Продолжаю серию обзоров на пятый сезон сериала "Короны". Я уже высказал свое мнение о сезоне в целом и об образе самой королевы в нем, в этот раз хотелось бы поговорить об остальной "королевской рати".
Итак, королевская семья, по словам принца Филипа, герцога Эдинбургского - это "фирма", а сама Королева - её босс. Принц Филипп, при этом, один из главных активов "фирмы". В первых двух сезонах роль Филиппа блестяще исполнил Мэтт Смит. Внешнее сходство, отличная игра и хороший сценарий сделали свое дело - принц Филипп стал одним из центровых и самых успешных героев сериала. В третьем и четвертом сезонах эстафету весьма успешно подхватил Тобиас Мензис.
Филипп - это верный спутник Королевы, ее опора и поддержка, и глава семьи. Он - ключевой игрок, определяющий на протяжении правления Королевы облик британской королевской семьи, очень яркий, харизматичный, многогранный человек, настоящая глыба. Королеву Елизавету невозможно представить без него. Это будет неполноценный образ.
Но в пятом сезоне Филиппа постигла участь его супруги. Он есть на экране, но его нет в сериале. Мы видим историю с Пенелопой Нэтчбулл, хотя ценность данного эпизода весьма сомнительна, ибо в данной истории не сказано ровным счётом ничего (нет завязки, интересного повествования и развязки, логичного конца). Какой вывод мы должны сделать? Как эта история повлияла на Королеву, на жизнь семьи, как это вообще соотносится с общей канвой повествования? Возникает ощущение, что нужно было что-то сказать о герцоге Эдинбургском и создатели сериала сказали. Зачем? Сами, по всей видимости, не совсем поняли. А между тем, принц Филипп играл ключевую роль в ходе описываемых событий. И его значение как человека, стоящего на страже семьи и "фирмы" было определяющим.
К сожалению, принц Филипп в исполнении Джонатана Прайса - главный пшик сезона. Это просто добрый дедушка, катающийся на повозке по Виндзорскому парку, прекрасно слышащий работу котла на королевской яхте, изучающий основы генетики и родословную русских царей. Смотря на всё это хочется крикнуть во все горло вместе с почившим Станиславским: "не верю"! Не верю я тому, что Его Воробейшество переживает за своих русских родственников (первые четыре сезона эта тема его никак не трогала, а тут вдруг такое горе).
Не верю я тому, как он в одном эпизоде переживает за Королеву, а в другом спустя почти пятьдесят лет совместной жизни обвиняет ее в отсутствии любознательности (осознал таки), а потом любуется тем как жена играет с собачками (теперь-то все в порядке, с Нэтчбулл вместе погуляла, вот он секрет крепкого брака - собачки и Нэтчбулл). И вообще я не понимаю, что делает в этом сезоне принц Филипп, прошу прощения Его Воробейшество, и что перед этим выпил Питер Морган?
Однако нет пределов совершенству, пятый сезон подарил нам ещё и королеву-мать! Если честно, мне очень обидно за то, что ее определили в помощники ширмы ещё с третьего сезона, но в пятом, похоже, наделили признаками деменции. Королева-мать играла важнейшую роль в истории семьи, в том числе в личной жизни Чарльза. Она приложила свою руку через свою подругу, а по совместительству и бабушку Дианы Спенсер баронессу Фицрой к "свадьбе века". Она же была главной защитницей своего любимого внука и впоследствии противницей Дианы (не как человека, а как принцессы, наносящей урон короне). Эти отношения тем более интересно было бы показать на фоне скандалов девяностых, четко обозначив контраст, пропасть между королевской семьёй и Дианой. Но худая, почти иссохшая (а королева-мать никогда этим не отличалась) старушка, даже отдаленно не напоминающая свою героиню, просто смотрит сериалы по телевизору (королева-мать это безусловно любила, но можно было и ещё что-нибудь о ней сказать).
Ну и принцесса Маргарет. Если считать, что имеет место быть коллективная и последовательная работа, то в пятом сезоне принцесса не оправдывает ожиданий. Есть потуги, нет результата. Хотя здесь вопрос не столько к актрисе, сколько к создателям сериала. После образов созданных блистательными Ванессой Кирби и Хелен Бонем Картер, игра Лэсли Мэнвилл меркнет, а сюжетная линия младшей сестры Королевы совершает крутое пике в духе обычной мыльной оперы.
Хотелось бы ещё сказать о Чарльзе, Диане и Камилле. Но эта печальная во всех смыслах история стоит особого внимания.
Начало моего обзора здесь: