Найти тему
Поликсена Торопецкая

Единственным памятником художнику стал музей Радищева

Оглавление

Думаю, что пришло время немного рассказать о Саратовском художественном музее, носящем имя А.Н. Радищева – всю последнюю неделю я показываю его коллекцию и собираюсь показать еще.

В самом деле, история возникновения музея необыкновенна – он был открыт в 1885 году по личной инициативе художника Алексея Петровича Боголюбова и при условии свободного доступа в него всех желающих. В основу музейного фонда легла коллекция самого Боголюбова, полотна, подаренные Александром Третьим, работы, переданные из Эрмитажа и Петербургской Академии художеств.

Почему для такого музея был выбран именно Саратов?

Ответа на этот вопрос я не нашла – ни в биографии Боголюбова, ни в жизни Радищева этот город не упомянут в связи с какими-либо событиями.

Единственное, что может связывать художника с Саратовом – это его работа над путеводителем по Волжскому речному пути, «Волга от Твери до Астрахани», заказанная ему Волжским пароходным обществом «Самолет» (довольно странное название для пароходной компании).

Этот «Самолет» решил, что необходимо «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях», и в результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов, а его старший брат Николай написал текстовую часть этого путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений», такое вот совместное производство.

Музей носит имя А.Н. Радищева по той причине, что Боголюбов был его родным внуком, сыном дочери Радищева Фёклы и, очевидно, таким образом решил увековечить имя деда.

Избрав Саратов в качестве места для будущего музея, Алексей Петрович поставил городским властям условие, что под музей они должны предоставить «постоянное, неизменное, прочное и приличное» помещение. Но, как это часто и бывает, администрация города не была готова раскошелиться на постройку здания и поэтому даже ответ А. П. Боголюбов получил только через год – видимо, рассчитывали на то, что художник передумает или решить осчастливить какой-нибудь другой город.

Листайте галерею:

Лишь в мае 1883 года – а история тянулась аж с 1877го - в Саратове, на Театральной площади, было заложено новое здание, проект которого собственноручно утвердил будущий император Александр Третий, а значительную помощь в организации музея оказал обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев.

И хоть жил Боголюбов во Франции, а в России бывал лишь наездами, свою мечту о музее он осуществил. В Саратове же он открыл и художественное училище, с 1897го года носившее его имя.

Листайте галерею:

В какой-то момент, уже в двадцатом веке, назрела необходимость реорганизации музея с использованием более современного, научного подхода:

«музей, — писали в 1918 г. «Художественные известия», — не имел определённой физиономии, а являлся хранилищем всех тех ценных и неценных вещей, которые к нему поступали. Примером такой разнородности и полной бессистемности могут служить коллекции фотографий бывших саратовских губернаторов, вице-губернаторов, городских деятелей, коллекции хрустальных изделий, скульптуры фабричной работы и т. д. Музей имел характер сундука старой бабушки, где наряду с брюссельскими кружевами и опалами лежат валенки — память горячо любимой няни».

Последовавшие годы гражданской войны были не лучшим временем для музейного дела, поэтому лишь после 1925 года, в результате того, что число сотрудников музея пополнили истинные профессионалы, экспозицию удалось грамотно и интересно организовать, отобрав действительно ценные экспонаты и разместив их должным образом.

К счастью для нас Великая Отечественная не дошла до Саратова, поэтому и музей, и его коллекция все эти годы оставались в целости и сохранности, и любому ценителю прекрасного доставит истинное удовольствие посещение этого замечательного места.

Музей и впрямь стал памятником А.П. Боголюбову, ведь место его захоронения утрачено.

Скончавшийся во Франции в 1896 году художник был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 года прах художника решили перенести на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры в «Некрополь мастеров искусств», где собирались установить новый памятник. Надо ли говорить о том, что последующие события помешали это сделать, и в результате место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным.

В память о Боголюбове назвали библиотеку искусств в Москве, я о ней рассказывала в прошлом году после того, как побывала там на концерте. Интересно закольцована жизнь: отправляясь в библиотеку его имени год назад, я и представления не имела о роли Алексея Петровича в создании Саратовского музея, хотя бывала в нем в детстве - видимо, не отложилось в памяти имя его создателя.

И вот теперь пазл сложился. Посмотрите видео о библиотеке - во-первых, сам особняк стоит того, чтобы его увидеть - это дом, принадлежавший Третьякову, а во-вторых там показан макет деревянного дома Боголюбова, стоявшего во дворе библиотеке - сам дом, к сожалению, утрачен.

Из коллекции западно-европейского искусства Саратовского художественного музея:

Музеи
137 тыс интересуются