужое искусство, но зачастую подчёркивает его достоинства – и у Странного Эла Янковича это получилось по обе стороны экрана; достижение, которым могут похвастаться немногие.