Найти тему
AMMIAC. МЕДИА

Politico: Huawei отказывается от Европы

Фото: Politico
Фото: Politico

Китайский телекоммуникационный гигант сокращает свои европейские операции и ставит под сомнение свои амбиции на глобальное лидерство. Причины этого мало связаны с коммерческим потенциалом компании - Huawei по-прежнему может предложить передовые технологии по более низким ценам, чем его конкуренты, - и имеют отношение к политике, согласно интервью с более чем 20 нынешними и бывшими сотрудниками и стратегическими советниками компании.

Под давлением Соединенных Штатов Huawei возвращается на китайский рынок, сосредоточив свое оставшееся европейское внимание на тех немногих странах - Германии и Испании, а также Венгрии - которые все еще готовы принять у себя компанию, широко рассматриваемую на Западе как угрозу безопасности.

Затруднительное положение Huawei было подытожено основателем компании Реном Чжэнфэем в его речи перед руководителями в штаб-квартире компании в Шэньчжэне в июле. Он изложил тройку проблем, с которыми компания столкнулась за последние три года: враждебность Вашингтона, сбои в работе из-за пандемии коронавируса и конфликт на Украине, которое нарушило глобальные цепочки поставок и усилило опасения Европы по поводу чрезмерной зависимости от таких стран, как Китай.

"Условия, с которыми мы столкнулись в 2019 году, отличаются от тех, с которыми мы сталкиваемся сегодня", - сказал Рен в своей речи, которая не была обнародована, но с которой ознакомилось издание POLITICO. "Не стоит полагать, что нас ждет светлое будущее".

"Раньше у нас был идеал глобализации, стремящейся служить всему человечеству", - добавил он. "Каков наш идеал сегодня? Выживание!"

Момент смерти глобалистской Huawei

Офис Huawei в Брюсселе, который когда-то был ключевым центром компании для лоббирования против европейских ограничений на оборудование, был полностью переведен в европейское управление, штаб-квартира которого теперь находится в Дюссельдорфе.

В Лондоне, в Париже, Варшаве начали увольняться сотрудники. Представители компании Huawei назвали эти увольнения обычной текучкой кадров. Но другие сотрудники компании в частном порядке признали, что увольнения отражают радикальные перемены, начавшиеся в сентябре 2021 года.

Именно тогда Мэн Ваньчжоу - финансовый директор Huawei и дочь Рена - вернулась в штаб-квартиру компании в Шэньчжэне после того, как провела почти три года в Канаде, где ей грозила экстрадиция в США по обвинению в сговоре с целью совершения банковского мошенничества.

"Момент, когда Мэн сошла с самолета, стал моментом смерти глобалистской Huawei", - сказал один из чиновников.

Как дочь основателя компании - и предполагаемая наследница ее руководства - Мэн играла ключевую роль в юридической и пиар-борьбе между Huawei и Вашингтоном.

В настоящее время Huawei делит континент на два рынка: Западная Европа, управление которой осуществляется из Дюссельдорфа, и Восточная Европа и Северные страны, где высшее руководство базируется в Варшаве.

По словам Рена, компания также сокращает штат в других местах. "Мы откажемся от рынков в некоторых странах", - сказал основатель компании в своем выступлении этим летом. Например, мы откажемся от рынков в странах "Пяти глаз" и Индии".

Под "пятью глазами" подразумевается соглашение об обмене разведданными между США, Великобританией, Канадой, Австралией и Новой Зеландией. Все пять стран запретили или находятся в процессе запрета на использование Huawei и других китайских компаний в своей критической инфраструктуре по соображениям безопасности.

Вместо этого Huawei концентрируется на своем внутреннем рынке, на который приходится большая часть глобального рынка 5G и где шведская Ericsson и финская Nokia борются за сохранение доли рынка.

Эффект Трампа

Стратегическое отступление Huawei является удивительным для компании, которая до недавнего времени вливала миллионы евро в лоббистов и PR-кампании, пытаясь расширить и сохранить свои позиции в Европе.

Фото: Politico
Фото: Politico

Компания стала известна своими щедрыми подарочными наборами, в которые часто входил телефон Huawei, и пышными вечеринками в гламурных местах с шикарными буфетами и танцевальными представлениями - как, например, на приеме по случаю китайского нового года в концертном зале Noble в Брюсселе.

