Вы любите кино? Я да. Один из моих любимых жанров - психологический триллер.
Разумеется, в каждом уважающем себя триллере присутствует психопат. Куда же без него? Без него кинА бы не было. Собственно, часто он и есть сюжетообразующий персонаж.
За историю кинематографа попыток воплотить психичекое расстройство в экранном образе предпринималось множество. В рамках поста я расскажу лишь о четырех героях - двух мужских и двух женских - кому удалось это лучше и хуже всего.
На мой взгляд, лучше всех экранного психопата сыграл Хавьер Бардем в фильме “Старикам тут не место” (2007). Его персонаж - наемный убийца Антон Чигур.
Ребята, Антон - пример классического первичного психопата (когда психопатия имеет генетическую основу). Лишенный напрочь эмпатии (а как мы помним, отсутствие эмпатии - отличительная черта этого психотипа личности), он с одинаковым равнодушием стреляет и в замОк, и в голову. Абсолютно хладнокровен, “Чигур” и “эмоции” - слова-антонимы.
Вы сейчас удивитесь, но самым неубедительным психопатом мне кажется Ганнибал Лектер в исполнении Энтони Хопкинса, “Молчание ягнят” (1991). Изысканные манеры, специфические вкусы, вкрадчивость общения, мощный интеллект - все это в совокупности делает образ приторно-надуманным, нетипичным, нереалистичным. Да, психопаты умны, манерны, манипулятивны, но гиперболизация этих черт в фильме делает образ Ганнибала недостоверны, по моему мнению. Психопатия вторична, как это следует из приквела.
Переходим к женщинам. Представительницы прекрастного пола тоже могут быть вполне себе безумны. Самой убедительной экранной помешанной мне показалась Эми Эллиотт‑Данн, “Исчезнувшая” (2014). Супер-Эми умна, терпелива, расчетлива. Прекрасный стратег, манипулятор и планировщик (вспомним ее календарь на стене, где Эми распланировала вереницу событий, последующих за ее исчезновением). Оскар в студию за инсценировки убийства и насилия. По сюжету, психопатия “заработана” в детстве стараниями родителей (нам улыбается и машет старина Фрейд).
И снова покушение на классику жанра. В номинации “Самая неубедительная женщина-психопат” награда уходит... к Кэтрин Трэмелл, “Основной инстинкт” (1992). Как и в случае в Лектером, психопатические черты слишком вычурны, нетипично выпячены. Отдельные эпизоды прекрасны (вспомним хоть то же знаменитое перекидывание ноги на ногу в полицейском участке, девиантное поведение в ночном клубе), но в целом образ на реалистичность не претендует.
Еще хотела бы упомянуть понравившихся Леона в одноименном фильме (1994), Рендела Патрика Макмерфи “Пролетая над гнездом кукушки” (1975), Эйлин Уорнос “Монстр” (2003).
А какие фильмы и персонажи нравятся вам? Пишите в комментариях.