Осенью все восемь штолен в окрестностях Ширяева до отказа заполняются летучими мышами. Здесь они собираются на зимовку и в ноябре впадают в спячку до апреля. В укрытиях и щелях они спят вниз головой и обходятся все холодные месяцы без воды и еды. Как подсчитали учёные Жигулёвского заповедника имени И.И. Спрыгина, в штольнях зимуют больше 33 тысяч летучих мышей. По численности колонии это одна из крупнейших в России и Европе зимовок осёдлых рукокрылых (к такому виду млекопитающих их относят зоологи). Sovainfo.ru выяснила, как удалось пересчитать этих животных, стоит ли их опасаться и почему их охраняют учёные и спасают волонтёры.
О мышах и людях
Летучие мыши обладают сверхспособностями: они могут ориентироваться в полной темноте, преодолевают расстояния в несколько тысяч километров и живут по 40 лет. При этом они маленькие и хрупкие и весят иной раз несколько граммов. Между тем этих удивительных животных люди боятся, приписывая им мистический ореол и несвойственные им поступки. Страхи и мифы множатся из-за скрытного и ночного образа жизни рукокрылых, а также редких встреч их с человеком.
Одни из самых распространенных заблуждений: они нападают на людей, могут запутаться в волосах и бросаются на белый цвет. Все это вымысел, - заверил главный "мышевед" Самарской области - старший научный сотрудник Жигулёвского заповедника Владимир Вехник, который знает о летучих мышах всё и изучает их несколько десятилетий. Его увлечение рукокрылыми родом из детства - еще тогда он сумел развенчать некоторые легенды о мышах.
- В детстве я жил на юге, где встречалось много летучих мышей. Они всегда мне казались необыкновенными созданиями, я часто за ними гонялся. Слышал от ребят, что они бросаются на белую простынь. Выходил с ней ночью и ждал, но никто, конечно, не бросался, ведь они ориентируются в основном по отражённому звуку, а цвета почти не различают, - поделился учёный.
Владимир Вехник приехал в Самарскую область в 1984 году и почти сразу, став сотрудником Жигулёвского заповедника, начал наблюдать за летучими мышами, которых в наших краях оказалось немало. Он рассказал, сколько потребовалось усилий, чтобы установить российский и европейский рекорды по численности зимующей колонии летучих мышей в Жигулях и как удалось в разы увеличить их популяцию.
В штольнях он частый гость. Особенно перед началом зимовки. Надо проверить, как там устроились его "подопечные" и не изменились ли климатические условия. Он светит фонарем в узкие щели и безошибочно определяет вид: там - бурый ушан, а там – ночницы. Чем дальше вглубь, тем больше в "потолке" летучих мышей.
Фото: в штольнях ночницы Брандта зимуют группами, иногда собирается до 300 особей. Такие скопления еще образуют прудовые ночницы. Остальные виды летучих мышей сидят по одиночке, иногда мелкими группами (по 2-3 мышки). Редко их находят зимующих в кучке примерно до десяти особей, предоставлено Жигулёвским заповедником имени И.И. Спрыгина
Губерния кишит мышами
Ширяевские штольни находятся на территории Жигулёвского заповедника. Среди особо охраняемых природных территорий, расположенных в европейской части России, только наш заповедник отличается максимальным разнообразием видов (15) и численностью рукокрылых.
По словам Владимира Вехника, сотрудники заповедника ещё в 1980-е годы обратили внимание на то, что летучие мыши в холодное время года осваивают заброшенные ширяевские штольни.
- С каждым годом в этом месте собиралось все больше рукокрылых на зимовку, - отметил он. – Мы задались вопросом, почему летучим мышам так приглянулись эти искусственные подземные сооружения. Ответ получили после того, как исследовали все 25 естественных пещер в заповеднике. Еще около 50 природных углублений в Жигулях осмотрели на территории нацпарка "Самарская Лука". В этих пещерах нам встречались единичные особи летучих мышей. Выяснилось, что условия для зимовки там не совсем подходящие – слишком тепло. А в штольнях - +2…+4 градуса, как раз самая оптимальная температура для спячки рукокрылых.
