Найти в Дзене
Познавшая Дзен

Экранный психопат. Лучшие и худшие образы.

Вы любите кино? Я да. Один из моих любимых жанров - психологический триллер. ​

Разумеется, в каждом уважающем себя триллере присутствует психопат. Куда же без него? Без него кинА бы не было. Собственно, часто он и есть сюжетообразующий персонаж. ​

За историю кинематографа попыток воплотить психичекое расстройство в экранном образе предпринималось множество. В рамках поста я расскажу лишь о четырех героях - двух мужских и двух женских - кому удалось это лучше и хуже всего. ​​

Кадр из фильма "Старикам тут не место". Фото из открытого источника.
Кадр из фильма "Старикам тут не место". Фото из открытого источника.

На мой взгляд, лучше всех экранного психопата сыграл Хавьер Бардем в фильме “Старикам тут не место” (2007). Его персонаж - наемный убийца Антон Чигур.

Ребята, Антон - пример классического первичного психопата (когда психопатия имеет генетическую основу). Лишенный напрочь эмпатии (а как мы помним, отсутствие эмпатии - отличительная черта этого психотипа личности), он с одинаковым равнодушием стреляет и в замОк, и в голову. Абсолютно хладнокровен, “Чигур” и “эмоции” - слова-антонимы.​

Вы сейчас удивитесь, но самым неубедительным психопатом мне кажется Ганнибал Лектер в исполнении Энтони Хопкинса, “Молчание ягнят” (1991). Изысканные манеры, специфические вкусы, вкрадчивость общения, мощный интеллект - все это в совокупности делает образ приторно-надуманным, нетипичным, нереалистичным. Да, психопаты умны, манерны, манипулятивны, но гиперболизация этих черт в фильме делает образ Ганнибала недостоверны, по моему мнению. Психопатия вторична, как это следует из приквела.​

Переходим к женщинам. Представительницы прекрастного пола тоже могут быть вполне себе безумны. Самой убедительной экранной помешанной мне показалась Эми Эллиотт‑Данн, “Исчезнувшая” (2014). Супер-Эми умна, терпелива, расчетлива. Прекрасный стратег, манипулятор и планировщик (вспомним ее календарь на стене, где Эми распланировала вереницу событий, последующих за ее исчезновением). Оскар в студию за инсценировки убийства и насилия. По сюжету, психопатия “заработана” в детстве стараниями родителей (нам улыбается и машет старина Фрейд). ​

И снова покушение на классику жанра. В номинации “Самая неубедительная женщина-психопат” награда уходит... к Кэтрин Трэмелл, “Основной инстинкт” (1992). Как и в случае в Лектером, психопатические черты слишком вычурны, нетипично выпячены. Отдельные эпизоды прекрасны (вспомним хоть то же знаменитое перекидывание ноги на ногу в полицейском участке, девиантное поведение в ночном клубе), но в целом образ на реалистичность не претендует.

Еще хотела бы упомянуть понравившихся Леона в одноименном фильме (1994), Рендела Патрика Макмерфи “Пролетая над гнездом кукушки” (1975), Эйлин Уорнос “Монстр” (2003).​

А какие фильмы и персонажи нравятся вам? Пишите в комментариях.​