Архитектор Доменико Трезини в письме генерал-губернатору Петербурга Александру Меншикову в 1722 году писал: «И посылаем ныне рисунок Ангела, которой будет поставлен наверху кугеля на святой церкви Петра и Павла». Летящий хранитель с крестом на вытянутых руках вознесся над городом в 1724 году. Он символизировал благую весть и возвещал о рождении новой российской столицы. С тех самых пор небесные покровители не только возвышают петербуржцев над суетой, но и являются важной частью городского архитектурного ландшафта. В Петербурге их насчитывается больше трех тысяч. О некоторых представителях ангельского сонма города рассказывает журналист и фотограф Михаил Борисов.
Ангела на медном шаре на купол храма Святой мученицы Екатерины у Тучкова моста установили в 1823 году. Здание храма «принадлежит к архитектуре римской, но… в пропорциях ордена коринфского» и относится к эпохе расцвета петербургского классицизма. Автор скульптуры — выпускник Императорской Академии художеств академик Иван Прокофьев. В числе самых известных его работ — фриз Казанского собора, барельефы Академии художеств, группа тритонов петергофских фонтанов.
Александровскую колонну, возведенную в память о победе над Наполеоном в 1834 году, венчает ангел, попирающий змея-искусителя. Колонну открыли 30 августа — в день святого Александра Невского. Небесный покровитель, в котором искали сходство с Александром I, простер крылья над Россией, чтобы защитить отечество от невзгод. Скульптуру отливали из бронзы по проекту скульптора Бориса Орловского, автора памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора. Кстати, именно ее копия установлена в основании шпиля «Лахта Центра».
Три ангела — золотой на шпиле Петропавловской колокольни, серебряный на храме Святой Екатерины и бронзовый на Александровской колонне — образуют треугольник, который с XIX века считается местом силы Петербурга.
C середины ХVIII века небесные вестники стали непременным украшением фронтонов и аттиков петербургских зданий. На фасаде Исаакиевского собора — 115 скульптур и рельефов, на которых их можно увидеть. Архангелы держат терновый венец, пальмовые ветви победы, Священное Писание. Колоннаду купола окружают 24 бронзовых ангела с библейскими символами работы скульптора Иосифа Германа. Херувимы трубят на фронтоне Сампсониевского собора, ангелы-путти держат крест на базилике Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте. Главный штаб, Российская национальная библиотека, Александринский театр, павильоны Адмиралтейства — всюду небесные насельники.
Христианские ангелы уживаются в Петербурге с крылатыми гениями латинского происхождения. Например, в начале ХХ века богиня Славы в стиле модерн распростерла крылья на фасаде дома Товарищества по устройству жилищ на Малом проспекте Петроградской стороны (архитектор Александр Владовский), а Дом Зингера украсили крылатые девушки со швейной машинкой.
Ангельские сюжеты востребованы в петербургской архитектуре и сегодня. «Крылатый гений» с факелом в руках скульптора Михаила Белова установлен перед зданием Двенадцати коллегий — выпускники Университета на счастье чешут ему пятку. Нежно любят петербуржцы ангелов, созданных кукольником и художником Романом Шустровым. К Печальному ангелу на набережной Карповки у Первого медицинского института, установленному в 2021 году, приходят посидеть и вспомнить медиков, боровшихся с ковидом. Поминают тут и автора ангела — скульптор не пережил болезнь.
Бронзовый авиатор скульптора Дмитрия Каминкера у терминала аэропорта Пулково — тоже ангел, его крылья — крылья биплана, на которых летали пионеры авиации. «Возможно, это ангел или даже ангел-хранитель аэропорта. Но вообще внешне я его делал похожим на Бориса Россинского — одного из первых летчиков России», — говорит Каминкер.