Сколько летучих мышей обитает в штольнях, тогда было неизвестно. Все они являлись пристанищем летучих мышей. Общая их протяжённость - около 36 км. В горе Поповой расположена самая крупная штольня, которая тянется на 11 км. Её площадь – около 90 тысяч кв. м. В ней летучих мышей больше всего.
Владимир Вехник решил провести инвентаризацию зимних "постояльцев". Пересчитывать их начали в 1995 году. Сделать это в одиночку не представлялось возможным, поэтому исследователи стали организовывать ежегодные учётные экспедиции в штольни в зимнее время.
Счёт по головам
Первое, что удалось выяснить после начала подсчёта (а считали животных буквально по головам), - что там обитают летучие мыши восьми видов (ранее было известно, что в Жигулёвском заповеднике четыре вида рукокрылых).
К бурому ушану, прудовой и водяной ночницам, северному кожанку (таёжный вид, прижившийся в Поволжье) добавились ночница Наттерера, поздний кожан, ночница Брандта и усатая ночница. Последние два вида – двойники. Но несмотря на похожесть, учёные научились их различать. Дело в том, что Брандта всегда зимует группой, а усатая ночница - по одиночке.
В последние годы ночниц Брандта в заповеднике стало больше. Этот вид доминирует почти во всех штольнях, в том числе на Поповой горе. Много здесь и усатых ночниц. Эти два вида – самые массовые. Самые редкие - ночница Наттерера, поздний кожан и северный кожанок.
- Еще на территории региона встречаются шесть видов летучих мышей-мигрантов. Это три вида вечерниц – рыжая, гигантская и малая, лесной нетопырь, двухцветный кожан и малый нетопырь. Они, как перелётные птицы, прилетают к нам весной, выводят здесь потомство, а в начале осени улетают в южные регионы, преодолевая 2-3 тысячи километров. Нередко они летят через все Поволжье в сторону Кавказа, - пояснил Владимир Вехник.
В 1996 году в регионе появился еще один оседлый вид – средиземноморский нетопырь. Летучие мыши этого вида не зимуют в штольнях. Они встречаются в Самаре, Сызрани, Новокуйбышевске, Жигулевске - прячутся в многоэтажках и административных зданиях, селятся на дачах. Летом охотятся на волжском побережье, в том числе в районе заповедника, а зимой снова возвращаются в город
В городах, кстати, можно встретить и другие виды летучих мышей, например, двухцветного и позднего кожанов.
Как сказал Владимир Вехник, шесть видов летучих мышей включены в Красную книгу Самарской области из-за сокращения их численности. Это ночница Наттерера, поздний кожан, малая вечерница, гигантская вечерница, нетопырь-пигмей, северный кожанок. Последний вид особенно тревожит учёных.
Летучие мыши укладываются спать в течение осени. В теплые сентябрьские дни ещё вылетают на охоту, а в ноябре полностью уходят зимовать до апреля. Интересно то, что каждую зиму мышки возвращаются в свою штольню, привязываясь к "дому".
- Мы выяснили, что они зимуют часто в одном и том же месте. Как они его находят – загадка: то ли по памяти, то ли по запаху. Как-то мы сняли спящую мышку, окольцевали ее и обвели мелом это место. На следующий год приходим - она снова зимует в том же месте, - поделился наблюдениями зоолог.
Совместно с геологом Михаилом Бортниковым, который организовал спелеологическую комиссию для инвентаризации пещер в Самарской области, в том числе техногенных подземных выработок в Жигулях, сотрудники заповедника в течение двух лет составили схемы этих выработок. Благодаря этому с 2001 года начались проводиться поголовные учёты летучих мышей в штольнях на зимовке. Каждый год их численность росла. В 2013 году она достигла своего максимума – 33 тысячи особей.
- Именно благодаря этим схемам мы до сих пор проводим учёты летучих мышей, - уточнил Владимир Вехник. - Наблюдаем за изменениями температуры и влажности внутри залов штолен. Мы устанавливаем там специальные устройства – логгеры, которые фиксируют ежедневное изменение этих показателей. Высота потолков в залах - от 4 до 7 метров. Ближе к полу может быть одна температура, а под потолком совсем другая. Мыши все это чувствуют и выбирают себе оптимальные условия для зимовки