Что нужно сделать, чтобы в России стереоскопическое кино победило унылое и фейковое американское 3D?
«Стерео не должно быть просто маркетинговой фишкой. Его задача расширять выразительные возможности кинематографа. Вообще стерео несёт две функции: дополнительные художественные качества и дополнительную информацию. Есть такие стереокадры, которые смотришь одним глазом, и ничего особенного, а двумя глазами — и понимаешь, в чём суть!»
С.Н. Рожков, заведующий лабораторией стереокинематографа НИКФИ (г. Москва).
Не скрою, вновь писать о российских технологиях объёмного кино (стереокино) меня побуждает если хотите - ярость, злость и недоумение в адрес чиновников Министерства культуры РФ, а также в адрес некоторых моих «коллег» по кино-цеху, которые десятилетиями в упор не хотят видеть передовые технологии российской кино-науки, которые на практике доказали свою супер-эффективность и супер-зрелищность кинопродукта, гарантирующие восторг и любовь российского зрителя. Почему не хотят? Почему не поддерживают и не развивают отечественные технологии стереокино? Как? Это от незнания, чванства, от «болезни звёздности» или это что-то иное?
Ну как такое возможно? В России есть супер-продвинутая действующая технология съёмки стереокино, есть колоссальный научно-практический опыт, уникальная школа стереоскопии в кино, базирующиеся на коммерчески оправданном позитивном опыте советского периода, который доказал, что отечественное стереокино, созданное по отечественным же технологиям и уникальной школе стереоскопии было и может быть сегодня супер-востребовано зрителем! И это в ситуации, когда фейковое 3D-кино американского производства наконец сдохло (иной термин трудно подобрать), полностью ушло с экранов, дискредитировав себя из-за негативного результата, но расчистив дорогу отечественному кинопродукту в стерео-формате, вот так сидеть и бездействовать?
Десятки моих статей, статей моих коллег из НИКФИ (Москва) о том, что нужно действовать и у нас всё для этого есть, нет только «команды» от кино-начальства и «кино-мэтров», всё это имеет ровным счётом нулевой результат! Как так?
Господа чиновники и кинематографисты, от которых зависит принятие решения, вам предлагают беспроигрышный вариант поднятия уровня нашего кино до высот, о которых в мире и мечтать никто не может, причём не только в плане технологий, а и в коммерческом плане, куда вы смотрите, чем думаете? На кого работаете?
Что это, если не откровенный саботаж всего того, что связано со словосочетанием «российские технологии объёмного кино», я иначе назвать ситуацию уже просто не могу!
Вот сейчас принято решение возродить отечественное детское кино. Ну так, господа, принимающие это решение, вы понимаете, что именно стереоскопия – это же просто находка для такого вида и жанра кино? Это же такой праздник искусства кино нового уровня и свойства детям можно создать и их родителям тоже! Но вы в упор не видите ничего и ничего не хотите слышать о российских технологиях объёмного кино, которые ещё в 1991 году теми же американцами (когда те были ещё в адеквате) – киноакадемией ОСКАР были признаны как лучшие в мире технологии объёмного кино и голографии! Там признаны – здесь игнорируются. И до последнего времени все отечественные 3D-фильмы снимались исключительно по американским фейковым технологиям объёмного кино. Результат всем известен – отвращение зрителя от такого кино! Почему так произошло, сказано уже не раз.
Но главное – отечественные технологии объёмного кино это совершенно иной, качественно иной художественный и технический результат, который дарит радость зрителю от поистине нового вида кино. Так дайте дорогу отечественным технологиям, специалистам ими владеющими, которые могут разработать камеры, обучить кинооператоров и режиссёров новым возможностям, которые открывает стереокино как искусство. Ничего этого нет и не происходит вообще никак. ВГИК вообще отменил курс стереоскопии в кино на операторском факультете, который был написан отечественными специалистами, ну как так?
Итак, конструктивные предложения:
Условия, необходимые для создания новой отрасли «стереоскопическое кинопроизводство в России»
1. Выбор техники и технологии производства 3D кино. Двухкамерная (американская) технология съёмки 3D при помощи зеркальных ригов, равно как и последующая конвертация в 3D-stereo из обычного фильма – должны быть категорически ИСКЛЮЧЕНЫ. Должна использоваться моноблочная цифровая профессиональная 3D камера, базирующаяся на нашей отечественной Оскароносной технологии "СТЕРЕО-70". Для этого необходимо проинвестировать построение новой отечественной цифровой стереокамеры, используя уже готовые наработки НИКФИ (Москва). Новая профессиональная отечественная цифровая стерео-камера позволит дать быстрый и качественно иной результат, нежели американская технология, вплоть до возможности показывать такие стереофильмы по технологии IMAX 3D (к слову – во многом позаимствованная у советских специалистов). Всё для этого есть, вопрос только за финансами и принятием решения.