Пышные вечеринки впоследствии стали частью усиленного ответа на политический ветер со стороны Вашингтона в связи с опасениями, что построенная в Китае телекоммуникационная инфраструктура представляет серьезный риск для безопасности и шпионажа.

Эти ветры начали дуть при администрации президента США Барака Обамы, но достигли ураганной силы после избрания Дональда Трампа. К 2019 году компания оказалась под американскими санкциями, а дочь Рена Мэн в Канаде ожидала результатов запроса США об экстрадиции.

Кит Крач, бывший заместитель госсекретаря в администрации Трампа, вспоминал, как Вашингтон "нажимал на кнопку паники".

Он вспоминает, как спрашивал европейских министров об их отношениях с Китаем. "И они отвечали: "Ну, они важный торговый партнер" и все такое. А потом они смотрели на обе стороны комнаты, в комнате никого нет, и шептали мне: "Но мы им не доверяем"".

Чтобы справиться с геополитическим штормом, фирма предложила шестизначные зарплаты ведущим операторам по всему западному миру. Она собрала высококлассную команду из бывших западных журналистов и политиков, имеющих прямые связи с такими властными структурами, как Елисейский дворец и Вестминстер, как стало известно POLITICO от нескольких человек, получивших такие предложения.

Поначалу казалось, что этот гамбит сработал.

Послание Huawei - о том, что США сами представляют риск шпионажа и что агрессия Вашингтона обусловлена экономическими интересами - получило распространение, особенно в таких местах, как Германия.

К началу 2020 года Huawei, казалось, уже не боялась призывов США к полному запрету. 28 января тогдашний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон дал компании зеленый свет на строительство части инфраструктуры 5G в стране. Всего день спустя Европейский союз представил план по отказу от чрезмерной зависимости от китайских поставщиков, но оставил открытой дверь для Huawei, чтобы лоббировать национальные правительства для сохранения доступа на рынок для своих технологий.

Затем наступила пандемия. Поскольку коронавирус, распространившийся из Уханя, унес жизни тысяч людей, Трамп в мае 2020 года усилил свою антикитайскую кампанию, введя новые санкции против компании Huawei, которые практически прекратили поставки полупроводников.

В июле Джонсон из Великобритании полностью изменил курс и объявил, что все оборудование Huawei должно быть удалено из британских сетей 5G, хотя, по оценкам правительства, этот шаг приведет к задержке внедрения технологии и добавит полмиллиарда фунтов расходов.

В течение 2020 и 2021 годов правительства европейских стран, включая Францию, Швецию, Румынию, страны Балтии, Бельгию и Данию, либо запретили использование оборудования Huawei в ключевых частях сетей 5G, либо обязали своих операторов отказаться от этого оборудования в среднесрочной перспективе.

Бизнес Huawei по производству смартфонов, который когда-то был на пути к тому, чтобы бросить вызов Apple и Samsung в Европе, тем временем был разрушен санкциями США, которые отрезали его устройства от Android, операционной системы, принадлежащей Google.

Эти неудачи были болезненными, но они еще не считались фатальными. Проигрыш Трампа на выборах и ослабление пандемии в Европе, казалось, открывали возможность для контрнаступления.

В начале 2021 года брюссельские лоббисты Huawei все еще были полны оптимизма в отношении того, что жажда дешевой и быстрой установки 5G в Европе одержит верх над соображениями безопасности. У них даже были запланированы встречи в Европейском парламенте, чтобы привести свои аргументы.

Эти встречи были отменены 24 февраля, в день, когда начался военный конфликт на Украине. Для многих в Европе расчет рисков и выгод в отношении Huawei изменился в одночасье.

"Самое большое изменение, которое я видел, произошло от осознания того, что мы зависим от российского газа - особенно в Германии", - сказал Джон Странд, аналитик в области телекоммуникаций, который отслеживал влияние Huawei на европейский рынок в течение последних лет. "Возникает вопрос: Что хуже - зависеть от российского газа или от китайской телекоммуникационной инфраструктуры?".

При президенте Джо Байдене давление на Huawei только усилилось, и теперь предупреждения Вашингтона исходят от более сочувствующего посланника. В октябре Европейская комиссия выпустила новое предупреждение против использования технологии Huawei для поддержки сетей 5G, а правительство Великобритании подтвердило свое требование убрать оборудование Huawei из британской телекоммуникационной инфраструктуры.

По словам отраслевых аналитиков, фирма по-прежнему имеет солидную долю на некоторых крупных национальных рынках, среди которых Германия и Испания.

Исследование Strand Consult за 2020 год - до сих пор самый полный публичный обзор присутствия Huawei в Европе - показало, насколько глубоко китайская компания укоренилась на европейских рынках: В 15 из 31 страны, исследованных Strand, более половины всего оборудования для сетей радиодоступа 4G (RAN) поставлялось китайскими поставщиками.

Однако на многих из этих рынков власти ввели меры, вынуждающие операторов в ближайшие годы отказаться или, по крайней мере, значительно ограничить использование "поставщиков высокого риска", под которыми обычно понимаются связанные с государством Huawei и китайская военная телекоммуникационная компания ZTE.

Эти меры начинают действовать.

В начале гонки за внедрение 5G компания Huawei опередила своих конкурентов в Европе. Однако в начале прошлого года - как раз в тот момент, когда европейские чиновники меняли направление в вопросе безопасности 5G - шведская компания Ericsson обогнала Huawei по доле рынка новых европейских продаж сетей радиодоступа, согласно собственным данным, собранным бутиковой исследовательской компанией Dell'Oro, которыми поделился с POLITICO один из представителей отрасли. Сети радиодоступа составляют самую большую часть сетевых инвестиций и включают в себя базовые станции и антенны.

По последним данным, за второй квартал 2022 года, доля Ericsson составила 41 процент, Huawei - 28 процентов, а финской Nokia - 27 процентов. Сюда входят новые продажи базовых станций и антенн для сетей 3G, 4G и 5G, часть из которых является частью действующих контрактов с операторами.

Отраслевые аналитики говорят, что шаг Huawei по консолидации и отказу от ключевых ролей в сфере связей с общественностью может навредить компании в тех странах, где она все еще имеет свою долю в игре: В первую очередь, это Германия, Италия и Испания. На этих крупных европейских рынках правительства не спешат вводить меры в отношении "поставщиков с высоким риском" - и особенно медленно и мягко обеспечивают их соблюдение.

Крупнейшие европейские операторы, такие как Deutsche Telekom и Vodafone, также имеют действующие контракты с Huawei, что означает, что китайская компания, по крайней мере, все еще обеспечивает техническое обслуживание и поддержание сетей в рабочем состоянии - и потенциально все еще поддерживает часть развертывания 5G.

Но в Германии, по крайней мере, новое правительство Олафа Шольца заняло более критическую позицию в отношении китайских технологий. В этом месяце министр экономики Роберт Хабек, придерживающийся ястребиного подхода к Китаю, официально запретил китайским инвесторам покупать немецкий завод по производству чипов из-за потенциальных угроз безопасности.

Huawei, конечно, не полностью отказалась от Европы.

Тем, кто этим летом в Брюсселе все еще уделял компании время, был вручен увесистый подарочный пакет. В дополнение к глянцевым твердым обложкам от PR-операции компании - с такими названиями, как "Выбрать более умное будущее: Вклад в следующую цифровую политику Европы" и "Десять лет соединения Европы" - в сумке лежали мемуары Фредерика Пьеруччи. Бывший руководитель французского производителя инфраструктуры Alstom, Пьеруччи был арестован ФБР по обвинению во взяточничестве в 2013 году - как раз в тот момент, когда американский конгломерат General Electric вел переговоры о приобретении ядерных операций Alstom.

В книге под названием "Американская ловушка" утверждается, что ее автор был заложником тайной экономической войны Вашингтона против своих союзников. "Одна за другой некоторые из крупнейших мировых компаний активно дестабилизируются в интересах США в актах экономического саботажа, которые, похоже, являются началом грядущих событий...", - говорится в резюме издательства.

Это повествование имеет глубокую привлекательность внутри компании и создает естественное взаимопонимание с правительствами других стран, которые считают себя способными противостоять либеральным сверхдержавам. В то время как Huawei ищет друзей на континенте, Венгрия, которая все больше расходится с остальными странами ЕС в вопросах взаимодействия с Китаем и Россией, остается активным союзником, и компания склоняется к этим отношениям.