2. На стадии выбора жанра фильма, его сценария в обязательном порядке необходимо учитывать новые изобразительно-выразительные возможности, которых нет у обычного кино. История, жанр, сюжет, сценарий - как литературный, так и режиссёрский пишутся с учётом возможностей и пластики стереокино (т.е. 3D кино). Акцент делается при этом на том, КАК мы будем это снимать, а не ЧТО снимать под 3D. Необходимо учиться, переобучаться этим новым средствам, всё необходимое для этого давно готово.
3. Никаких "стереографов" на киноплощадке! Без них западное кинопроизводство 3D кино себя не представляет, но на съёмочной площадке российских 3D фильмов их быть не должно! Кинооператор, не владеющий основами стереосъёмки, проходит 2-х недельное обучение у специалистов НИКФИ (Москва), для приобретения необходимых навыков и знаний для съёмки 3D кино по лучшей в мире технологии СТЕРЕО-70. Благо такие специалисты у нас ещё пока имеются, в том числе и те, кто этот ОСКАР непосредственно получал. И затем самостоятельно работает с пространством и мизансценированием в кадре, на стадии режиссёрского сценария прорабатывает с режиссёром все детали раскадровок и пространственно-объёмных решений. Это на порядок повышает уровень ответственности, манёвра и творческой заинтересованности кинооператора-постановщика 3D фильма. Лишние люди у камеры, что-то указующие кинооператору – это заведомый ущерб картине, что и происходит в западном кинопроизводстве ввиду устаревшей и несовершенной 2-х камерной технологии съёмки 3D кино.
4. Формат (соотношение сторон кадра) будущего 3D кинофильма. Это очень важный момент, несоблюдение которого может перечеркнуть все усилия авторов и продюсеров, грамотно реализованных до этого момента. Соотношение сторон кадра должно быть выбрано как 16х9, т,е. FLAT. Ведь наш будущий кинофильм скорее всего будет показан в IMAX 3D, а также по телевидению. Если выбирать соотношение 2,35х1, как основное - для показа в кинотеатрах, т.е. широкий экран SCOPE, то нужно будет забыть про то, что вы сможете донести до зрителя все свои изобразительные идеи без потерь, ибо в этом случае на 100% разрушается всё вами задуманное и созданное. Если наш кинофильм будет показан в IMAX 3D, то желательно при съёмке делать ОТДЕЛЬНЫЕ ДУБЛИ каждой мизансцены с учётом специфики и особенностей гигантского экрана IMAX, а следовательно - иной изобразительной пластики этого зрелища. Сейчас американцы не заморачиваются и снимают единственную версию 3D фильма, с учётом композиции между форматом кадра 2,35х1 и 16х9. Это изобразительная и техническая катастрофа, ошибка и тотальный вред объёмному кино! Ведь большинство кинозрителей видит версию кинофильма формата 2,35х1, т.е. в УРЕЗАННОМ по высоте кадра виде. Попытки универсализации, экономии времени и средств при съёмке в таком случае приводят к УНИЧТОЖЕНИЮ всех выразительных средств объёмного кино на корню!
5. Американские специалисты, стереографы, американские двухкамерные 3D камеры-риги должны быть ИСКЛЮЧЕНЫ как неполноценные, устаревшие морально и вредящие развитию объёмному кинематографу технологии съёмки и производства 3D кино в России. Американские компании НЕ ДОЛЖНЫ контролировать съёмочный и творческий процесс отечественных 3D кинофильмов, как было все эти 32 года.
6. У России сегодня в сфере объёмного кино (3D-кино и голографического кино) есть уникальное конкурентное преимущество сразу на "старте" - у нас есть бесценный позитивный опыт советского периода, благодаря которому мы с минимальными усилиями можем сразу качественно оторваться в производстве кино в формате 3D-stereo и стать лидерами этого направления. Ведь в СССР, в отличие от запада, стадию "аттракциона" в стереокино уже прошли к началу 80-х годов XX века, тогда по технологии "Стерео-70" стали выходить отечественный 3D картины, в которых стереоскопия играла роль самостоятельного мощного художественного выразительного средства. Но беда вт том, что на этом периоде и СССР закончился, наши технологии и опыт нами же были не заслуженно и преступно забыты, мы не увидели дальнейшего развития стереокино, а получили фейковый западный продукт в 3D-формате. Так что со стереоскопией нам нашими предшественниками проторен и указан "путь" по которому можно и нужно уже сегодня продолжить идти, а не начинать заново, как западные коллеги, с каждым витком нового появления 3D в прокате. Нам же путь этот известен, дорога проторена. Это высочайший подарок от наших предшественников, который потерять нам преступно, это наше гарантированное конкурентное преимущество здесь и сейчас, шанс возродить отечественную кинопромышленность, кинотехнологии и поднять кинопроизводство на новый уровень. Нет только воли и решимости художников активно и настойчиво потревожить государство и вернуть отечественные технологии в российское кинопроизводство.
7. Важно запомнить главное правило создателей стереоскопического кино: Если что то не интересно вообще само по себе, то оно не будет интересно и в 3D! Приставка «стерео» не спасёт отсутствие внятной идеи в произведении, а также бездарные и не выразительные средства реализации самой гениальной идеи (сценария). Таким образом, жизненно необходимо в обязательном порядке, не на факультативной, а на базовой основе открыть обучающие программы во всех киновузах и киношколах страны - по программе «СТЕРЕОСКОПИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ», на основе уже давно готовых российских учебных программ, базирующихся на научно-практической школе объёмного кино СССР и России. Произвести переподготовку кадров - преподавателей, на базе всё того-же НИКФИ (Москва). Сейчас в России (2022 год) НИКТО официально ни в одном киновузе не обучает профильных студентов - режиссёров, сценаристов, кинооператоров СТЕРЕОСКОПИИ в кино. Это тотальная ошибка, её необходимо срочно исправлять.
8. Через систему госзаказа, государственной поддержки российского кино, обеспечить отдельной строкой в ежегодных конкурсах и госзакупках, расходы на финансирование минимум 3-х проектов в год в стерео (3D) формате российского игрового кино, нескольких проектов ежегодно в стереоформате документального и анимационного кино, которое будет сниматься исключительно по российским технологиям объёмного кино, без привлечения западных кинокомпаний и западных специалистов - на основе усовершенствованной и обновлённой цифровой технологии "Стерео-70", поддержать фестивальное движение российского документального и игрового стереокино, открыть широкую дорогу в профессиональный кинематограф талантливым российским создателям 3D кино, т.е. создать конкурентную массу творцов, а потом и критическую массу творцов, способную вывести 3D кино на новый уровень искусства кино как такового. Без такой работы - отдельные "мастера" будут вспыхивать как кометы в ночи, угасая в одиночестве, ничего толком не меняя и не сдвигая с мёртвой точки, что и происходит в мире кино сегодня, управляемом и контролируемом кинопроизводителями США, у которых нет и не было никакой единой научно-практической и технологической школы 3D кино.
Выводы.
Российский кинематограф сегодня имеет уникальный шанс в лице стереоскопического вида кино совершить прорыв, скачок в своём технологическом и творческом развитии, этим уникальным шансом необходимо воспользоваться. Как можно скорее, решительно и с уверенностью в успехе.
Чтобы преуспеть в любой сфере человеческой деятельности, нужно любить это дело! Необходимо обучить, а затем и привлечь лучших специалистов и создать для них наилучшие условия творческой самореализации. Нельзя бояться пробовать учиться и пользоваться стереоскопией в кино всех видов и жанров, нельзя бояться менять "язык кино". Попытка или желание поставить себя как художника или других творцов в любые ограничительные рамки в выборе и расширении выразительно-изобразительного инструментария при создании кинопроизведения, как и "стоп-сигналы" в познании нового, для художника - смерть и его самого и искусства, которым он занимается.
И.Г. Дауров - член Союза кинематографистов России, кинооператор стереокино, победитель Международных кинофестивалей стереокино в России, США и Европе, автор технологии съёмки и производства документального стереокино, автор научно-практических статей о стереоскопии в кино в журналах "Мир техники кино", "Техника и технологии кино", "625", а также автор научно-практических статей в сфере стереоскопии в кино в материалах сборников научно-практической Международной конференции «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе и других областях» - организаторы и учредители Министерство культуры РФ, ВГИК, Союз кинематографистов России.